Кольца, браслеты, подвески, цепочки и многое другое ремонтирует и изготавливает Артур Федер. Парень «колдует» в своей мастерской уже более двух лет. А недавно он выиграл грант акима Карагандинской области, чтобы расширить бизнес.
Вообще, Артур выучился на автомобильного электромеханика, и украшения его мало интересовали. Но тут предложили поработать на ювелирном предприятии в Караганде, и он решил попробовать свои силы.
– Мне так понравилось, что остался там на шесть лет. Это был интересный опыт. Каждый занят своим делом. Один делает заготовки, другой собирает, монтирует изделие, третий полирует. Я прошел все этапы. Потом хотел осваивать что-то новое. В общем, искал себя, – рассказывает молодой предприниматель.
Дальше Артур пробовал себя в разных сферах. Выучился на заточника металлорежущего инструмента. Впоследствии это ему очень пригодилось. Спустя какое-то время решил: надо делать то, что получается лучше всего, что приносит тебе удовольствие. Только вот работать «на дядю» ему не очень хотелось. Он открывает ИП и запускает ювелирную мастерскую «Excalibur».
– Название я взял из легенды про короля Артура и его меч «Excalibur». Со дня открытия без работы не сидел, всегда были заказы. Кому-то нужно отремонтировать старое, но дорогое сердцу изделие. Кто-то приносил браслеты, серьги, кольца, и из всего этого мы уже изготавливаем массивное кольцо, печатку или цепь. Работаем с золотом 585 пробы и серебром 925-й. Проба – это процентное содержание металла в сплаве. Цифра 925 означает, что в продукции содержится 92 с половиной процента чистого серебра, остальное – лигатура, проще говоря, примеси. Они повышают прочность и устойчивость сплава. Бывает, что из лома серебра (качеством пониже) делаем 925-ю. Для этого «чистим» изделия до 999 пробы и потом добавляем уже нашу лигатуру, – объясняет Артур Федер.
На готовые украшения пробу ставят в Государственной инспекции пробирного надзора. Сырье, из которого потом получаются изделия, в основном приносят клиенты. Но иногда человек приходит без материала. Тогда при необходимости драгоценный металл покупают и в Национальном банке. Работают в мастерской и с различными камнями, инкрустируют ими украшения. Труд в прямом смысле ювелирный, ручной. Но время не стоит на месте. Новые технологии появляются и в этой сфере. Чтобы расшириться и увеличить производительность, Артур Федер в прошлом году подал заявку на участие в конкурсе грантов акима области. Прошел обучение, составил бизнес-план и успешно его защитил.
– В итоге я выиграл грант в 2 миллиона тенге. Уже заказал оборудование. Скоро должны прийти печь и 3D-принтер. С его помощью можно напечатать из фотополимера модель будущего изделия. Это значительно упростит технологический процесс. До этого момента все делалось вручную. Над заготовками трудился под микроскопом, что-то резал, паял. Новое оборудование также позволит создавать более сложные формы. Пока в мастерской работаю один. Но в этом году хочу взять еще двух человек. Они необязательно должны быть готовыми мастерами. Здесь обучим их с нуля, – делится планами молодой бизнесмен.
По его словам, многие мастерские работают по каталогам. Изделия в основном чем-то похожи друг на друга. Люди этим «наелись», некоторые хотят что-нибудь необычное. Новые технологии помогут решить эту задачу, следовательно, расширится ассортимент продукции. К слову, «Excalibur» уже производил уникальные украшения. Одно из них – мужская печатка из белого золота, инкрустированная камнем Лондон топаз.
– Мне, кстати, трудно сказать, кого среди наших клиентов больше – мужчин или женщин. Кажется, их поровну. Мы также выходим в онлайн-пространство. Заказы к нам приходят не только от жителей нашего региона, но и из всего Казахстана. Пару раз к нашим услугам прибегали и жители Российской Федерации. «Ювелирка» как искусство: один человек видит изделие так, а другой – эдак. По моему мнению, хороший ювелир тот, кто никогда не перестает учиться. Ведь нет предела совершенству, – уверен Артур.
В прошлом году гранты акима области на поддержку и развитие молодежного бизнеса выиграли 50 человек. Победителей выбирала комиссия, состоявшая из представителей госорганов, маслихатов, региональной Палаты предпринимателей, научно-образовательных учреждений, бизнес-сообщества. При отборе обращали особое внимание на оригинальность идеи, рыночный спрос на товар или услугу, потенциал в создании рабочих мест. Проекты у всех разные. Одни откроют малярный цех, другие будут изготавливать жалюзи и рольшторы, третьи запустят производство синтетических моющих средств и т.д.
К слову, регион занимает второе место в стране по легкости ведения бизнеса. Так что почва для новых проектов здесь благодатная. Карагандинская область одной из первых в республике снизила розничный налог для предпринимателей с 4% до 2%. Результат не заставил себя ждать. Поступление налогов по специальному налоговому режиму выросло в 18 раз. А теперь этой мерой сможет воспользоваться еще больше бизнесменов. С этого года 364 вида деятельности подпадают под такой режим, перечень расширен почти в два раза. В 2024-м по всем направлениям поддержки планируют профинансировать более 5,5 тысячи проектов МСБ.
Отметим, на сегодняшний день в регионе действуют почти 100 тысяч субъектов предпринимательства.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото из архива Артура Федера
г. Шахтинск
Здравствуйте . Замечательно что у нас в стране есть такие мастера своего дела.