По данным Национального агентства по усыновлению, в настоящее время в 138 казахстанских детских домах воспитываются порядка пяти тысяч сирот, 80% из которых входят в категорию «социальные». Это дети, родители которых живы, но лишены прав или просто перестали выполнять свои прямые обязанности.
И эта цифра была бы гораздо большей без школы приемных родителей, в которой обучаются все желающие усыновить сирот. О ее работе, преодолении психологических барьеров будущих мам, пап и детей, которые должны стать им родными, проблемах усыновления и многом другом рассказала координатор психологической службы Национального агентства по усыновлению Дарья УШАЕВА.
– В 2016 году в Казахстане появился центр поддержки усыновления, который за это время стал полноправным агентством, помогающим стать родителями всем желающим независимо от места их проживания.
Если говорить о цифрах, то по состоянию на 1 сентября этого года за шесть лет проконсультировано 14 389 граждан. Обучено и подготовлено в школе приемных родителей 3 708 человек, а 1640 детей обрели семьи.
Наша задача – помочь кандидатам, которые хотят принять в семью ребенка. И речь идет не только об усыновлении, но также о патронате, опеке, наставничестве. Одним словом, мы работаем со всеми, кто хочет принять в семью ребенка. Потому что считаем своей миссией сокращение казенных учреждений. У каждого малыша должна быть семья, и мы идем к своей цели – пусть постепенно, потому что процесс этот непростой, но твердо, – отмечает Дарья Ушаева.
Психолог подчеркивает, что одного желания усыновить мало.
Важно быть готовым стать родителем, тем более приемным. Поэтому все кандидаты проходят психологическую подготовку в школе приемных родителей. Но сразу в нее невозможно попасть. Предварительно с будущими мамами и папами проводится тестирование, во время которого психологи определяют готовность кандидатов к самой главной и сложной роли в своей жизни. Поэтому во время ответов у будущих опекунов уходит нередко до трех часов.
– Для нас важен мотив взрослых, которые хотят усыновить сирот. Мы понимаем, что идеального родителя не существует, но все же большое значение имеет факт готовности человека стать матерью или отцом.
Нередко бывает так, что семейная пара видит в ребенке просто спасение для своего брака, который трещит по швам. Муж или жена наивно полагают, что дети смогут спасти и сохранить семью.
Другие хотят заполнить пустоту в жизни, еще кто-то ищет друга или собеседника. Наши психологи сразу подчеркивают, что дети не являются партнерами или спасательным кругом, потому как после решения проблемы они могут стать не нужными взрослым. Ребенок – это личность, требующая к себе большого внимания, – говорит Д. Ушаева.
Школа приемных родителей – это 14 недель непрерывной и огромной работы прежде всего над собой и своим психологическим состоянием.
И в ней важно не получение сертификата, который выдается по окончании курсов, а готовность к родительству.
В ШПР психологи не просто рассказывают, что дети могут болеть, капризничать, не оправдать ожидания родителей и вовсе оказаться нежеланными для новой семьи. Здесь учат принимать ребенка с его недостатками и любить. А это очень сложно, особенно с приемными детьми, у каждого из которых уже есть своя печальная история потери или утраты близких людей.
– Психологи разбирают разные ситуации, и все примеры взяты из опыта приемных семей. Кандидаты, проходя подготовку в ШПР, начинают анализировать свои ресурсы. И тогда кто-то отказывается от идеи усыновления, что для нас считается вполне нормальным, никто за этот шаг назад не осуждает человека. Ведь он провел внутреннюю работу, проанализировал свою жизнь, мысли и поступки и понял, что приемная семья. Это совершенно иное, нежели картина, которую он себе представлял. Обычно такие люди не полностью отказываются от мысли об усыновлении, они становятся волонтерами, наставниками, которые не забирают детей, а становятся их спутниками. И это тоже большой шаг.
Главное, что они осознали на начальном этапе тот факт, что не желают или не могут стать родителями.
Гораздо хуже было бы потом – когда опекуны возвращают ребенка в детский дом, – считает психолог.
Специалисты школы приемных родителей не бросают своих взрослых подопечных даже после того, как выдают им сертификаты. Они сопровождают опекунов еще в течение трех лет, а если и в будущем остается потребность в психологах, то работа с родителями ведется и дальше.
Кстати, есть один примечательный факт – сертификат выдается конкретному человеку, а не семье.
– Сопровождение родителя – это не контроль, как представляют себе многие из нас, когда приходят органы опеки и начинают проверять все в семье – от содержимого холодильника и наличия одежды до расчета квадратных метров в квартире. У наших специалистов иная функция – они наблюдают за тем, как семья проживает кризисы, каким образом формируется привязанность между приемными родителями и ребенком, как кровные дети относятся к приемным братьям и сестрам, как проходит процесс адаптации. Для тех, кто вдруг осознал себя готовым принять в семью чужого ребенка, важно понять – этот путь непростой, и нет права на ошибку. В противном случае вы можете искалечить жизнь маленького человека, – подчеркивает Дарья Ушаева.
Самал АХМЕТОВА
Фото предоставлено Национальным агентством по усыновлению