В рамках Года рабочих профессий в регионе показали, как с младых ногтей взращивают будущих специалистов.
«Итак, давайте повторим правила нашей лаборатории. Ничего не трогать руками до тех пор, пока не сказали. Не махать руками, не бегать, ничего не брать в рот. А теперь мы с вами проведем эксперимент, который называется «Химические тучки»».
Так началось занятие в группе предшкольной подготовки «Жемчужинка». Еще пока маленькие научные сотрудники «колдовали» над мукой, красителем и пищевой содой. Получились «тучки», они как бы взрывались. Это результат химической реакции, при которой выделился газ. Сказать, что дети были в восторге – это ничего не сказать. Таким образом малышей вовлекают в так называемую раннюю профориентацию. Им рассказывают о различных профессиях, о том, чем занимается тот или иной специалист.
– Наш детский сад работал в «Крутой науке» с 2021 года. Это был международный проект, который также реализовывался в Узбекистане и Украине. С прошлого года мы вошли в Дорожную карту развития образования Карагандинской области. Детский сад стал участником проекта «Крутая наука для любознательных». Наши педагоги прошли обучение и получили соответствующие международные сертификаты. Проект рассчитан на работу с детьми в возрасте от 4 до 6 лет. Предусмотрена хорошая информационная и материально-техническая база. Выделены 3 направления: естественнонаучное, физико-техническое и гуманитарное, – делится Ирина Обердерфер, директор яслей-сада «Салтанат» города Шахтинска.
Что находится внутри нас? Откуда берется дождик? Что такое температура? Ответы на эти и другие вопросы дети найдут, работая в естественнонаучном направлении. Оно пробуждает интерес к миру природы, развивает эмпатию, стимулирует бережное отношение к окружающей среде и животным. А в физико-техническом направлении малыши узнают, откуда берется энергия, как работает компас, что такое свет и звук. То есть они изучают явления, с которыми сталкиваются каждый день.
Также работа здесь предполагает создание различных макетов, опытных образцов, например изготовление статоскопа, мембранофона, фильтра и т.д. Ну а в гуманитарном направлении дети самостоятельно изучают интересные им темы или вместе с родителями ищут (в том числе и в энциклопедиях) ответы на интересующие вопросы. Допустим, почему не тонут тяжелые корабли или откуда берутся камни…
– Кроме того, мы поддерживаем преемственность со школой, воспитанники приходят туда на экскурсии, знакомятся. Это нужно для того, чтобы дети плавно переходили к более углубленному изучению науки в будущем. Проект «Крутая наука для любознательных» помогает выявить способности малышей к научным дисциплинам, таким как химия, физика, биология, и развивать навыки в этом направлении. Сюда включено много опытно-экспериментальной деятельности. Дети, участвуя в опытах, познают законы физики, химии, инженерные механизмы. Так происходит ранняя профориентация дошколят. Воспитанники пробуют себя в роли исследователей, что может стать первым шагом к будущей профессии, – считает И. Обердерфер.
К слову, в «Крутой науке для любознательных» занято 100 малышей я/с «Салтанат». Проект масштабируется. Представители других детских садов (не только Шахтинска) приезжаютт на мастер-классы, перенимают опыт. В Дорожную карту были включены 9 дошкольных учреждений. В декабре прошлого года добавились еще 11. Проектом заинтересовалось Министерство просвещения.
Сотрудничает «Салтанат» и с Шахтинским технологическим колледжем. Его студенты для малышей разработали радиоконструкторы. Так дошколята учатся собирать простейшие схемы, знакомятся с инженерной сферой.
От карты до картинга
В Шахтинске занимаются профориентацией и во Дворце школьников. В его стенах более двух тысяч ребят в возрасте от 4 до 18 лет бесплатно занимаются в 145 кружках по 11 направлениям. Дворец образовался в 2020-м в результате реорганизации детско-юношеского центра. К нему присоединили межшкольный учебно-производственный комбинат. Еще через год на базе второго корпуса Дворца школьников заработал Центр профессиональных компетенций и карьерного роста. Здесь ребятам помогают определиться с будущей специальностью. Проходит психологическая диагностика в индивидуальном и групповом формате с использованием различных методик (опросы, тесты, тренинги, игры и т.д.) Работают не только с детьми, но и с родителями. Делают это педагоги-профориентаторы.
