Отработавший ресурс механизм не отправляется на свалку, а получает вторую жизнь
Укрепить зуб с помощью напыления. Нет, речь здесь совсем не о стоматологии. Таким методом реставрируют ковши погрузчиков и экскаваторов. Компания «Borusan Cat Казахстан» в Караганде создала целый Центр восстановления компонентов. Предприятие легко ремонтирует и производит элементы тяжелой горнодобывающей и дорожной техники.
Среди клиентов компании такие промышленные гиганты, как АО «АрселорМиттал Темиртау», корпорация «Казахмыс», группа компаний ERG, «Казцинк», «KAZ Minerals», разрез «Богатырь» в Экибастузе и многие другие. Львиная доля обслуживания приходится на оборудование американской компании Caterpillar. Ремонты здесь производятся разные: капитальные, текущие, гарантийные. На предприятие для диагностики и «лечения» можно привезти отдельный элемент, а можно загнать и машину целиком. Сегодня размеры цехов это позволяют.
– Раньше мы работали по принципу сервисного центра, по сути, занимались только заменой запчастей. Компоненты у нас разбирались: двигатель, топливные баки, гидравлические клапаны, цилиндры, коробки передач. Бывает, сам заказчик у себя на территории выявит, где неполадка, снимет эту часть машины и привезет. А сейчас технику целиком к нам на тралах доставляют. Вообще наше предприятие действует уже 12 лет. Сначала занимались только восстановлением компонентов (деталей). Уже в 2013 году открыли цех по ремонту машин. Туда загоняли технику и всю ее до болтика разбирали, очищали, устраняли неполадки, а потом опять собирали, тестировали, доводили до нужных параметров, – рассказывает Серик Нурахметов, руководитель Центра восстановления компонентов в Караганде.
Уже в 2016 году на заводе запустили сварочный цех, что позволило предприятию заниматься не только ремонтом и диагностикой, но и производством. К примеру, здесь уже могли изготавливать самосвальные кузовы и ковши для погрузчиков и экскаваторов. В начале прошлого года этот цех еще и расширили. Если раньше сюда заходил ковш шириной не более 4,5 метров, то сейчас поместится и 8-метровый. Для этого установили новую кран-балку, которая может поднять 30 тонн, да и ворота сделали пошире и повыше. А в конце 2022-го увеличили помещение, где ремонтируются компоненты.
– Теперь, например, мы можем большие кузовы и ковши ремонтировать или изготавливать и отправлять клиенту целиком. Кузовы, которые идут из-за границы, они как бы разрезаны на 3-4 части, их привозят тралами и на месте варят. А мы делаем целиком. Сейчас в Казахстане нет такого ковша, который у нас не поместится. Вообще, расширение – это требование времени. Когда в 2011 году начинали работать, самосвал-100-тонник казался этаким исполином, гигантом. А сегодня он для нас «малыш»: в карьерах работают машины грузоподъемностью 250-400 тонн. «Растет» техника, а значит, и помещения, где ее «лечат», тоже должны быть большего размера. Кстати, сейчас мы увеличиваем цех по ремонту машин, – говорит Серик Нурахметов, показывая на развернувшиеся строительные работы на территории завода.
Интересные проекты
Предприятие может не только изготовить новое, но и восстановить старое. Путем наплавки, напыления, расточки и других процессов различным компонентам техники дают вторую или третью жизнь. Ведь ремонт детали будет стоить дешевле, чем ее покупка. Взять, к примеру, ковш экскаватора. Как правило, он сделан из одной стали, а его футеровка (своеобразная «броня») – из другой. Когда в каких-то местах защитный слой стирается, могут появляться различные трещины. Вот эту часть ковша на заводе изготовят и поменяют.
Помимо ремонтов, «Borusan Cat Казахстан» занимается и переоборудованием. К примеру, не первый год переделывает наземные погрузчики в подземные. Заказчик необычного проекта – корпорация «Казахмыс».
– Только у них применен такой подход к добыче. Высота шахт позволяет опустить туда большую машину, естественно, с небольшими доработками. Нужно увеличить проходимость, уменьшить кабину, усилить защиту. Здесь сотрудничали с Карагандинским заводом металлоизделий, некоторые конструкции он для нас изготавливал. Такой проект мы реализуем около пяти лет. За все время поставили около 80 машин. В этом году планируем еще четыре. Интересный факт: первый погрузчик переделывали полгода, было очень много конструкторской работы, все подгонялось, вносилось в чертежи. А сейчас мы переоборудуем три машины в месяц. Набравшись опыта, наши сотрудники выезжали в Турцию и помогали тамошним специалистам в аналогичных проектах, – гордится наш собеседник. – Кстати, совместно с ТОО «Maker» (КЛМЗ) наше предприятие модернизировало автогрейдер, его тоже адаптировали для подземных работ. Председатель правления КЛМЗ председательствует еще и в комитете машиностроения при региональной Палате предпринимателей. Поскольку работаем в одной отрасли, нас часто приглашали на совещания машиностроителей.
Сотрудничает «Borusan Cat Казахстан» и с американской компанией «Ground Force Worldwide», которая производит определенные решения для горнодобывающей техники. Например, в карьере работает гусеничный экскаватор. Его надо заправить, обслужить, масло поменять и т.д. Наверх такой агрегат не погонишь. Для этой цели переоборудуют грузовую машину: снимают с нее кузов и вместо него устанавливают бочку, в которую можно залить различные смазывающие жидкости, топливо или масло. Такие грузовики «катаются» по карьеру и обслуживают маломобильную технику.
