back to top
-3.1 C
Алматы
Суббота, 23 ноября, 2024
No menu items!
ДомойНовостиКультураЕе сакральное начало: выставка «Кимешек как великий символ материнства» открылась в Караганде

Ее сакральное начало: выставка «Кимешек как великий символ материнства» открылась в Караганде

Олицетворение чистоты, материнства, женственности предстало для нового поколения в первозданном виде. Художественно-этнографический показ головных уборов и украшений проходит в Карагандинском областном историко-краеведческом музее.

Убранство казахских женщин

Коллектив музея поставил своими целями путем такой выставки привить молодежи уважение к культуре и национальной одежде народов Казахстана, интерес к народному творчеству и ремеслам; раскрыть культурно-исторический опыт в создании народного костюма и его продолжение в современных традициях. Кроме того, в рамках выставки прошла акция «Весеннее вдохновение» с практическими занятиями для содействия развитию творческих способностей, художественного вкуса у молодого поколения.

Участниками встречи в стенах музея стали мастера рукодельного творчества, студенты колледжа «Сервис», колледжа технологии и сервиса, гуманитарного колледжа, воспитанники Дворца детей и юношества и все желающие карагандинцы.

На выставке «Кимешек как великий символ материнства» представлены коллекции головных уборов и ювелирных изделий из фондов областного историко-краеведческого музея. Выставка посвящена традиционному убранству казахских женщин.

Сакральный кимешек

Появившись в X-ХI веках, кимешек, который женщины надевали после рождения детей, постепенно приобрел сакральный смысл. Пройдя через века, он стал настоящим символом материнства, благородства, женственности, мудрости казахской женщины, неоценимым наследием предков.

Так, например, через кимешек считалось грехом перешагнуть, его нельзя было пачкать в грязи. И напрасно некоторые называют кимешек «степным хиджабом» – это совершенно разные по функциональности и значению уборы. Ведь в отличие от арабских народов казахские девушки и женщины никогда не закрывали лица, в наших степях не было такой традиции. Кимешек прикрывал волосы замужней женщины, но никогда – лицо.

На выставке было представлено десять традиционных головных уборов с различным орнаментом.

– Один из представленных кимешеков очень древний, это конец ХIХ века, – рассказывает Зауреш Тебаева, заведующая отделом экскурсионно-массовой работы. – Такие головные уборы носили молодые женщины. Он очень богато украшен. Все кимешеки шились из белой ткани, потому что белый цвет – сакральный, цвет материнского молока, цвет невинности, чистоты. Кимешеки украшались и прошивками с красным цветом – для молодых женщин.

Положение женщины в обществе

Для дам среднего возраста не использовался яркий орнамент, это были белоснежные головные уборы. Более пожилые поверх надевали еще и тюрбаны, это был показатель статуса женщины – чем выше тюрбан, тем авторитетнее считалась его хозяйка, у нее было уже множество внуков и правнуков.

В казахской степи женщины всегда надевали кимешек после рождения первого ребенка. В нем они и занимались хозяйством, взбивали кумыс, укачивали младенцев. Кимешеки носили в себе и защитную, и социальную функцию – показывали положение женщины в обществе.

Помимо головных уборов, посетители увидели этнографические коллекции, шедевры ювелирного искусства и предметы быта прошлых веков, старинные фотографии. В коллекции ювелирных изделий были представлены только серебряные украшения. У казахского народа серебро считалось металлом, предназначенным специально для женщин. Считалось, что казашка всегда должна была иметь много серебряных изделий – браслетов, нагрудных украшений, поясов.

В день открытия выставки в музее прошли и мастер-классы для молодежи. Карагандинка Гульнара показала, как она создает красивые сувениры из мыла ручной работы – в виде роскошных букетов. Состоялся и модельный показ коллекций одежды, головных уборов. Традиции казахского национального костюма воплотила карагандинская молодежь, студенты – будущие дизайнеры и модельеры.

Прошли и конкурсы, и викторина «Из истории женской моды» для всех гостей музея. На конкурсе будущие модельеры создавали нарядные аксессуары для весеннего женского образа из лент, бантиков, платков. Призы победительницам конкурса тоже подобрали праздничные – духи, косметику – все, что нужно молодым девушкам. А самым маленьким конкурсантам вручили сладкие призы.

Выставка продлится до 14 марта.

Лиэль СТЕПКИНА

Фото автора

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В Абайском районе планируют начать добычу баритовых руд

Делать это будет компания «ГПРК» на месторождении Жалаир в Абайском районе. Исходя из горно-геологических условий, отработка баритовых руд планируется открытым способом. В год должны...

«Дети не хотят идти домой!» – в новой школе Караганды учебный процесс проходит легче...

Около десяти тысяч шагов проходит за рабочий день исполняющая обязанности директора школы № 19 Гулдана Асамиданова, передвигаясь только по своему учебному заведению и четко...

В Караганде прошел областной слет молодежи

Главная тема мероприятия - выбор будущей профессии старшеклассниками и студентами. Так, всего за один день ребята со всех уголков региона посетили несколько промышленных предприятий. Для...

Стала нашим другом

Газета «Индустриальная Караганда» - это важный информационный источник для жителей региона. Она охватывает широкий спектр тем, включая новости общественной жизни, экономики, культуры, а также...

Свежий номер за 23 ноября

Скачать файл

Каждое имя — подвиг: в Караганде появилась Аллея героев

В честь 100-летия со дня рождения первого министра обороны Казахстана, генерала армии Сагадата Нурмагамбетова на территории войсковой части 31775 регионального командования «Астана» была открыта...

В Караганде побывала делегация специалистов из Китайско-японской больницы Цзилиньского университета

На встрече с акимом области Ермаганбетом Булекпаевым обсуждались перспективы сотрудничества в здравоохранении. – Карагандинская область – это не только индустриальное сердце Казахстана, но и...