back to top
-6.1 C
Алматы
Воскресенье, 24 ноября, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиИдти в ногу со временем — быстро и решительно

Идти в ногу со временем — быстро и решительно

10 важных шагов на пути к успеху страны определил Президент на заседании Правительства

«Для успешной реализации нового экономического курса Правительство и акимы должны кардинально обновить подходы к своей работе. Требуются свежие идеи и системное долгосрочное видение развития экономики. Надо наращивать темпы роста, активнее проводить диверсификацию экономики, привлекать больше иностранных инвестиций». Эти слова Президента страны Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства стали лейтмотивом всей встречи.

По заявлению Главы государства, одна из главных задач Правительства – это обеспечение равных условий для всех субъектов экономической деятельности. Для придания нового импульса экономике Правительству необходимо выстроить полноценное партнерство с предпринимателями и инвесторами. И для этого предстоит существенно повысить эффективность и слаженность работы государственного аппарата. Прекратить формализм, бюрократическую волокиту, которые подрывают у людей веру в реальность реформ и построение Справедливого Казахстана. Надо работать, не дожидаясь указки сверху, жалоб граждан или ухудшения ситуации. Нужно проявлять инициативность и самостоятельность. И для этого необходимы кардинальные реформы в каждой сфере.

Прежде всего – экономика

Так о чем же конкретно идет речь? Первой задачей текущей экономической повестки Глава страны обозначил повышение эффективности бюджетной и налоговой политики. Прозвучали следующие цифры: за последние пять лет объем дефицита бюджета превысил 11 триллионов тенге. При этом возврат НДС на 600 миллиардов тенге был приостановлен, и получается, что бюджетные вопросы решались за счет изъятия оборотных средств у бизнеса. При этом разрабатываемый сейчас новый Налоговый кодекс дает очередной повод для беспокойства у бизнес-сообщества, которое считает, что этот документ нацелен прежде всего на повышение налоговых ставок. Речь, в частности, идет о повышении НДС с 12 до 16 процентов.

 – Это не панацея, в реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность, – заявил Касым-Жомарт Токаев. – Эксперты обоснованно утверждают, что повышение НДС может увеличить уровень инфляции и долю теневой экономики, снизить инвестиционную привлекательность страны. Предыдущее Правительство парировало такие аргументы доводами о дополнительных поступлениях в бюджет, которые заменят трансферты из Национального фонда. Приходится констатировать, что пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям как Главы государства.

Это говорит о том, что перед Правительством по-прежнему стоит задача эффективного управления бюджетом, качественного прогнозирования бюджетных параметров. Перед нами стоит актуальная задача качественного, динамичного развития национальной экономики. И это невозможно без внедрения новой системы налогообложения прибыли и имущества, а также стимулирования реинвестирования полученных доходов в развитие бизнеса, изменения налоговых спецрежимов. Поэтому такой стратегически значимый документ, как Налоговый кодекс, должен разрабатываться не только фискалами, но и экономистами, с привлечением представителей бизнес-сообщества, убежден Глава государства.

Он предлагает придерживаться четкого принципа: чем крепче экономика, тем больше поступлений налогов. Просто увеличивать налоги нельзя. Нужно работать над совершенствованием системы их сбора, сокращением теневой экономики. Правительству предстоит выработать прозрачные и конкретные правила получения налоговых льгот.

К слову, по оценкам Министерства финансов, ежегодный объем недополученных налогов по предоставленным льготам в среднем составляет около 7 триллионов тенге.

При этом до логического конца не доведено внедрение единого платежа из фонда оплаты труда для микро- и малого предпринимательства. Не решены вопросы искусственного дробления бизнеса, методологии категоризации субъектов предпринимательства, приоритетного доступа к госзакупкам и мерам господдержки.

