Самым большим общественным зданием Караганды еще до получения ею статуса города был кинотеатр в Старом городе. Его назвали «Казахстан», позже – «Шахтер». Но остался в истории он как Каздрамтеатр.
Любимое место отдыха первых жителей города во всей красе. А рядом, похоже, те самые крытые автомобили для перевозки зрителей из нового города.
Так как кинотеатр стал театром? Из скромного типового проекта для райцентров, соотнеся с масштабами возводимой в степи третьей угольной кочегарки страны, проект масштабировали, значительно прибавили в объемах, добавив украшения и отделку для аскетичного конструктивизма неожиданно изысканную. Словом, здание получилось необыкновенным.
Оно стало и кинотеатром, и общественным центром, и театральным домом для двух театров. О нем не упоминается в книге по архитектуре Караганды 1950 года, возможно, потому что формы и линии конструктивизма подвергались в этот период такой же обструкции, как и модернизм и абстракционизм в искусстве вообще. Но впоследствии архитекторы с восхищением оценивали решения и достоинства этого единственного в Центральном Казахстане памятника эпохи конструктивизма.
Все начиналось с ТРАМа
К его истории и забытой славе обращались СМИ едва ли не при каждой дате, связанной с летописью города. Ему были посвящены и многие материалы «Индустриальной Караганды», периодически вынося на гребень общественного внимания судьбу здания и связанные с ним судьбы людей.
Здесь, в большом зрительном зале на 800 мест, смотрели кино, радовались первому звуковому фильму. Проводились все концерты, артистов привозили со всей огромной страны, пока вырастал из ТРАМа (Театра рабочей молодежи) свой профессиональный казахский театр, сменяли одно за другим массовые мероприятия и, конечно, танцы в специально возведенном огромном танцевальном зале. Кинотеатр был открыт 7 ноября 1935 года.
Валентина Сергеевна Пирогова – пианистка и Борис Александрович Орлов – хормейстер.
Развиваясь, город отодвигался от районов подработок и просадок грунта, новое строительство обходило их. Но капитальное сооружение Каздрамтеатра держалось многие годы, словно ожидая, что о нем вспомнят как о свидетеле истории, которое, если помочь, готово было стать центром городской музейной культуры – театральным музеем. Одних мемориальных барельефов тех, кто выступал на его сцене, несколько сотен. И ими можно было бы опоясать весь фриз сооружения. Шара, Куляш Байсеитова, Роза Багланова, первые концерты певцов из Театра им. Абая с молодым Ермеком Серкебаевым. Театр им. Вахтангова и МХАТ из Москвы здесь были еще до войны. Театр им. Леси Украинки из Киева, эвакуированный в начале войны, давал спектакли несколько месяцев. Знаменитые в те годы театральные актеры пришли в кино и сходили с экрана прямо на сцену Каздрамтеатра: Нина Алисова, Сергей Мартинсон, Рина Зеленая.
Выступал знаменитый тенор 50-х годов Михаил Александрович с оперными ариями, романсами и неаполитанскими песнями. Выдающийся пианист Анатолий Ведерников с Бахом и Бетховеном в программе. И, конечно, выросшие в больших мастеров артисты труппы самого Каздрамтеатра, история которого началась в этих благословенных стенах и продолжается в наши дни уже в центре Нового города. Обладая полной исторической хронологией, огромным архивом, сотрудники театра любовно подготовили к юбилею монографию по его материалам. Но это книга, музейного пространства для экспозиций у театра нет.
А родные стены первого театра Центрального Казахстана тем временем разрушаются. Усиливая синдром потери исторической памяти. Утрачен один из архитектурных шедевров города – Летний театр Бреннера, гибнет в забвении памятник архитектуры Каздрамтеатр.
Во времена лихих 90-х был разобран до основания и расхищен самый красивый по внутренней отделке из типовых районных Дом культуры в поселке шахты № 60, возведенный в 50-е годы еще немецкими военнопленными и репрессированными. Не растворилось же такое огромное здание бесследно? Потерь для истории Караганды многовато.
