Home Главные новости Язык высокого полета: педагоги могут и должны влиять на качество учебников

Язык высокого полета: педагоги могут и должны влиять на качество учебников

Как уже сообщала «ИК», впервые в Караганде прошел региональный форум учителей казахского языка и литературы. Более 400 преподавателей, занимающихся обучением государственному языку, ознакомились с целями и направлениями работы Международного научного общества «Қазақ тілі».

Им рассказали об эффективной, системной организации преподавания предмета, внедрении в работу современных цифровых ресурсов, образовательных средств и веб-сайтов. Также учителям представили учебно-методические комплексы, направленные на совершенствование профессиональных методик.

Действительно, до сих пор одним из наиболее обсуждаемых вопросов в обществе остается состояние функционирования государственного языка. Использование казахского в сфере управления страной, законотворчества, образования и науки, делопроизводства определено первоочередной задачей еще со дня провозглашения независимости. Учитывая, что казахскому присвоен статус государственного, было достигнуто немало, реализовано множество проектов, однако…

Решение языковой проблемы в Казахстане, свободное применение государственного языка во всех сферах жизни общества – это путь к процветанию страны. И для казахского народа широкое развитие и процветание родного языка на его исторической родине – единственная гарантия сохранения этноса, его корней, духа и традиций. Об этом говорил специальный гость форума, член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Казыбек Иса.

– Парадокс в том, что казахский язык хоть и является государственным, зачастую сами госслужащие им не владеют. Наш публицист Сакен Сейфуллин в свою эпоху сказал такую фразу: «До тех пор, пока казахский язык не станет служебным, он не будет развиваться». Даже в период с 1920-го по 1925 год, когда страна находилась под жестким контролем советской власти, казахский был официальным языком во многих регионах. И сейчас вопрос статуса языка стоит остро, несмотря на то что более 30 лет прошло с момента обретения независимости. Недавно мы презентовали в Назарбаев Университете словарь, выпущенный в Оксфорде. Я был бесконечно рад, когда Посол Великобритании в Казахстане госпожа Кэти Лич выступила на казахском языке. Вот если бы наши министры последовали ее примеру! Нужно создать потребность в государственном языке. Если мы сами не будем заниматься этим, то хоть миллиарды будем вкладывать, государственный язык не будет развиваться, – отметил мажилисмен.

Вице-президент Международного научного общества «Қазақ тілі», академик Национальной академии наук РК, доктор филологических наук, профессор Шерубай Құрманбайұлы провел опрос среди учителей на тему качества учебников казахского языка и показал результаты в процентном соотношении следующим образом:

– На вопрос, считает ли учитель, что может оказывать влияние на качество учебников казахского языка и литературы, большая часть, а это 43%, ответила, что имеют прямое влияние. Довольны ли они содержанием, структурой и языком учебников по казахскому языку и литературе? Самый популярный ответ был: «Частично удовлетворен» – 57% опрошенных ответили именно так. А для повышения качества учебников казахского языка и литературы 53% учителей считают, что необходимо привлекать к авторству квалифицированных преподавателей. Улучшилось ли качество учебников, где учителя являются авторами? На этот вопрос 55% подтвердили, что да, значительно улучшилось. И на последний вопрос, заметили ли ошибки в учебниках и предложили ли их исправить, огромное количество, точнее – 79%, ответили, что обнаружили недостатки, но не внесли предложения по их исправлению.

Этот опрос позволил проанализировать качество обучающей литературы и уровень вовлеченности учителей в эти проблемы. Большая часть педагогов казахского языка, зная о возможности своего влияния на содержание учебников, видя кучу ошибок в школьных книгах, все-таки предпочитают оставаться безучастными. Поэтому Ш. Құрманбайұлы предложил привлекать квалифицированных преподавателей к написанию учебников и формированию программ, а также чтобы учебники обсуждались учителями отдельно от экспертов и рецензентов до их публикации. Педагоги, обучающие языку, должны вносить предложения и критические замечания по исправлению недостатков. И такие предложения могут быть написаны в виде статей, изложены на конференциях, семинарах, обсуждены на августовских конференциях, встречах с авторами учебников или представлены в письменном виде.

Как отмечалось на форуме, согласно государственным программам, еще к 2020 году число казахстанцев, свободно владеющих государственным языком, должно было составлять не менее 95% от общей численности населения. Но эти цифры пока далеки от реальности. Причина тому – состояние языковой среды, когда человек, не применяющий казахский язык каждый день, понемногу его забывает, хотя и учился на специальных курсах. Поэтому, помимо обучения, необходимо организовывать культурные мероприятия, повышать уровень заинтересованности владением казахским языком. Конечно, разморозить многолетний застой не так-то просто. Тем не менее этот вопрос нужно решать.

– Мы планируем посетить все регионы страны, проводить форумы на местах. После организуем Национальный курултай также с участием учителей, представителей общества казахского языка. Сегодня эта добрая традиция начинается с Караганды, – с удовлетворением отметил президент Международного научного общества «Қазақ тілі» Рауан Кенжеханұлы.

Қайныш БҰХАРБАЙ

Фото Жангелдi ӘБДІҒАЛЫМОВА

  

Exit mobile version