– Проводим профдиагностические мероприятия, различные анкетирования, дни открытых дверей, собрания родителей. В ходе психологической диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии. Также проводится профессиональная консультация. На втором этапе, когда уже сформирован список профильных направлений, сотрудники центра помогают подростку определиться с выбором желаемой специальности, а также предоставляют информацию о вузах и колледжах. Кроме этого, организовываем экскурсии в учебные заведения и на предприятия Карагандинской области, – рассказывает Марина Морозова, заведующая Центром профессиональных компетенций и карьерного роста.
Во Дворце школьников для учащихся 10-11 классов реализуется творческий проект по предпрофильной подготовке «Выбор будущего». Это кружки по различным направлениям: «Автодело», «Автослесарь», «Технология приготовления пищи», «Основы медицинских знаний», «Парикмахер-визажист», «Дизайн одежды», «Спасатель», «Основы психолого-педагогической деятельности», «Масс-медиа». Их посещает более 600 старшеклассников. Взять, к примеру, кружок «Спасатель». Здесь ребята знакомятся с профессией. Если она им понравится, то поступят в соответствующий колледж, где обучают этой специальности.
– Как в детсаде были подготовительные группы к школе, а наши кружки можно назвать подготовкой к поступлению в колледж или вуз. В «Спасателе» изучают технику лазанья по рельефу, веревочную технику, разновидности узлов, ориентирование на местности, топографические знаки. Занимаемся и медицинской подготовкой. Есть у нас и кружок по туризму, – говорит Александр Шилов, заведующий отделом туристско-краеведческой деятельности Дворца школьников.
Кружку «Автодело» – более 40 лет. Ему отведено несколько кабинетов. Примечательно, что после обучения здесь выдают права категории «B». В учебном процессе используется современный тренажер. Надо отметить, что с автомобилями здесь знакомят не только старшеклассников. По каждому кружку есть целый блок. К примеру, «Автоделу» или «Автослесарю» предшествует «Страна Светофория» – для малышей детсада. Затем – «Юные инспекторы движения», за ним «Юный автомобилист». То есть идет некая преемственность. Это позволяет с раннего возраста определить, к чему ребенок тяготеет.
С 2022 года реализуются профориентационные проекты: медицинский класс, педагогический и экокласс.
– К примеру, в рамках медкласса подписан договор с больницей г. Шахтинска. Дети ходят на экскурсии, встречаются с докторами, которые рассказывают о своей профессии. Работаем с колледжами и медорганизациями. 15 выпускников наших школ уже поступили на медицинские специальности по гранту. И сами врачи к нам приходят для беседы с детьми. Нас посещали стоматологи, терапевты, гинекологи.
В целом, считает Сайра Сагадиева, методист отдела образования г. Шахтинска, кружки помогают определиться с профессией. Ведь бывает так: выпускник школы пошел учиться на медика. А по окончании учебы или как приступил к работе, понимает, что это не его. То есть условно потерял 7 лет. А проводимая профориентация помогает сэкономить время.
– Погружать детей в мир профессий начинаем с дошкольного возраста, – добавляет Николай Онсович, руководитель городского отдела образования. – У нас есть программа ранней профреализации. Над ней начали работать лет 5 назад. Заключен меморандум между Шахтинским технологическим колледжем и детсадами города по ранней профреализации. Ей предшествовало внедрение проекта по робототехнике для детей с 4 до 6 лет. 5 лет работали в этом проекте. И сейчас он вышел на новый уровень.
