Педагогика для этой династии стала не просто призванием, но и смыслом жизни. Воспитанию будущих граждан страны за последнее столетие в ней посвятили свою жизнь уже четыре поколения. Сейчас оканчивает учебу в педагогическом вузе представитель пятого поколения. Поэтому день учителя для них – главный праздник.
По семейным воспоминаниям, основателем этой династии педагогов стал прадед.
В Мордовии, откуда он родом, в начале прошлого века был настоятелем церковно-приходской школы.
В 30-х годах прошлого века всю большую семью Тишкиных выслали в Казахстан, где они обосновались в поселке № 6 Осакаровского района. Здесь уже его сын, Дмитрий Иванович, начал работать учителем истории в начальной школе села Батпак. Затем его назначили директором. После ранения на войне и комиссования он возвращается домой и становится директором школы в селе Скобелевка, где проработал десять лет.
– С тех пор наша династия не прерывалась, – рассказывает директор гимназии № 1 Темиртау Татьяна Хотенова. – У моего деда было двое детей, и оба они тоже выбрали преподавательскую стезю.
Дядя окончил Карагандинский педагогический институт и работал учителем русского языка и литературы в школе, которой руководил дед. Мало того, он женился на коллеге – учительнице математики. Вместе они переехали снова в Батпак. Там он тоже продолжил семейную традицию – 20 лет проработал директором школы № 6.
Так как все тогда жили одной большой семьей, у мамы Татьяны Хотеновой Светланы Дмитриевны перед глазами всегда был пример. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она в итоге не сомневалась и тоже выбрала профессией всей своей жизни преподавание. Пока училась в областном центре, встретила папу Татьяны, который работал на «Карметкомбинате». Вышла за него замуж и переехала в Темиртау. Всю жизнь проработала учителем химии и биологии в речевой школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи. Оттуда и ушла на пенсию.
Таких специализированных организаций образования было всего две в Казахстане, так что там учились ребята со всех концов страны.
Светлана Дмитриевна находилась там сутками, так как в интернате многие учителя совмещали свои должности со ставкой воспитателя. Поэтому сама Татьяна с сестрой буквально выросли там – ходили с ней на дежурства, в ночные смены.
– Многих детей из далеких городов родители забирали домой только на летних каникулах. Поэтому мама нередко приводила к нам ребят, которым некуда было деться на выходных или промежуточных каникулах, – вспоминает Татьяна Хотенова. – Ей было жалко своих подопечных, вынужденно лишенных домашнего тепла, уюта и семейной заботы, так что у нас постоянно кто-то жил.
Надо отметить, что воспитанники не забыли добро и любовь, которые им подарила любимая учительница. До сих пор многие из них приезжают в гости, звонят и пишут, присылают цветы и подарки к профессиональному празднику. Светлана Дмитриевна, несмотря на возраст, стала активным пользователем социальных сетей. Ловко управляясь с ноутбуком, она с удовольствием поддерживает связь со своими учениками.
Большой семейный педсовет
– Семейные праздники в нашем детстве проходили как педагогические советы, – смеется Татьяна Александровна. – Представьте, когда собирается целая толпа учителей, о чем они могут говорить? О новых методиках, интересных уроках, трудных и талантливых учениках. У моей старшей сестры не было никаких сомнений, чем заняться в жизни, – она очень любит детей, поэтому пошла учиться на преподавателя начальных классов. А я как самая младшая решила пойти против системы – заявила, что педагогом никогда не стану, хочу быть стюардессой.
Тогда мама сказала Татьяне: «Твой самолет уже приземлился. Не хочешь быть учителем – иди в медики». В итоге бунтарский дух противоречия привел Т.Хотенову в политехнический институт на неженскую специальность инженера-системотехника.
Но гены, видимо, взяли свое: не успев получить диплом, она поняла, что это все-таки не ее, она совершила большую ошибку и нужно возвращаться в педагогику. Сразу же поступила в КарГУ им. Букетова на специальность «Преподаватель математики и информатики» и с тех пор работаю в школе.
На вопрос, почему выбрала информатику, собеседница объясняет: уже тогда было понятно, что за компьютерными технологиями будущее. К тому же это не статичная дисциплина. Если основы математики и физики неизменны столетиями, то цифровые технологии сейчас меняются с космической скоростью. Конечно, это обязывает постоянно развиваться: обучаться на курсах, штудировать интернет.
– Мне не зазорно попросить помощи у детей, ведь зачастую они знают больше нас. В институте меня учили одному языку программирования. Сейчас в школьной программе изучаем уже четвертый по счету, и все это мы постигаем с детьми вместе. Кроме того, я веду в гимназии и робототехнику, с которой тоже разбираемся совместно с коллегами. Помогает и младший сын: в этом году он оканчивает карагандинский IT-лицей, так что у меня есть хороший помощник, – добавляет Т. Хотенова.
Кстати, на детях Татьяны и Марины педагогическая династия закончилась. Зато началась медицинская – старшие сын и дочь оканчивают медицинские вузы в России, и оба планируют стать педиатрами. Однако День учителя по-прежнему остается главным праздником в семье.
Раньше в это время вся большая педагогическая родня собиралась в отчем доме в селе Батпак, сейчас остались только семьи двух сестер. Неизменно они проводят его рядом с мамой, которая принимает поздравления от выпускников с бесконечными букетами и тортами вживую, а также по телефону и через соцсети от учеников из разных стран.
Многие из них вдохновились примером учителя и тоже пошли по ее стопам. Работают директорами школ.
Даже находясь давно на пенсии, педагог до сих пор дает полезные советы и наставления дочерям и учит их на собственном примере показывать детям правильное воспитание.
Светлана СВИЧ
Фото из личного архива Татьяны Хотеновой