В этом году известному ученому-геологу, первому президенту Академии наук Казахской ССР Канышу Имантаевичу Сатпаеву исполняется 125 лет. Его имя тесно связано с периодом становления промышленности и науки Казахстана. Когда горожане проходят возле памятника Сатпаеву, установленного на площади перед карагандинским вокзалом, то ощущают его величие и мудрость. Он был истинным патриотом и гражданином, превыше всего ставившим интересы страны и своего народа. Вот и на вопрос премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля: «Неужели все казахи такие же великаны, как и вы?» Сатпаев ответил: «Мой народ выше меня».
Каныш Сатпаев – первый казахский геолог, открывший полезные ископаемые недр Казахстана, медные запасы Джезказгана. Он родился 12 апреля 1899 года. Примечательно, что и День геолога в Казахстане отмечается в первое воскресенье апреля. В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства хранятся произведения, посвященные Канышу Сатпаеву и представителям самой интересной и романтичной профессии – геологам.
Карагандинский художник по металлу и живописец Жаксыбай Калиакпаров написал картину под названием «Геолог Каныш Сатпаев» в технике масляной живописи в 1991 году. В разное время он работал художником-реставратором в областных краеведческих музеях в Жезказгане и Караганде. Несколько лет посвятил ювелирному мастерству. На полотне молодой Каныш одет в рубашку и свитер, поверх плотная куртка с капюшоном цвета хаки. Брюки коричневого цвета сшиты из прочной ткани. Молодой геолог рад тому, что нашел минерал медной руды. Он держит его в руках как драгоценность. Через плечо перекинута дорожная сумка, в которой виден молоток. Радостное настроение мужчины передает и небо, окутанное облаками. В нижнем левом углу картины – зеленый грузовик, который едет по проселочной дороге. Второе произведение Жаксыбая Калиакпарова «Портрет Каныша Сатпаева» изготовлен в технике художественной чеканки в 1999 году и посвящен 100-летию великого ученого.
В 1969 году живописный портрет Каныша Имантаевича написал карагандинский художник Нургиз Жунусов. Лучший геолог страны изображен сидящим у письменного стола. Перед ним лежит блокнот и ручка, на столе – минералы. На полотне академик Сатпаев что-то рассказывает невидимому собеседнику, а позади него карта Казахской ССР, где видны Балхашский регион и Аральское море. Рядом тумба, драпированная красным атласом, на которой лежат образцы камней и минералов.
Казахстанский художник Т. Ахметбеков изготовил гипсовый барельеф Каныша Сатпаева. Мастеру удалось передать добродушный взгляд ученого, внесшего огромный вклад в развитие промышленности Казахстана.
Художник-живописец, ветеран Великой Отечественной войны, один из создателей Карагандинской областной организации Союза художников Раимкул Есиркеев написал портрет Каныша Сатпаева в технике «сухой кисти» на хлопчатобумажной плотной ткани – бязи. Раимкул создал множество удивительных картин, художник обладал необычайным талантом.
Имя Каныша Сатпаева неразрывно связано с геологией. Художники, вдохновленные этой наукой, создали произведения, изображающие геологов во время работы. Как, например, работа, датируемая 1947 годом — картина советского художника Михаила Белова «Геологи над изысканием сырья». На холсте двое мужчин, расположившись прямо на земле, обсуждают находку. Один из них в темно-синем пиджаке и светлых брюках, на голове белая фуражка. Его собеседник, одетый в светло-голубую рубашку и плотные штаны, доказывая свою точку зрения, держит в руках минерал и лупу. Они трудились, и их усилия были награждены. Неподалеку пасутся две лошади, видна палатка. А в верхней части представлен восхитительный пейзаж с заснеженными вершинами гор.
Еще одно произведение 1947 года, написанное в технике масляной живописи, кисти советской художницы Ольги Кужеленко, называется «В кабинете геолога». Привлекает внимание живописное произведение 1974 года члена Союза художников СССР Дмитрия Калачева «Геологи в Восточном Казахстане».
Эти произведения искусства отличаются высокой степенью реализма и передают атмосферу исследовательских экспедиций. Картины бережно хранятся в фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства.
Кайрат БЛЯЛОВ
Фото автора