Дух исторических хроник город не стер из памяти и ждет достойных наследников первостроителей Караганды, талантливых профессионалов, любящих свой город, увлеченных историей, экологией культуры, чтобы собрать все раритеты и сохранить для будущих поколений.
Анна Лацис.
Каздрамтеатр создавался как музыкально-драматический, как и все другие национальные театры, не имевшие своей драматургии. Такая форма театра служила лабораторией по созданию репертуара из национального эпоса и музыкального фольклора. Композиторы трудились над партитурами, наполненными духом фольклора. Работала литературная часть по инсценировке лучших литературных произведений национальных авторов. И параллельно готовили актеров – исполнителей с актерской и музыкально-вокальной подготовкой. Молодых голосистых артистичных ребят высматривали на айтысах и народных праздниках и, прошедших такой «конкурсный отбор», приглашали в студию при ТРАМе, которым руководил Рахим Хамитович Иматов из Башкирии.
Первые музыканты-педагоги Караганды, создатели хора радиокомитета города – хормейстер Борис Александрович Орлов и пианистка Валентина Сергеевна Пирогова. С 1934 года они работали с казахским хором при радиокомитете Караганды, размещенном в Михайловке. И уже в 1936 году представили его в Москве в тон-студии Всесоюзного радиокомитета, где выдержали строгий экзамен музыкальных экспертов.
В 1938 году В. Пирогова была удостоена звания заслуженного артиста КазССР за выдающуюся деятельность в области вокально-музыкального искусства и создание в Караганде высокохудожественного казахского хора.
С 21 октября по 6 ноября 1938 года хор был командирован в Москву для грамзаписи. Выступали в Колонном зале, солировала Куляш Байсеитова. Такого хора тогда даже в Алма-Ате не было. За четыре года им удалось добиться блестящего результата.
Впоследствии Борис Орлов пел в Театре им. Абая басовые партии, стал Народным артистом КазССР.
В 1936 году Р.Х. Иматов привлек Б. Орлова и В. Пирогову к преподаванию в студии. Они вели вокал и музграмоту. Для молодых народных талантов учить ноты, интервалы и многоголосие было в диковинку. Но педагоги отмечали природную музыкальность и трудолюбие молодежи.
В студии преподавали также актерское мастерство, технику речи, танец – весь набор дисциплин профильных учебных заведений. Выпускники этой студии и стали самыми подготовленными артистами Каздрамтеатра, образованного в 1940 году. Режиссер из Москвы Леонид Эммануилович Лурье продолжил эту работу в 1948 году, оставаясь с Казахским театром в Караганде почти пять лет.
Оперетта за колючей проволокой
В эти же годы рядом с Карагандой разрастался Карлаг – чудовищный монстр репрессивной машины, перемоловшей сотни тысяч судеб.
«Карагандинский лагерь НКВД 19-ДКО – 19-ое Долинское комендантское отделение, расположенное в самой Долинке. Здесь находились главное управление лагеря, лагерный суд, прокуратура, следственное управление – оперчекистский отдел, сосредоточены были все основные управленческие структуры лагеря. Карлаг в целом являлся громадным по масштабам производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции образованием.
В 1940 году промышленность Карлага состояла из Акмолинской швейно-вышивальной фабрики (в АЛЖИРе – Акмолинском лагере жен изменников Родины, где работало 1100 человек) и предприятий по переработке сельхозпродукции. В их числе было 12 мельниц, 9 крупорушек, 13 маслозаводов, 1 маслобойный завод, 2 сыроварни, 9 брынзоварен, 11 пунктов засолки овощей, 1 бойня. Помимо этого, функционировали каменноугольная шахта с производительностью в 60 тысяч тонн угля, 10 кирпичных заводов с производительностью 2 миллиона штук кирпичей, 6 известковых карьеров, дающих 2800 тонн извести, деревообделочная мастерская, выпускающая продукции на 1305 рублей» (из книги Е. Кузнецовой «Карлаг: по обе стороны «колючки»).