Касым-Жомарт Токаев убежден, что полная цифровизация налогового администрирования должна стать самой передовой в плане применения цифровых решений, в том числе инструментов искусственного интеллекта. В Комитете государственных доходов функционирует 14 информсистем, созданных в период с 2000-го по 2014 год. Большинство из них даже не введены в широкую эксплуатацию. Ожидалось, что в 2021 году эти системы будут заменены на новые, которые разрабатывались при поддержке международных финансовых организаций в течение 12 лет. Но результата нет, хотя бюджеты освоены. Параллельно с подготовкой нового Налогового кодекса необходимо сформировать и новую информационную архитектуру Комитета государственных доходов. В целом необходима кардинальная реформа в налоговых и бюджетных отношениях. Она должна стать частью нового общественного договора между государством и бизнесом, закрепляющего подходы в справедливом распределении национальных доходов. Это приоритетное направление работы Правительства. Обновленное налоговое и бюджетное законодательство должно стать прочным базисом новой экономической политики.

Много говорил Касым-Жомарт Токаев и об инвестиционных вливаниях в экономику Казахстана. Особое беспокойство Главы государства вызывает снижение доли инвестирования в основной капитал ВВП страны. А это значит, что в экономику не вкладывается достаточно средств, чтобы в последующие годы хотя бы поддерживать текущие темпы роста. Существенное увеличение притока внешних и внутренних инвестиций должно стать ключевой задачей для созданного Инвестиционного штаба.

– Инвесторам и тем более крупным инвесторам, готовым вкладывать, например, более 50 миллионов долларов, следует оказывать весь спектр поддержки по принципу «одного окна», – сообщил К. Токаев. – При этом необходимо запустить действенную систему мониторинга реализации проектов. Проблемы с реализацией инвестпроектов особенно четко проявляются на местном уровне. Акимы по старинке делают упор на выбивание бюджетных средств вместо привлечения частных вложений. Инвесторы, имеющие желание работать в регионах, как правило, сталкиваются с бездействием и волокитой со стороны местных властей. В результате они либо переносят сроки запуска проектов, либо вовсе уходят. Задача привлечения частных инвестиций должна быть для акимов одной из самых важных.

На заседании Правительства было поручено подготовить Национальный инфраструктурный план, в котором будут определены приоритеты и точечно проработаны механизмы привлечения частных инвестиций в стратегически важные проекты.

Также было отмечено, что еще одним источником инвестиций должен стать возврат незаконно выведенных активов, поступающие средства от которых должны быть направлены на реализацию важных для страны объектов. При этом нельзя «перегибать палку». Необходимо обеспечить благоприятный бизнес и инвестиционный климат в стране, а не держать предпринимателей на коротком поводке.

Снизить вмешательство государства

Затронул Глава государства в своем выступлении и вопросы реформирования государственных закупок, государственно-частного партнерства, регулирования строительной отрасли. В настоящее время на рассмотрении Мажилиса находится законопроект о госзакупках. Документ нуждается в доработке. Новый закон о государственных закупках призван создать условия для полноценной реализации инфраструктурных проектов с применением EPC-контрактов. При этом сроки подготовительных процедур для заключения EPC-контрактов должны быть сжатыми, что существенно повысит оперативность акиматов при реализации приоритетных и срочных проектов.

Несмотря на прилагаемые усилия, все еще не раскрыт огромный потенциал государственно-частного партнерства. Данный инструмент, как правило, внедряется преимущественно в социальной сфере, которая не генерирует достаточного дохода. Действующие нормы и процедуры в этой сфере либо обременительны для бизнеса, либо, напротив, очень выгодны инвестору, но не приносят пользы государству. Одним словом, важно сохранить баланс между интересами государства и инвестора.

– Государственно-частное партнерство у нас представляет собой, по сути, схему скрытого бюджетного финансирования частных проектов, – заявил Президент. – Работа по перезагрузке системы государственно-частного партнерства идет медленно, ощутимых результатов пока нет. Правительству нужно, наконец, разобраться с этим вопросом. Не надо «изобретать велосипед» – используйте передовой мировой опыт, привлеките международные финансовые организации, которые предложат проверенные временем подходы. Эту задачу требуется решить оперативно.

Особо была отмечена проблема отсутствия эффективного регулирования строительной отрасли. К примеру, действующая методика определения объективной стоимости проектов, основанная на сметных расчетах, значительно отстает от мировых стандартов. Инвесторы теряют время, деньги и мотивацию, а затем уходят в страны с минимальными требованиями к получению разрешительных документов. Правительству на основе международного опыта следует кардинально упростить порядок утверждения проектно-сметной документации для инвесторов. Кроме того, активно обсуждается вопрос возврата государственной монополии на экспертизу в строительной сфере. Потому что безопасность граждан – это главный приоритет. Но следует соблюсти баланс интересов, чтобы не допустить полного поглощения государством этого конкурентного рынка.

