«Человек ищет работу, заглядывает к нам – и мы подхватываем его, обучаем, одеваем, обуваем, трудоустраиваем, вопросы с жильем поможем решить и даже женим его здесь!» – улыбаясь, рассказывает директор ТОО «KamaTyresKZ» Александр Смышляев. Специально для корреспондента «ИК» он провел экскурсию по строящемуся объекту. Напомним, завод, который расположен на территории индустриальной зоны «Saran», строится с участием АО “СПК “Сарыарка” и будет заниматься производством шин.
Такой в Казахстане – единственный. Первый камень в его строительство был заложен в апреле 2021-го. И уже в конце этого года объект должны ввести в эксплуатацию. Сейчас на стройке трудятся порядка 740 человек. Основные работы подходят к завершению.
– На данный момент приступили к монтажу оборудования, – рассказывает директор ТОО «KamaTyresKZ». – Мы его разгружаем в главный производственный корпус. На площадке находятся специалисты шеф-инженеры, шеф-монтажники из России и других стран – Словакии, Словении. В конце ноября – декабре мы планируем выдать первую продукцию в режиме пусконаладочных работ. На серийный выпуск выйдем в третьем квартале 2023 года. Общий объем продукции 3,5 миллиона шин в год. Из них легковые и легкогрузовые – 3 млн и 500 тысяч для грузовых машин и автобусов. Изготавливать шины будем по технологии ЦМК (цельнометаллический каркас). Это одна из самых передовых технологий.
Но это только один из этапов. В планах – после выхода на проектную мощность – производство резинотехнических изделий. Например, завод сможет обеспечить шахты конвейерными и транспортерными лентами, будут изготавливать изделия для машиностроения. А затем наладят и выпуск крупногабаритных и сельскохозяйственных шин.
Александр Смышляев отмечает, что проект масштабный и уникальный. При других условиях на строительство и запуск такого завода ушло бы лет пять:
– За основу взято такое же предприятие в Нижнекамске. Оборудование сюда завозится современнейшее. Его в рамках лизинга закупает и предоставляет АО «Фонд развития промышленности». Ведется технический надзор, авторский. Примечательно, что здесь никто никого не ждет. Строители включались в проектирование сразу. Проектные решения принимались на месте. Строительство на личном контроле акима области Жениса Касымбека. Он регулярно посещает объект. Поддерживает и глава города Сарани Ержан Темирханов. Ощутимую помощь (в частности с выделением земельных участков, финансированием) оказывает АО «СПК «Сарыарка», это один из инициаторов проекта наряду с АО «Allur Tyres», ПАО «Татнефть».
Кадровый вопрос
Если такой завод в стране первый и единственный, то значит, и специалистов по производству шин у нас нет. Где же их взять? Для этой цели набранных сотрудников отправляют в Нижнекамск в Татарстане. Там они обучаются и получают производственный опыт: работают на таком же предприятии, на аналогичном оборудовании. Уже сейчас на заводах Нижнекамска трудятся более 150 человек.
– Это такие профессии, как сборщики покрышек, машинисты резиновых смесей, вулканизаторщики. В принципе, весь охват по технологическим специальностям у нас имеется. Остальной добор кадров будем производить здесь. Ребята, приехавшие из Нижнекамска, – носители знаний и будут передавать их следующим сменам, которые придут работать на завод. Это так называемое каскадное образование. Кроме того, уже внесены коррективы в образовательные программы Саранского высшего гуманитарно-технического колледжа имени Абая. Уже введены 2 новые специальности и около 4 квалификаций. Обучать там шинников будут около 2 лет, к тому же они будут проходить у нас практику. Так что на завод придут подготовленные, знающие, что такое шинное производство, люди. В колледже на данный момент уже 68 человек проходят обучение, – говорит А. Смышляев.
Прямиком из колледжа планируется принимать на работу бухгалтеров, экономистов, электромехаников. Вдобавок ко всему заключен меморандум с Карагандинским техническим университетом. Оттуда будут набирать технологов, мастеров, заместителей начальников цехов, то есть тех, кто управляет производством.
В целом на заводе будут работать боле 1100 человек, из них около 30% – инженерно-технические работники.
На данный момент на предприятии работает более 280 сотрудников. Больше 150 проходят производственное обучение в Нижнекамске. Ребят там расселяют в специально подготовленные общежития гостиничного типа, где есть все необходимое: стиральные машины, микроволновки, постельное белье, телевизоры. Для доставки на предприятие выделен специальный автобус. Есть скидочные карты на питание. И даже зарплату они там получают.
