Несмотря на то что дорожным компаниям неоднократно делались предупреждения, чтобы те временно залатали ямы на проезжей части, далеко не все поспешили приступить к исполнению. Между тем наступила пора вести полноценную укладку асфальтобетона, но и этот процесс почему-то затягивается.
Тема плохих дорог Караганды неоднократно поднималась в социальных сетях. Автолюбители наперебой выкладывали фотографии участков, напоминающих поле битвы. Эти иллюстрации не остались незамеченными и местными властями, которых обязали чаще мониторить просторы Всемирной паутины. Глава областного центра Ермаганбет Булекпаев дважды проводил совещание, акцентируя внимание акимов районов, отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, а также подрядных организаций, чтобы те приняли меры. Под его «прицел» попали шесть организаций, и больше всего нареканий было в адрес двух из них – ТОО «СапаЖолСтрой» и ТОО «Ұлар МК».
Сначала бурная реакция на то, что асфальт сошел вместе со снегом, была в конце прошлого месяца. На аппаратном совещании аким города четко озвучивал дату – до конца марта временно закрыть все дефекты на дорогах. Причем в своем решении он был непреклонен. На него не действовали доводы провинившихся подрядчиков, пытавшихся в свое оправдание сказать, что не могут работать в таких неподходящих условиях.
Но, как оказалось, слякоть и холод – не помеха тем, кто хочет закрепиться на этом рынке. Некоторые дорожники все-таки стали закрывать пробоины щебнем, брусчаткой.
А уже через несколько дней улицы областного центра вновь были захвачены в плен метелями и обильными осадками. По понятным причинам работа застопорилась.
Напомнить про обязательства подрядчиков градоначальник решил первого апреля. Тогда он провел расширенное совещание, где ответ держали все, кто имеет отношение к ремонту дорог. Ермаганбет Булекпаев внял изложенным доводам и отсрочил время «расплаты» до четвертого апреля.
Не прошло и дня, как вновь изменились планы. Свои коррективы внесло внезапное потепление. Вода, хлынувшая со степи, доставила немало хлопот жителям города, особенно Юго-Востока. И о ямах опять забыли.
Благо ситуация с подтоплением стабилизировалась уже к концу прошлой недели.
Хотя погода располагала, но почему-то ни подрядчики, ни коммунальщики не торопились возвращаться к ремонту проезжей части, где образовались дефекты.
В Караганде на гарантийном обслуживании находятся 62 участка автомобильных дорог площадью 104,1 километра. Полноценное обследование совместно с административной полицией города и техническим надзором у отдела КХ, ПТ и АД намечено на первую декаду апреля. Пошла вторая. Но рейдов еще не было.
Стоит отметить, что повышенное внимание местных исполнительных органов было уделено дорогам по улице Гоголя: ул. Космонавтов – ул. Складская, а также улице Казахстанской: проспект Бухар-жырау – ул. Московская, где фигурируют компании, взятые на «карандаш». И что интересно, еще к обеду 12 апреля подрядчики не особо торопились исправить ситуацию.
По словам руководителя ТОО «СапаЖолСтрой» Жандоса Шохшина, к ремонту на объектах, находящихся на гарантийном обслуживании, они только приступают.
– Мы начинаем запускать асфальтобетонный завод, – пояснил он. – Ямочный ремонт планируем завершить до конца текущей недели. Пока идет нарезка. Используем битум заводов Актау и Павлодара. Производители предоставляют сертификат. Иногда, конечно, качество битума плохое – он как вода. Тогда добавляем различные примеси. Провести дополнительные лабораторные исследования мы не можем. Это делают в Алматы. Результат нужно ждать месяц. А ТОО «Центр качества дорожных активов», с кем заключил договор отдел КХ, ПТ и АД города, в основном проверяет только качество щебня и асфальта. Что касается временной укладки брусчаткой, то такую работу мы провести не могли по техническим причинам – глубина выбоин не позволяла это сделать. А так все обязательства по гарантийному обслуживанию дорог выполним.
В свою очередь завсектором пассажирского транспорта и автомобильных дорог Караганды Нуржан Тасмагамбетов пояснил: предварительный осмотр проезжей части показал, что в переделке нуждаются 10 участков.
– К устранению ям приступили пока только в ТОО «РСУ по ремонту дорог», – сказал он. – Они запустили асфальтобетонный завод. В понедельник работали на Саранском шоссе. После они перейдут на другие объекты. Компании, которые хотят внести в список недобросовестных, потому что в их адрес неоднократно были выписаны предписания и даже приходилось обращаться в суд, приступят к ремонту в ближайшие дни. Они не проводили временный ямочный ремонт, так как это было нецелесообразно. Например, ТОО «Ұлар МК» будет полностью перекладывать верхний слой щебеночно-мастичного асфальтобетона по улице Гоголя: ул. Космонавтов – ул. Складская. Из-за холодного ветра пока укладывать его нельзя. К началу следующей недели, думаю, они уже смогут приступить к работам. В ТОО «СапаЖолСтрой» тоже ждут благоприятных погодных условий.
Между тем, как пояснили в отделе ПТ и АД, за контролем качества дополнительно будут наблюдать представители Общественного совета Караганды и городского маслихата. Уже есть определенные договоренности. Также подключатся специалисты технадзора и Центра качества дорожных активов.
Кстати, ранее аким Караганды Ермаганбет Булекпаев инициировал наложить штрафные санкции на всех провинившихся подрядчиков. Как сообщили в отделе административной полиции города, предписания компаниям, которые несвоевременно устранили дефекты на дорогах, стали выдавать на днях. Всего их 24.
На то, чтобы устранить все замечания, дорожникам отводят 10 дней. Если же по истечении этого срока они не выполнят обязательств, то на них подадут в суд. А там уже определят: сколько МРП удержать в пользу государства.
Между тем «ИК» проехала по местам «боевой славы» дорожников. Техника и рабочие были замечены только на центральном проспекте города – Бухар-жырау. Но бурной деятельности по ямочному ремонту там, к сожалению, не наблюдалось.
Интересно, сколько еще совещаний придется провести главе областного центра, чтобы услышали его требования? И будет ли толк, ведь подрядчикам, по уверению отдела КХ, ПТ и АД, выплатили все до копейки. У них теперь только есть гарантийные обязательства, которые они несут в течение нескольких лет.
Светлана СБРОДОВА
Фото Руслана КАЛИЕВА