Более десяти промышленных предприятий региона посетили XІ Форум машиностроителей Казахстана, который прошел в столице. Главной его темой стало развитие новых технологий и инноваций.
Взятое за основу
Форум состоялся при поддержке Правительства РК. Организаторами выступили Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и Союз машиностроителей Казахстана. Открывая мероприятие, Премьер-министр РК Алихан Смаилов зачитал обращение Президента Касым-Жомарта Токаева к машиностроителям. «Ставшая уже традиционной, эта диалоговая площадка доказала свою эффективность в поиске новых подходов к развитию отрасли.
Для построения диверсифицированной экономики нам необходимо добиться ускоренного роста обрабатывающей промышленности на базе инноваций и передовых технологий. В решении этой стратегической задачи одна из ключевых ролей отводится машиностроению», – процитировал Главу государства Алихан Смаилов.
Президент также отметил, что в прошлом году благодаря упорному труду коллективов, выверенной государственной политике и масштабной поддержке объемы производства отрасли превысили три триллиона тенге, увеличился ассортимент и объем экспорта продукции. Были созданы тысячи рабочих мест.
«Главная задача – развитие внутристрановой ценности, наращивание производства товаров более высоких переделов и поэтапный выход на экспортные рынки. Уверен, вам это по плечу», – говорится в обращении Президента.
Снижая импортозависимость
Председатель правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев отметил, что с 2019 года развитие машиностроения – на личном контроле Главы государства.
– По его поручению принят Закон «О промышленной политике». Создан Фонд развития промышленности. Ведется работа по обеспечению отечественных машиностроителей доступным сырьем. Такая поддержка позволила выполнить ключевые задачи Дорожной карты развития машиностроения на 2019-2024 годы, – сказал М. Пшембаев.
Он добавил, что особая значимость форума состоит в том, что на его площадке формируется стратегия развития не только машиностроительной отрасли, но и обрабатывающей промышленности в целом.
В ходе пленарного заседания Алихан Смаилов подчеркнул, что сегодня Казахстан продолжает политику по индустриализации страны, диверсификации экономики и снижению импортозависимости. Остановился и на необходимости повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий путем создания доступных финансовых инструментов, внедрения новых технологий, увеличения местного содержания и продвижения экспорта.
– Отечественное машиностроение, являясь локомотивом обрабатывающей промышленности, было и остается в фокусе внимания Правительства. Рост производства в машиностроении в прошлом году составил 9,4 процента, а по итогам 4 месяцев этого года – 36 процентов, – сообщил глава Правительства.
Караганда – промышленная столица
Сегодня машиностроение составляет 6% промышленности Казахстана и 1,5% ВВП. В этой сфере работает около 4000 предприятий. И многие из них находятся в нашем индустриальном регионе. Большая часть входит в состав Союза машиностроителей и ежегодно принимает участие в его форуме.
Например, Карагандинский литейно-машиностроительный завод. Он изготавливает и ремонтирует оборудование обогатительных фабрик, медеплавильных заводов, транспортное и горно-шахтное оборудование и запасные части к ним. Номенклатура выпускаемой продукции насчитывает более четырех тысяч наименований. В нее, к примеру, входят скипы, краны, подземные автобусы, вагонетки, флотационные машины, конвейерные линии и многое другое.
Председатель правления КЛМЗ Жанибек Байгабелов в ходе мероприятия выступил модератором одного из секционных заседаний. Он рассказал, что их предприятию, благодаря большей трудоемкости работ и переходу на отечественный металлопрокат, удалось значительно повысить свои показатели по уровню казахстанского содержания. Сегодня завод ежегодно производит порядка 16 тысяч тонн готовой продукции с содержанием местного производства около 80%. Всего три года назад эта цифра равнялась 24%.
Возвращаясь к теме форума «Машиностроение – драйвер развития новых технологий и инноваций», Ж. Байгабелов говорил о том, что сейчас наступило время высокоинтеллектуального инженерного труда:
– С развитием машиностроения и технологий растут и требования к нашему персоналу. Времена ручного и неэффективного труда прошли. Сейчас мы все конкурируем на уровне автоматизации, малой механизации. Переносить, осматривать и регулировать что-то вручную уже неэффективно.
Переходит к автоматизации и предприятие «Kazcentrelectroprovod», расположенное в Сарани. Завод занимается производством и реализацией кабельно-проводниковой, телекоммуникационной и электротехнической продукции. Позиционирует себя как первого производителя оптического и LAN-кабелей в Казахстане.
– Мы являемся постоянными участниками экспортных операций, реализуя готовую продукцию в страны ближнего зарубежья и Европу. Наша стратегическая задача – войти в десятку экспортеров Казахстана. Поэтому постоянно совершенствуем свои производственные возможности, инвестируя в новое высокотехнологичное оборудование в том числе, – сказал представитель коммерческого департамента АО «Kazcentrelectroprovod» Алмас Кульмагамбетов.