– Часть заработной платы они получают здесь, часть – там. Им также отдельно считают ночные смены, интенсивность, премии начисляют. Спецовкой снабжаются за счет предприятия. Все условия – только учитесь и работайте. Некоторые даже успевают поступить в институт по специальности (заочная форма), чтобы в будущем уже работать на руководящих должностях. Кто-то начинает заниматься в кружках и секциях по интересам. К примеру, гоняет в футбол или изучают единоборства. Вообще, чтобы овладеть профессией шинника, нужен не год и не два. Бывают, хвастают: мол, не так уж и сложно, я все умею. Ставишь такого на самостоятельную работу – и пошел брак. Как завод будет запускаться, мы дополнительно пригласим наставников из Нижнекамска. В общей сложности там должны пройти обучение и стажировку около 500 человек, – сообщил А. Смышляев.
К слову, порядка 40 человек уже вернулись в этом году и принимают активное участие в подготовке к запуску. Предусмотрели и жилищный вопрос для сотрудников. По словам А. Смышляева на территории РТИ будут построены два 90-квартирных дома. Участок с придомовой территорией уже определен. Может возникнуть потребность еще в 2 многэтажках. Но их предприятие планирует взять в аренду.
– Для жителей Карагандинской области организуем транспорт. Мы уже возим некоторых сотрудников из Караганды и других городов, – делится А. Смышляев. – Кроме того, при поддержке акима Сарани сюда запущено 2 городских маршрута. У нас работают ребята из Темиртау, даже из Костаная. Там целая семья. Сейчас они в Нижнекамске. По возвращении хотят перебраться на ПМЖ в Сарань. Более 90% сотрудников, которые будут у нас работать – это жители Республики Казахстан.
Мультипликативный эффект
Вернемся к заводу. Современное оборудование для него доставляют из Германии, Италии, Чехии, Словакии, Словении, Португалии и Китая. Срок гарантийных обязательств – от 18 до 36 месяцев. При установке агрегатов присутствуют шеф-инженеры иностранных компаний. Это обязательное условие контракта. Более 50% оборудования уже завезено. Сырье для производства (синтетический и натуральный каучуки, технический углерод) будет поставляться из России.
– Основными компонентами шин являются каучуки и технический углерод. У «Татнефти» есть собственные заводы по выпуску каучуков и углерода. Все сырье будет проходить входной контроль качества еще там, и к нам оно уже попадет проверенным. В 2025-2026 годах завод по производству каучуков должен появиться в Атырау, и тогда поставки пойдут оттуда, – рассказывает А. Смышляев.
Он показал нам основное производственное помещение, в котором будут производить шины. Здесь 3 цеха: цех подготовки сырья, где готовят резиновую смесь; сборочный – там изготавливают сырую шину, весь процесс автоматизирован. А уже в цехе вулканизации будет действовать форматор-вулканизатора. Эта машина выдаст готовый продукт, который мы привыкли видеть. К станку подводят все необходимые энергетические параметры: пар, перегретую воду, горячую воду, вакуум. За цехом вулканизации отведен большой участок для инспекции качества. Здесь проверят сырье и готовую продукцию. Делать это будут визуально и с помощью агрегатов испытаний на силовую однородность и динамический дисбаланс.
– Шину будем просматривать в том числе и с помощью рентген-установки. Кроме того, строим лабораторию, где испытаем готовую шину на давление, на разрыв, даже пилить ее будем. И лаборатория, и участок инспекции качества позволят нам выдавать только качественную продукцию. Сейчас готовимся к подаче тепла, устанавливаем регистры. У нас свои индукционные котлы, своя котельная. Тянем воду, газ, электричество. Ввод котельной будет поэтапный, – говорит директор ТОО «KamaTyresKZ».
Так что в цехах люди не замерзнут. Да и вообще для сотрудников создают все условия. Это административно-бытовой комплекс, где столовая на 100 мест, душевые, прачечная, стоянка для машин. Всю территорию осветят, озеленят и благоустроят. Завод должен работать в 2 смены по 12 часов и останавливаться будет раз в месяц для ремонтных работ. По словам Александра Смышляева, на предприятие еще требуются работники и устроиться сюда может любой желающий.
В целом запуск производства имеет мультипликативный эффект. Это и экономическая безопасность, и строительство заводов по нефтепереработке, и приемлемые цены на изделия. А это значит, что не будет необходимости покупать ее втридорога. Решатся вопросы внутреннего рынка, завод сможет поставлять продукцию для машиностроения. Да и население Карагандинской области, в частности Сарани, обеспечат постоянными рабочими местами. Это также поспособствует развитию моногорода.
Стоит отметить, что в начале месяца предприятие посетил Президент РК Касым-Жомарт Токаев. Он поручил завершить формирование инфраструктуры индустриальной зоны «Saran».
«Задача государства – создать благоприятные условия для увеличения производства товаров средних и верхних переделов. В Карагандинской области на территории специальной экономической зоны «Сарыарка» и индустриальной зоны «Saran» уже реализуется ряд перспективных промышленных проектов, запущены крупные предприятия. Они могут и должны выступить в качестве площадок для релокации зарубежных компаний. Нужны только соответствующие условия. Поэтому Правительству поручается завершить в 2023 году формирование инфраструктуры индустриальной зоны «Saran», – сказал Президент.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Александра МАРЧЕНКО
г. Сарань