Люди разных национальностей уживаются не только в одной семье, но и в одной церкви
История появления греко-католической церкви в Казахстане в общем и в Карагандинской области в частности имеет под собой трагические корни. Последователи этого вероучения стали жертвами политических репрессий и появились на казахской земле после массовой депортации украинцев. С тех пор они стали частью многонационального государства, чтут его законы и сохраняют свои культурные и духовные традиции.
Далеко не все карагандинцы знают, что яркий кирпичный храм с золотыми куполами возле бывшей кондитерской фабрики – не православный. Это греко-католический Приход Покрова Пресвятой Богородицы в Караганде. Его начали возводить в 2000-х годах на средства местных прихожан, а также благодаря помощи спонсорских организаций и благотворительных фондов. До этого богослужения проходили в маленькой часовне, которую привезли из Германии и поставили на этом месте. В 1996 году немецкая благотворительная организация «Реновабис» по просьбе греко-католиков построила ее в Караганде, чтобы у людей была возможность собираться вместе на молитвы и проводить церковные обряды. Постепенно община начала расти, в храм стали ходить не только старожилы, но и люди среднего возраста, а также дети и молодежь. Так как Караганда – город довольно большой, многим прихожанам было трудно добираться в центр. Тогда было принято решение об открытии часовни в Майкудуке, где компактно проживают греко-католики. Она проработала до 2013 года.
23 сентября 2001 года во время своего визита в Казахстан Папа Римский Иоанн Павел II освятил в Астане краеугольный камень под строительство нового греко-католического храма в Караганде. Через год силами местных мастеров начались работы, проект был взят классический, по примеру украинских церквей. В сентябре 2005 года новый храм освятили, и с тех пор в нем ежедневно проводятся богослужения.
На новой родине
В конце октября 1947 года в Украине проходила операция под названием «Запад». В ходе нее из Западной Украины были депортированы десятки тысяч человек по так называемому «принципу пылесоса» – людей высылали без детального изучения их биографий, по обвинению в «нелояльности к советской власти». В течение одного дня тогда принудительно выселили более 76 тысяч человек. Украинцев вывозили в отдаленные и малообжитые районы СССР, в основном в Сибирь и Казахстан, где бросали фактически в чистом поле. Многие из депортированных отбывали срок по политическим статьям в отделениях Карлага, а их семьи селились неподалеку. Так как после освобождения из лагерей людям не разрешали возвращаться на родину, украинцы начинали строить новую жизнь уже на казахстанской земле. В их числе было много священнослужителей. Они и здесь не оставили свою миссию.
– Начиная с 1955 года, в Караганде практически непрерывно работают греко-католические священники, – рассказывает настоятель греко-католического Прихода Покрова Пресвятой Богородицы отец Дмитрий Козак. – Конечно, храма у них не было, сначала богослужения проходили в землянках и частных домах, где собирались маленькими группами. В 1978 году католикам удалось добиться разрешения построить в Караганде храм. Главным условием поставили, чтобы внешне он не был похож на церковь. Так в Майкудуке, в поселке Берлин, появилось место для богослужений. И здесь казахстанская многонациональность и толерантность тоже сыграли свою роль: несмотря на различия в обрядах, в римско-католическом храме проводили службы и греко-католики, договариваясь между собой о времени. Но в 1985 году власти запретили нашим священникам служить в храме Святого Иосифа, поэтому они вновь стали собираться по домам. Потом появилась деревянная часовня, привезенная из Германии, а затем был возведен наш храм.
За это время у греко-католиков появился и местный святой – блаженный Алексей Зарицкий. Это один из множества новомучеников и исповедников советского времени, сохранивший верность Святому Престолу. За активную религиозную деятельность он пережил несколько арестов и свой последний срок отбывал в лагере в Долинке. Скончался в лагерном медпункте и был похоронен на тюремном кладбище, но позднее его мощи перенесли в Львовскую область. В 2001 году Папа Иоанн Павел II причислил его к лику блаженных (местных святых), икона с его ликом – одна из главных в карагандинском храме. А сам приход стал главным храмом греко-католиков в Казахстане. При храме действует воскресная школа и организовываются летние лагеря для детей и молодежи.
Многонациональная церковь
В конце 80-х и начале 90-х годов ХХ века в Караганду начали приезжать священники из Украины. Первым настоятелем прихода был отец Василий Говера, который собрал не только паству прихожан, но и украинскую общину. После того как его назначили апостольским администратором всего Казахстана, настоятелем прихода два года назад стал отец Дмитрий Козак.
– Я родился и вырос в Украине в верующей семье, с детства мы ходили в церковь, отмечали все христианские праздники, – продолжает настоятель. – В 21 год я открыл в себе призвание к служению церкви, год готовился, поступил в католическую семинарию и на восемь лет уехал в Италию. Обучение проходило на итальянском языке, так что пришлось постигать его самостоятельно. Позже выучил еще испанский, польский и латынь. После окончания семинарии год служил на Канарских островах, затем пять лет в Сибири в Омске, полтора года в Закарпатье и оттуда приехал в Казахстан. Место служения определяет епископ, но всегда спрашивает согласие у священника. Для греко-католиков Казахстан – это всегда миссия, потому что местных священников тут нет, все приезжие. Это нелегкий труд, тем более если у священника есть семья – каждый раз переезжать в новую страну, нередко с другим языком, снимать с места жену и детей, устраивать быт, искать школы. Я принял эту миссию и вот уже пять лет служу в Караганде.
Отец Дмитрий вспоминает, что о Казахстане слышал с детства – здесь служил в армии и остался жить его дядя и рассказывал только хорошее, поэтому назначению в нашу страну даже обрадовался. Большого культурного шока тоже не случилось, потому что жизнь приходов в Сибири оказалась сильно схожа с нашей, так как там живет много выходцев из Казахстана.
– Это очень интересный опыт. Я вижу, как люди, живя в другой стране, бережно хранят свою культуру, свои религиозные ценности, в то же время очень гармонично вплетая их в культуру казахстанского государства. Наверное, больше всего меня здесь удивили многонациональность и толерантное отношение к религиозным предпочтениям. Недалеко друг от друга стоят мечеть и православная церковь, католический храм и дом молитв для протестантов. При этом сохраняется дух единства – это очень важно, потому что мы живем в мире, где очень легко впасть в крайность. Из хорошо настроенного верующего человека перейти черту и во имя веры делать вещи, на которые неспособен даже неверующий. И здесь нужно благодарить именно государство за то, что в Казахстане за этим следят – несмотря на многорелигиозность, дух мира сохраняется, – продолжает отец Дмитрий. – Даже в нашей церкви я каждое воскресенье вижу семьи, где разные культуры и национальности прекрасно уживаются. Недавно я отпевал бабушку, и в храме было больше казахов, чем украинцев. Потому что бабушка вышла замуж за казаха, мужья дочерей тоже этой национальности. При этом дочери прекрасно говорят и на украинском, и на казахском, и на русском, мужья-мусульмане не запрещают им сохранять свою веру и ходить в наш храм. И таких смешанных семей у нас очень много: украинки выходят замуж за грузин, узбеков, при этом с разрешения главы семейства крестят детей в нашей вере.
Светлана СВИЧ
Фото Александра МАРЧЕНКО