Второй этап – сохранение материальной базы, доставшейся после учебно-производственного комбината (ныне Дворец школьников). Все ученики 10-11 классов по окончании школы обязаны получить рабочую профессию. В этом году, благодаря поддержке областного акимата, в рамках Года рабочих профессий будем реализовывать новый проект – открытие первого в Карагандинском регионе школьного автокартодрома с закупом 10 картов.
Успеть за технологиями
Проект, о котором упомянул Н. Онсович, называется «ТехноМалыш». Он направлен на формирование у детей интереса к техническим дисциплинам с самого раннего возраста. Это закладывает фундамент для будущей профессиональной ориентации и способствует развитию кадрового потенциала страны. Над «ТехноМалышом» трудились специалисты саранского ТОО «Silk Road Electronics» и студенты Шахтинского технологического колледжа.
В результате были созданы интерактивные образовательные наборы-радиоконструкторы. Они помогают дошколятам в игровой форме освоить основы электроники и программирования. Дети смогут самостоятельно собрать и настроить простейшие электронные устройства: радиоприемники, сигнализации, светильники. Ну а дальше, переходя к более сложным проектам, ребята смогут собирать макет умного дома. Такой подход позволит детям не только развить техническое мышление, но и получить представление о современных технологиях. Вышеназванные наборы-радиоконструкторы мы и видели в я/с «Салтанат».
– Детям, конечно, не можем давать мелкие детали. Поэтому делаем то, с чем им будет легче работать. Радиоконструкторы разрабатывала группа наших студентов. Сейчас проект еще на стадии реализации. К этим наборам создаем цветные книжки-раскраски, по которым дети будут собирать, а для воспитателей – методические рекомендации. Лишь 26% восьмиклассников имеют технический склад ума. А в век высоких технологий этот процент надо увеличивать. Вот поэтому и работаем над проектами, развивающими техническое мышление. Кроме того, организовываем профпробы – дети к нам приезжают. Наши преподаватели и мастера производственного обучения совместно со студентами проводят определенные мастер-классы, – рассказывает Валентина Тарасова, заместитель директора по учебно-производственной работе Шахтинского технологического колледжа.
Учебное заведение сотрудничает с предприятиями Карагандинской области. Социальными партнерами колледжа являются ТОО «Kazcentrelectroprovod» (КСЕР), АО «Qarmet», ТОО «Silk Road Electronics». Там студенты проходят производственную практику. В целом в рамках дуального обучения колледж работает с 19 предприятиями. Также учебное заведение реализует целевой государственный образовательный заказ по заявкам работодателей. К примеру, для шахт ежегодно готовят 25 специалистов. В среднем процент трудоустройства выпускников доходит до 85.
Есть и международное сотрудничество с колледжами России и Беларуси. Сейчас рассматривается вопрос об академической мобильности студентов, например по сварочному делу.
– У нас есть такие специальности, которых нет ни в одном колледже Карагандинской области, – гордится директор заведения Алия Саттыбаева. – К примеру, готовим мастеров по ремонту траволаторов, эскалаторов и лифтов. Вот макет подъемного устройства, 4 этажа. Здесь моделируются различные поломки, и студенты должны определить их и устранить. Еще готовим мастеров на газопровод Кызылорда – Астана. В классах у нас современнейшее оборудование, которое не у каждого предприятия имеется.
По словам руководителя отдела управления образования Гульданы Нұрсұлтан, о важности рабочих специальностей говорит Глава государства. Поэтому в регионе проводится большая работа в этом направлении.
– Так называемая ранняя профилизация, когда сегодня в детсаде дети были химиками, завтра – биологами, послезавтра – строителями. В школе реализуются проекты: педагогические, медицинские, агроклассы. Все для того, чтобы помочь с выбором профессии в будущем. Уже как года два есть «пилот»: на базе школ дети обучаются специальностям колледжа. К примеру, ученики школы № 59 (в Караганде) получили диплом парикмахера-универсала. То есть идет взаимодействие между колледжем и школой. Шахтинский технологический колледж участвует в вышеназванном пилотном проекте.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Жангелді ӘБДІҒАЛЫМОВА