– Одним из факторов, сдерживающих развитие строительного сектора, да и экономики в целом, все еще остается коррупция, – считает Президент Казахстана. – Я неоднократно говорил о необходимости бескомпромиссной борьбы с коррупцией, и в этом деле произошли положительные сдвиги. Однако успокаиваться рано, нужно продолжать работать, в частности, внедрять цифровые технологии. Сейчас в строительной отрасли функционирует несколько информационных систем. Посредством таких решений надо обеспечить полную прозрачность и контроль за целевым использованием средств. Это крайне важно, поскольку вывод средств снижает качество строительства, влечет дополнительные расходы из бюджета. Для контроля расходования бюджетных средств ключевой может стать возможность маркирования и отслеживания, или так называемого «окрашивания», денег с помощью цифрового тенге.

Касым-Жомарт Токаев убежден в необходимости поэтапного отхода от масштабного государственного вмешательства в экономические процессы. И в качестве примера приводит ситуацию с чрезмерным ценовым регулированием на топливно-энергетическом рынке, которое привело к увеличению дефицита и снижению производства ряда нефтепродуктов. Немало перекосов и на рынке сотовой связи. Нужно продолжать работать над повышением качества услуг, последовательно снижать государственное участие, устранять избыточное регулирование и ограничения. Это касается всех секторов экономики. Бесконтрольные монополии, неравный доступ к ресурсам, недобросовестные методы конкуренции должны быть изжиты на корню. Поэтому ключевым направлением в рамках либерализации экономики должно стать проведение эффективной приватизации. Но для этого сначала необходимо пересмотреть Реестр государственного имущества и уточнить методологические аспекты процесса приватизации.

Важно по-новому посмотреть на вывод национальных компаний на IPO. Здесь главным должно быть повышение эффективности государственных активов. Эту задачу можно решить за счет внедрения современных методов корпоративного управления, что обеспечит прозрачность деятельности компаний. Серьезные реформы предстоит провести в квазигосударственном секторе. Надо поставить точку в вопросе, где должно сохраниться участие государства, а где можно развивать конкуренцию.

– Ключевая цель – создать экономическую стоимость через широкое применение инструментов соинвестирования. Поручаю Правительству совместно с АСПИР, Агентством по защите и развитию конкуренции в течение месяца подготовить Указ о либерализации экономики. Документ должен фокусироваться на трех направлениях: развитии рыночной конкуренции, проведении эффективной приватизации, реформе квазигосударственного сектора.

Made in Kazakhstan

Каким будет индустриальный облик Казахстана, какие предприятия завтра будут играть важную роль? Эти вопросы задает Президент К. Токаев парламентариям. Касым-Жомарт Кемелевич уверен, что в этих делах нужно действовать на опережение, в соответствии с требованиями времени. В частности, особого внимания требует задача кардинальной модернизации действующих производств. И начать следует с металлургических комбинатов, состояние которых находится на низком уровне из-за отсутствия инвестиций в модернизацию и расширение производств. Как следствие, теряются добавленная стоимость продукции и качественные рабочие места.

Поэтому крайне важен и жесткий контроль за поддержанием технического состояния предприятий.

– У нас перед глазами ситуация, когда инвестор выкачивал прибыль, игнорируя вопросы модернизации предприятия, экологии, безопасности труда, – напомнил он. – В рамках исполнения моего поручения Карагандинский комбинат передан национальному инвестору. Ключевым условием при этом стало его намерение провести комплексную модернизацию предприятия. Для обеспечения бесперебойной работы комбината и недопущения аварий следует в кратчайшие сроки восстановить шахты, усилить промышленную безопасность, обновить материально-техническую базу. В то же время нужны масштабные инвестиции в создание новых производств и выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Необходимо наладить выпуск высокотехнологических марок стали для автомобильной промышленности и других отраслей. За пять предстоящих лет предприятие должно значительно нарастить производство и вернуть статус одного из лидеров металлургии в СНГ.