– Наши сотрудники летали в США, смотрели, изучали чертежи. Некоторые запчасти «Ground Force Worldwide» нам предоставляет. И теперь мы такие конструкции сами здесь изготавливаем и продаем. Раньше эта техника в Казахстан завозилась из Америки, а сегодня ее производим мы. Естественно, для горнодобывающих предприятий она обходится дешевле. Также выпускаем водооросительные бочки (чтобы пыль «прибивать» в карьерах) и щебнеразбрасыватели (против скольжения). Кстати, если говорить об экспорте, то у нас его не так много. Какие-то небольшие изделия отправляли в Монголию, Турцию, идут переговоры с Кыргызстаном. Нам бы здесь все успеть, заказов очень много, – признается Серик Нурахметов.
В ногу с «цифрой»
Сырье для работ (износостойкий металл, химикаты, моющие средства, проволоку, электроды) компания закупает из разных стран: Китай, Корея, США, Швеция. Да и оборудование, по словам руководителя карагандинского Центра восстановления компонентов, тоже разношерстное – турецкое, российское, колумбийское, канадское. На предприятии тренд на автоматизацию производства. К примеру, детали чистят машинкой, которая отбивает краску и ржавчину, при этом ничего не повреждая. Есть специальные аппараты, работающие как посудомоечные машины: закинул туда запчасти – нагара и мазута как не бывало, причем не только снаружи, но и внутри. На заводе большое внимание уделяется технике безопасности, а также повышению квалификации сотрудников.
– У нас есть центр обучения. Сотрудничаем с КарТУ им. А. Сагинова, различными колледжами. Студенты приходят к нам на практику, специалисты «Borusan Cat Казахстан» становятся кураторами их дипломных работ. Одно дело – теория, другое – как все это выглядит на самом деле. Поэтому считаю дуальную систему обучения очень актуальной. Кстати, часть тех, кто у нас практиковался, теперь работают здесь. В образовательных классах повышают квалификацию и сами сотрудники. Стратегия нашей компании – непрерывное развитие. Мы никогда не бываем довольны результатом, стремимся к совершенству, – утверждает Серик Нурахметов.
К слову, в штате предприятия насчитывается порядка 450 человек. Сюда также входят и отделы маркетинга, продаж, конструкторский. Кстати, вся техника марки Cat по характеристикам приближена к современным легковым автомобилям, то есть в них много электроники, которая сама подсказывает водителю, в чем неисправность и что нужно делать. И только когда сам машинист справиться не в состоянии, тогда приглашают сотрудника «Borusan Cat Казахстан».
– На особом счету IT-отдел, ведь станки у нас подключены к интернету, и все процессы не на бумагах: на каждом посту стоят компьютеры. айтишники сами написали программы с очень большим количеством модулей, где идет учет рабочего времени, часов отдыха, количество затраченных минут на изготовление детали и т.д. Все это стекается в единую базу. Такой «цифровой след» позволяет нам анализировать, рассчитывать, планировать производство. Уже не нужно поднимать какие-то подшивки, чтобы узнать количество человек, работавших пять лет назад, за какое время был отремонтирован тот или иной компонент и сколько сотрудников при этом задействовали. Любой бизнес считает прибыль и затраты, и мы не исключение, – рассказывает руководитель центра.
Даешь вторую жизнь
Надо сказать, что инвестиции в строительство завода вливал турецкий холдинг «Borusan». На предприятии трудятся несколько специалистов из Турции и Австралии, которые делятся своим опытом с карагандинскими коллегами. К слову, на сегодняшний день «Borusan Cat» присутствует в шести странах — Казахстане, Азербайджане, Грузии, Кыргызстане, России, Турции. Самый крупный «продвинутый» Центр восстановления компонентов находится в Караганде, и это не случайно: именно наш регион славится своей горнодобывающей промышленностью.
– Одна американская фирма RAPTOR выпустила оборудование для напыления, которым сейчас пользуемся. Caterpillar и «Borusan Cat Kazakhstan» инвестировали в этот агрегат. Он есть только у самой компании-производителя и у нас в Караганде. Сейчас в тестовом режиме мы с его помощью восстанавливаем блоки цилиндров, зубья ковшей. Оборудование – это тот же робот: одну кнопку нажал, и напыление происходит автоматически, главное – вбить нужные параметры. Этот метод «лечит» зуб ковша, и он дольше служит. Да и для сотрудников такой подход в десять раз удобнее: раньше напылением занимался человек. Для этого ему нужен был специальный костюм, работал он во вредных условиях: шум, газы, высокие температуры. А сейчас ты в то помещение, где все происходит, не заходишь, глядишь на это через окошко и кнопочку нажимаешь. К слову, в планах у нас заниматься дальнейшей цифровизацией и роботизацией производственных процессов там, где это возможно, – поделился наш собеседник.
Кстати, на заводе применяются и «зеленые» технологии. К примеру, установлена система вентиляции push-pull, которая обеспечивает непрерывную циркуляцию. Благодаря ей сварочные газы эффективно и постоянно удаляются. Да и само производство можно назвать «зеленым», ведь «Borusan Cat Казахстан» дает оборудованию вторую жизнь или продлевает первую. Так, отработавший свой ресурс механизм или инструмент не отправляется на свалку, где десятилетиями разлагается и ржавеет. Он также не оказывается в печи комбината по переработке металлолома, потребляющего огромное количество газа и электроэнергии. Изношенный компонент «подлатают» и снова на длительное время вернут в строй.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото автора