Форум машиностроителей Казахстана он называет отличной площадкой для обмена опытом, знакомства с потенциальными партнерами, совместного обсуждения и поиска решения существующих проблем отрасли, а также определения задач и целей, направленных на развитие этой сферы.
К числу экспортеров относится и Карагандинский турбомеханический завод. Он выполняет полный комплекс работ, связанных с ремонтом, монтажом, проектированием, техническим обслуживанием, модернизацией и пусконаладкой турбинного, электрического основного и вспомогательного оборудования турбинных цехов электростанций, турбокомпрессоров промышленных предприятий и другого вращающегося оборудования. Кроме того, на заводе изготавливают широкую номенклатуру запасных частей – роторы турбин, узлы регулирования, вспомогательное турбинное оборудование и прочее.
– У нас есть поставки на Кубу, в Сербию, Монголию, Эстонию, Литву и другие страны, – говорит директор КТМЗ Борис Шельпяков. – На производственной базе в Караганде выполняются работы по индустриально-заводскому ремонту «под ключ» основных деталей турбин и генераторов различных типов, включая роторы, цилиндры, диафрагмы, теплообменные аппараты, узлы регулирования и т.д. Практически все запчасти для ремонтных кампаний мы изготавливаем сами.
Большой процент казахстанского содержания и в продукции Карагандинского завода металлоизделий. Основой является всем знакомый детский трехколесный велосипед «Балдырган». В нем доля местного содержания достигает 96%. В остальной продукции, а это санки, прогулочные коляски, грузовые тележки, урны, карусели, скамейки, песочницы, качели горки, турники, кабинетные флагштоки и многое другое, – не менее 73%.
– Мы постоянно расширяем свой ассортимент. На данный момент ежегодно выпускаем более 20 тысяч единиц продукции. Нами освоено изготовление товаров для сельского хозяйства – стойлового оборудования для коровников и металлических каркасов для доильных залов. Наши изделия мы реализуем в Казахстане, а также экспортируем в страны ближнего зарубежья, – говорит директор ТОО «Карагандинский завод металлоизделий» Алексей Паршин, отмечая, что предприятие идет в ногу со временем, постоянно модернизирует производство, закупает новое оборудование и станки.
Основывается в своей работе на последние технологии и еще один участник форума от Карагандинской области – ТОО ИП «Борусан Макина Казахстан». Предприятие продает и предоставляет в аренду различную спецтехнику, в том числе карьерную и дорожную. Кроме того, предоставляет услуги по ее ремонту и сервисному обслуживанию. Деятельность данной компании нацелена в основном на такие отрасли, как горнодобывающая, строительная и нефтегазовая.
Главное – стратегия
Длился XІ Форум машиностроителей Казахстана два дня. Важно отметить, что он имеет международный статус и ежегодно в нем принимают участие свыше десятка машиностроительных компаний из стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди них – представители известных брендов из Турции, Беларуси, Германии, России, Швеции, Франции, Италии и других государств. А общее количество компаний-производителей, посещающих это мероприятие, составляет более двухсот.
Во время форума прошли многочисленные секционные заседания по различным тематикам. Среди них – сельскохозяйственное, железнодорожное, электротехническое, нефтегазовое машиностроение, автомобилестроение и машиностроение для горно-металлургического комплекса. Обсуждалось и развитие казахстанского содержания, особенности тендерного процесса ТОО «Тенгизшевройл», закупки Фонда АО «Самрук-Қазына», подготовка высококвалифицированных кадров и т.д.
Кроме того, в рамках мероприятия в выставочном центре «EXPO» прошла Международная специализированная выставка по машиностроению и металлообработке «Kazakhstan Machinery Fair 2023». Она содействует ускоренному развитию машиностроительной отрасли, укреплению торгово-экономических связей, обеспечению необходимыми условиями для эффективного диалога между государством и бизнесом.
В целом же форум служит укреплению кооперационных связей и внедрению инновационных решений. На его площадке в том числе поднимаются и вопросы обеспечения доступности финансирования, поддержки малого и среднего бизнеса.
Подводя итоги, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Ильяс Оспанов отметил, что машиностроение является важной частью экономики любой индустриально развитой страны:
– Выпуская оборудование, машины, различные приборы, а также всевозможные товары для населения, машиностроительный комплекс обеспечивает стабильность деятельности всех ключевых отраслей экономики.
Рекомендации, сформированные по итогам форума, будут направлены Правительству РК для достижения стратегически важных задач по дальнейшему развитию машиностроительной отрасли.
Наталья ФОМИНА
Фото Александра МАРЧЕНКО