Ознакомиться с архивом школьных табелей можно в Темиртауском музее

2421
Музей Темиртау школьный табель

Начался новый учебный год, и Темиртауский историко-краеведческий музей решил отметить событие в рамках проекта «Экспонат месяца». Открытие экспозиции «Школьный табель» прошло в режиме онлайн.

Музей Темиртау школьный табель

– Мы подняли свои документальные фонды. Рассмотрев их, обратили внимание на то, что у нас хранятся очень много табелей успеваемости. Они из разных городов и временных периодов. Это объясняется просто. Когда Казахстанская Магнитка была объявлена всесоюзной стройкой, в Темиртау начали приезжать люди со всех концов страны. Естественно, они привозили с собой личные документы, в том числе о школьном образовании, – рассказала куратор проекта Айжан Дюсенбаева.

К сожалению, отметила она, в музее не сохранился первый табель, выданный школой поселка Самаркандского, на месте которого впоследствии был образован город металлургов. Тем не менее в запасниках городского хранилища истории удалось отыскать самый старый. Правда, тогда он назывался ведомостью оценок знаний и поведения Министерства просвещения РСФСР. Она была выдана ученице 1 «Б» класса средней школы № 13 города Темиртау Наташе Жирновой по окончании 1960-1961 учебного года.

– Школьные табели кажутся довольно-таки скучными документами. Но если рассматривать их более внимательно, обязательно возникают вопросы. В этой ведомости оценки проставлены в виде баллов. При этом в табелях 1935-1937 годов оценки проставлены в виде слов «хорошо» и «отлично». Документы 50-60-х годов часто имеют уже двойную оценку в виде балла и его словесной расшифровки, – сообщила сотрудница музея.

Закономерно возникает вопрос, как же развивалась система оценок? По информации А. Дюсенбаевой, казахстанская школа, находясь в составе Российской империи, пережила 3-, 5-, 8-, 10- и даже 12-балльную систему оценки знаний. Во второй четверти XIX века была утверждена привычная сегодня система, где «1» – слабые успехи, а «5» – отличные. Советское образование узаконило и использовало только 5-балльную систему: сначала в виде словесных оценок, а с 1944 года – в виде баллов.

Судя по всему, первоклассников той эпохи учили только самым азам школьной премудрости. В перечне дисциплин Наташи Жирновой – русский язык, арифметика, чистописание, чтение, а также рисование, труд, физическая подготовка. И тут появляются новые вопросы: что за предмет «чистописание», почему «арифметика», а не «математика»?

– Чистописанию обучали всех советских школьников до того момента, пока шариковые ручки не получили широкое распространение. Раньше писали металлическим пером и чернилами. Это было непросто – любое неосторожное движение, и клякса обеспечена. Приходилось всю страницу переписывать заново. В помощь детям выпускались специальные тетради с очень частой косой линейкой, которая помогала детям выработать аккуратный наклон и одинаковую ширину букв, – объяснила куратор проекта.

Что касается второго вопроса, в прежние годы в первом классе обучали только простым действиям с числами, то есть арифметике. Математика же подразумевает еще и изучение геометрических фигур, единиц измерения и уравнений с неизвестными.

– Обычный, ничем не примечательный табель. Что интересного может быть в перечне дисциплин и оценок? Пытливый, ищущий ум может разглядеть за сухими строчками историю развития сферы образования, – резюмировала А. Дюсенбаева.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

г. Темиртау