Среди других приоритетных задач – обеспечение становления сильного среднего предпринимательства в индустриальном секторе. К примеру, крупные нефтегазовые и горно-металлургические компании при освоении недр должны внедрять технологические новшества, меняя структуру национальной экономики. Дорожная и строительная техника, оборудование для энергетической сферы, мелиоративные системы, готовые изделия из металлов – это далеко не полный перечень перспективных направлений. Если сейчас не создать такие производства в Казахстане, то тотальный импорт оборудования станет хроническим.

Определенные успехи в этом направлении есть у отечественного автомобилестроения. Но теперь нужно последовательно переходить на более сложный уровень сборки автомобилей, тем самым укрепляя и другие перспективные отрасли обрабатывающей промышленности. Одновременно следует ориентировать бизнес на то, что после насыщения местного рынка ему предстоит выходить на экспорт. Это станет показателем высокой конкурентоспособности отечественных предпринимателей.

Ключевым условием динамичного роста промышленности, по мнению Президента, является обеспечение реального сектора долгосрочной ликвидностью. Одним из решений этого вопроса может стать эффективное использование активов ЕНПФ. При этом, конечно, требуется обеспечить сохранность пенсионных денег.

Хроническое недофинансирование испытывает агропромышленный комплекс. Недостаток инвестиций приводит к износу сельхозтехники, низкой урожайности, невысокой производительности труда. Поэтому следует максимально, если будет возможность – в два раза, увеличить финансирование сельского хозяйства, привлекая не только бюджетные деньги, но и средства из других источников, в том числе банков второго уровня.

Предлагается объемы льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ довести до полутора триллионов тенге, на инвестиционные проекты – до 800 миллиардов тенге. Также увеличить объем льготного лизинга сельскохозяйственной техники до 450 миллиардов тенге ежегодно. Это позволит довести темпы обновления сельхозтехники до 10% в год. Согласно расчетам, эти меры будут способствовать увеличению объема валовой продукции сельского хозяйства в два раза. Кроме того, можно повысить уровень внесения минеральных удобрений хотя бы до 50% от научно обоснованной потребности.

Правительству предстоит уделить особое внимание переходу от сырьевой направленности агропромышленного комплекса к развитию переработки сельхозпродукции. Нужно значительно увеличить число желающих заниматься сельским хозяйством. Надо оказывать всестороннюю поддержку аграриям, которые диверсифицируют посевы и улучшают урожайность.

В целом аграрная сфера нуждается в масштабном реформировании, направленном на повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий, рационального использования земли и других ресурсов, а также повышения эффективности льгот и субсидий. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса напрямую зависит от доступности водных ресурсов. При этом в стране только 13% орошаемых земель охвачены технологиями водосбережения. Для исправления ситуации требуются решительные меры. Прежде всего следует широко внедрять водосберегающие технологии и внедрить культуру водопотребления.

Обеспечить базовые блага для граждан

Касым-Жомарт Токаев назвал обеспечение бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения населенных пунктов одной из базовых функций Правительства и акиматов. Правительство в приоритетном порядке должно завершить в этом году модернизацию 19 теплоисточников, находящихся в красной зоне риска. Следует также обеспечить ввод более 700 мегаватт дополнительной генерации. Переносы сроков уже недопустимы. В целом приходится констатировать, что страна испытывает дефицит мощностей по производству и передаче электричества, тепла, воды. Это стало следствием ряда просчетов – больших и малых: отказа от завершения строительства Балхашской ТЭС, отсутствия прозрачности в работе субъектов естественных монополий, а также искусственного сдерживания тарифов. Нужна глубинная реформа отрасли, включающая несколько системных элементов.

А для этого тарифы должны быть долгосрочными, позволяющими в разумные сроки окупать инвестиции и поддерживать надлежащее состояние объектов инфраструктуры. Субъектам естественных монополий необходимо разрешить закладывать в тариф определенную норму прибыли. Принципиальное значение имеет эффективный контроль, который можно обеспечить только за счет полной цифровизации всех процессов в этой сфере. Нужно внедрить систему учета ресурсов и передачи данных в режиме онлайн. При этом рост тарифов должен сопровождаться адресным субсидированием потребителей.