Анна Тимирева-Книппер.
Один из музыкантов, попавший в Карлаг, вспоминал, что в Долинке при управлении Карлага существовал КВО – культурно-воспитательный отдел. При нем была создана агитбригада, которая несла культуру в массы и выступала в центральном поселковом клубе. Всего в Карлаге по разным отделениям в красных уголках и саманных клубах таких агитбригад было 20. Перед заключенными и охраной выступали заключенные артисты театра и кино, давали концерты, а в 14 агитбригадах ставились пьесы:
«Когда секретаря партбюро Бурминского отделения Якуба стали упрекать в том, что у него есть хороший клуб, но в нем нет культурной работы, он заявил начальнику политотдела Карлага Егорову: «Где быть спектаклям, если у меня нет профессиональных артистов? Дайте мне зэков-актеров, и дела наладятся». Что удивительно, ему сразу выделили из Карабаса заключенных – режиссера Анну Лацис, киноактрису Мариетту Капнист и художницу Анну Тимиреву-Книппер.
Мариетта Капнист.
Вместе они поставили в клубе Бурмы пьесу итальянского драматурга Карло Гольдони «Забавный случай». На этом спектакле присутствовало более 500 человек военизированного состава, а также местные жители.
Киноактрису Татьяну Окуневскую по прибытии из Москвы в Караганду сразу направили по просьбе начальника Степлага в Джезказганский лагерь».
В своей книге «Годы утрат и минуты счастья» Нинель Мониковская вспоминала, как Татьяна Окуневская, которая и в лагере держалась с достоинством и независимостью, организовывала концерты и спектакли, давала уроки актерского мастерства и придумывала оформление и костюмы.
«Саму Окуневскую на каждом концерте встречали буквально оглушительным ревом – она изумительно исполняла песни «Катюша», «В бой, славяне, заря впереди», вальс из кинофильма «Мост Ватерлоо»… К тому же эзопов язык театра, песен, манера исполнения позволяли артистам донести до зрителей всю полноту их ненависти к сталинскому режиму, сочувствия к униженным и оскорбленным» (В. Могильницкий «В долине слез. О великих узниках Карлага»).
Режиссер из Москвы Леонид Эммануилович Лурье.
Но всегда люди творчества очень остро переживали происходящее, свои незаживающие душевные раны они пытались врачевать стихами, красками, музыкой, научным творчеством. И замечали, что получалось, особенно, когда делали это не лишь себя ради, а бросаясь на помощь тем, кому было еще хуже, кого надо было спасать от смерти, от отчаяния. В Долинку, в центральное отделение лагеря, собрали со всех отделений Карлага заключенных, имеющих отношение к музыкальному искусству. Участниками здешней агитбригады были певцы: колоратурное сопрано Алла Вербо, драматическое сопрано, примадонна Харьковской оперы Екатерина Оловейникова, лирическое сопрано Ия Ивановна Павлова, солистки Полина Никитина, Наталия Торнер, баритон и хормейстер Иван Иванович Попов, удивительная исполнительница русских песен и романсов Анна Ивановна Иванова, певицы Вера Ивановна Франчук, Александра Конько, Нина Вадимовна Перишкольник, пианистки Мара Нурова, Нина Гражек, Марианна Иосифовна Лер, актеры Михаил Васильевич Гагарский, Юрий Михайлович Виноградов, актрисы Варвара Георгиевна Вагрина, Елена Тер-Асатурова, театральный художник и актер из Ленинграда Константин Константинович Самусев, немецкий антифашист, журналист и отличный пианист Гельмут Маркович Вейс-Венд; танцовщики Марина Лебедева, Арам Мурадьян, Игорь Недзведский и др., а заключенный киномеханик Вячеслав Качановский помогал пополнять концертный репертуар новыми песнями из кинофильмов. В художественных мастерских в Долинке отбывали свой срок знаменитые мастера живописи и графики Владимир Стерлигов, Юло Соостер, Петр Соколов.
Галина ПОЛИЩУК
(Продолжение следует)