В областном центре продолжается масштабная модернизация общественного транспорта. За три года количество автобусов увеличено на 50% – с 300 до 450 единиц, регулярность движения выросла до 95%. На улицы города ежедневно выезжают до 460 машин. Запущены новые маршруты, продлены графики движения, а часть подвижного состава теперь оборудована кондиционерами. Взят курс на удобство, безопасность и цифровизацию.
– Мы видим задачу не просто в том, чтобы обновить автобусы, а в создании комфортной системы, где все работает точно и прозрачно, – говорит Темирлан Талдыбаев, заведующий сектором пассажирского транспорта отдела ЖКХ Караганды. – После внедрения системы ONAY! и перехода на безналичную оплату мы убрали кондукторов и пересмотрели подход к работе. Водители теперь не гонятся за выручкой, ездят строго по графику. Это позволило нам повысить зарплаты и ввести бесплатный проезд для детей до 18 лет.
Цифровизация дает не только контроль, но и инструменты для анализа. Электронная система обилечивания позволяет сделать верный расчет, в том числе пассажиропотока. Это помогает более точно определить сумму субсидирования от государства. Без поддержки невозможно было бы обновление автопарка, да и в целом реализация многих программ. С каждым годом объем субсидий растет.
Крупные перевозчики также усиливают позиции. Лидер по объему перевозок – автобусный парк № 3. Здесь на маршруты ежедневно выходят до 448 машин, коллектив насчитывает более одной тысячи сотрудников.
– Только в 2023 году мы закупили 146 новых автобусов, потом еще шесть. Планируем обновление и в этом году ждем 70 новых машин длиной 12 метров с большей вместительностью и комфортом все автобусы будут оборудованы кондиционерами, – сообщил директор автопарка Артур Григорян. – Мы развиваем не только подвижной состав, но и инфраструктуру отремонтировали котельную, автомойку, построили спорткомплекс для сотрудников. Условия работы водителей тоже улучшаем – приводим графики в баланс, чтобы избежать переработок.
ТОО «Таксокомбинат № 1» обслуживает семь маршрутов, включая один пригородный. Из 115 автобусов 64 – новые.
– Мы готовим парк к приему еще примерно 20 автобусов большого формата. Это будет как замена устаревших машин, так и усиление наиболее загруженных маршрутов, таких как №№ 28 и 31, – поясняет директор предприятия Алексей Пен. – Ранее парк был легковым, сейчас переоборудуем все под тяжелую технику. Многое приходится переделывать расширяем боксы, обновляем ремонтную зону, благоустраиваем территорию.
Обновление касается не только техники, но и инфраструктуры. В городе модернизированы 73 остановки, продолжается благоустройство новых. Маршрутная сеть расширяется за последние годы запущено и возобновлено шесть направлений, корректируются схемы движения в ответ на обращения горожан. По запросам жителей были изменены схемы движения маршрутов №№ 012 и 66. Один теперь соединяет Пришахтинск с Михайловкой, другой помогает жителям верхнего Майкудука комфортно добираться в часы пик. В проработке – новый маршрут, который должен связать Пришахтинск, Майкудук и Юго-Восток. Главное – удобство пассажиров.
Оксана ВОЛКОВА
Фото акимата Караганды