 Акимы также должны активно заниматься обустройством городов, бороться с их загрязнением. Нужно строить, прежде всего в крупных городах, заводы по переработке твердых бытовых отходов, привлекая для этого инвесторов, а также заниматься озеленением. Эта работа проводится неудовлетворительно. Электричество, отопление, вода, в целом эффективное коммунальное хозяйство – базовые блага, доступность которых напрямую влияет на качество жизни граждан.

Говорил Президент на расширенном заседании Правительства и о необходимости активизировать усилия по укреплению транспортно-логистического потенциала страны. Перед нами стоит стратегическая задача сделать Казахстан полноценным транспортно-логистическим центром и транзитным хабом Евразии. Для этого в том числе будет принят программный документ, направленный на решение ключевых задач железнодорожной отрасли. Предстоит провести тотальную цифровизацию процессов, что позволит значительно повысить эффективность и производительность отрасли, сэкономить бюджетные средства.

Не менее остро стоит вопрос и с автодорогами. До сих пор не завершен ремонт важнейшей для страны трассы Астана – Балхаш – Алматы, который был начат еще в 2017 году. Более пяти лет ремонтируются и другие республиканские дороги: Атырау – Астрахань, Актобе – Кандыагаш, Талдыкорган – Усть-Каменогорск. При этом надо учесть, что тендеры на строительство автомобильных дорог республиканского значения обычно выигрывают иностранные компании. К таким проектам надо привлекать отечественные компании, обладающие должной квалификацией и необходимой техникой. Проекты по строительству автодорог надо увязать с созданием производств дорожной техники с высокой степенью локализации. Все рабочие процессы в этой отрасли должны подчиняться одной цели – казахстанские дороги, будь то республиканского или местного значения, должны быть качественными.

ИИ идет нам на помощь

На заседании было отмечено, что по итогам прошлого года доля безналичных платежей составила 88%. До 2020 года данный показатель не превышал и 50%. Таким образом, всего за четыре года в Казахстане произошел стремительный рост финтеха. Подобный прорыв должен стать примером для других отраслей экономики – пора вплотную заняться их цифровизацией. У каждого министерства должна быть карта цифровой трансформации отрасли (по опыту Сингапура).

Отдельного внимания требует развитие искусственного интеллекта. По оценкам экспертов, к 2026 году инструментами искусственного интеллекта будут пользоваться уже более 80% предприятий в мире (сегодня – менее 5%). Развитие искусственного интеллекта может стать движущей силой экономического прогресса и внедрения инноваций в нашей стране. Для этого необходимо создать базовую институциональную среду.

– Мы приступаем к созданию высокопроизводительного суперкомпьютера, который будет доступен не только ученым, но и различным компаниям, работающим на нашем рынке, – заявил Касым-Жомарт Токаев. – Уверен, что это придаст мощный импульс широкому применению «больших данных». За последние годы финансирование науки существенно увеличено. Это хорошая возможность для министерств, чтобы совместно с исследовательскими институтами искать пути использования искусственного интеллекта в курируемых отраслях.

Глава государства заявил о необходимости запустить специальную программу Digital Nomad Residency для привлечения иностранных специалистов, чтобы превратить Казахстан в место притяжения «цифровых кочевников» со всего мира.

Свежие идеи и долгосрочное видение

Реформирование ожидает и социальную сферу. И затронет она прежде всего структуру и механизмы социальной помощи и поддержки. Все это нужно для повышения эффективности и адресности социальной помощи, что в свою очередь поможет высвободить ресурсы для целевой поддержки нуждающихся граждан.

Сегодня государственную социальную поддержку получают около четырех с половиной миллионов человек, или почти каждый пятый житель страны. При этом большинство из них вполне способно работать.

– Социальной помощью мы породили в обществе психологию иждивенчества, чего нет в развитых странах, – отметил Президент. – Поддержку нужно оказывать действительно нуждающимся людям, а не живущим в своих домах и имеющим дорогие автомобили. Надо перестроить эту систему, чтобы адресная социальная помощь базировалась на показателях расходов, а не доходов, которые часто умышленно занижаются. Нужны конкретные решения. Приоритетное направление социальной защиты – обеспечение занятости граждан.

По мнению Касым-Жомарта Токаева, главная задача социально ориентированного государства – это создание равных возможностей для всех граждан, поддержка действительно нуждающихся людей. В последние годы была проделана значительная работа по расширению инфраструктуры и повышению престижа профессий социальной сферы, прежде всего педагогов, медицинских работников. Теперь следует улучшить качество предоставляемых гражданам услуг. В первую очередь это касается системы здравоохранения. Уже пятый год в нашей стране действует обязательное социальное медицинское страхование. За это время бюджет отрасли вырос вдвое, в 2024 году на здравоохранение будет направлено 2,6 триллиона тенге. При этом существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит. Более того, имеет место неэффективное использование ресурсов, которое приводит к серьезной финансовой перегрузке отрасли.

Необходимо сформировать единый пакет медицинской помощи, который будет состоять из базовой части, гарантированной государством, и страховой, формируемой за счет отчислений работодателей и самих граждан. При этом большое значение имеет развитие медицинской инфраструктуры. Так, в рамках реализации Национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения» из запланированных 655 объектов сданы в эксплуатацию только 85. В числе причин столь низкой эффективности называются длительный процесс подготовки проектно-сметной документации, затягивание сроков строительных работ, завышение стоимости проектов. В рамках другого Национального проекта «Комфортная школа» планируется построить 369 школ нового формата. Однако здесь тоже есть проволочки со своевременной разработкой технической документации и выделением земельных участков. Вдобавок отечественные производители жалуются на свою низкую вовлеченность в строительство новых школ. Поручаю Правительству, акимам регионов и Фонду «Самрук-Казына» в кратчайшие сроки устранить все проблемы, тормозящие реализацию национальных проектов.

– Сегодня весь мир переживает очень сложное историческое время, в котором определяется вектор развития государств на долгие годы вперед, – подчеркнул в своем выступлении Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. – Мы должны идти в ногу со временем – быстро и решительно. Вместо того чтобы тратить время на пустые слова, нужно совершать конкретные действия и проявлять политическую ответственность. Важно осознавать ценность каждого дня, использовать все имеющиеся возможности, чтобы не отстать в глобальной гонке конкурентоспособности. Чтобы добиться успеха, государство и общество должны быть едины в своих устремлениях. Как прогрессивная нация мы должны смотреть только вперед, ориентироваться на дальние горизонты. Правительство получило достаточно полномочий.

Оксана МЯГКИХ

Фото akorda.kz

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В Абайском районе планируют начать добычу баритовых руд

Делать это будет компания «ГПРК» на месторождении Жалаир в Абайском районе. Исходя из горно-геологических условий, отработка баритовых руд планируется открытым способом. В год должны...

«Дети не хотят идти домой!» – в новой школе Караганды учебный процесс проходит легче...

Около десяти тысяч шагов проходит за рабочий день исполняющая обязанности директора школы № 19 Гулдана Асамиданова, передвигаясь только по своему учебному заведению и четко...

В Караганде прошел областной слет молодежи

Главная тема мероприятия - выбор будущей профессии старшеклассниками и студентами. Так, всего за один день ребята со всех уголков региона посетили несколько промышленных предприятий. Для...

Стала нашим другом

Газета «Индустриальная Караганда» - это важный информационный источник для жителей региона. Она охватывает широкий спектр тем, включая новости общественной жизни, экономики, культуры, а также...

Свежий номер за 23 ноября

Скачать файл

Каждое имя — подвиг: в Караганде появилась Аллея героев

В честь 100-летия со дня рождения первого министра обороны Казахстана, генерала армии Сагадата Нурмагамбетова на территории войсковой части 31775 регионального командования «Астана» была открыта...

В Караганде побывала делегация специалистов из Китайско-японской больницы Цзилиньского университета

На встрече с акимом области Ермаганбетом Булекпаевым обсуждались перспективы сотрудничества в здравоохранении. – Карагандинская область – это не только индустриальное сердце Казахстана, но и...