back to top
34 C
Алматы
Воскресенье, 28 июля, 2024
No menu items!
ДомойНовостиРегионыВеликие личности, неравнодушные к своему народу, - Ж. и Х. Досмухамедовы

Великие личности, неравнодушные к своему народу, – Ж. и Х. Досмухамедовы

Они были настоящими лидерами Западного отделения Алаш Орды, отстаивавшими образование Казахской автономии.

Миллионы судеб искалечил тоталитарный режим в годы репрессивного лихолетья. Прошли десятилетия, но эта черная страница истории навсегда останется незаживающей раной. Поэтому актуальной становится задача возрождения имен исторических личностей, внесших весомый вклад в становление казахстанской государственности, – деятелей национально-освободительного движения «Алаш».

Среди ярких личностей, пострадавших за свои свободолюбивые идеи, были лидеры уральской группы партии «Алаш» Жаханша и Халел Досмухамедовы. Они боролись за образование независимого национального государства.

В конце февраля 1918 года выехали в Москву, где провели встречи со Сталиным и Лениным. В разработанном ими проекте программы партии «Алаш» особое место отводилось государственному устройству, земельным отношениям, предоставлению равных прав женщинам и многим другим насущным проблемам.

Взять судьбу в свои руки

Большинство современных ученых считают, что древнекитайский философ-мудрец, автор классического даосского трактата «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и благой силе») Лао-цзы – фигура легендарная. Написанный в афористической форме лаконичным языком трактат появился в конце IV-начале III веков до новой эры и дает простор для разнообразных интерпретаций. В трактате
Лао-цзы пишет: «Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других».

Необходимо отметить, что представители казахской элиты, научной и творческой интеллигенции в полной мере обладали этими качествами. Главным смыслом их деятельности было изменение ситуации в Казахской степи в лучшую сторону, чтобы сделать жизнь достойной.

Они на деле доказали, что патриот – это тот человек, который не просто говорит о своей любви к Отечеству, а вкладывает в развитие своей страны талант, труд, умение, стремится своими действиями служить его интересам.

Талантливы во всем

Казахстан вполне может гордиться тем, что у него были и есть достойные сыны, навечно вписавшие свои имена на скрижалях истории. В частности, Великая казахская степь подарила народу талантливую во всех отношениях яркую личность – Жаханшу (Жаншу) Досмухамедова.

Он был не только профессиональным юристом, но и блестящим политиком, талантливым дипломатом и переводчиком, а также искусным оратором. Свидетельством тому оценка, данная ему писателем Сакеном Сейфуллиным в книге «Тар жол, тайғақ кешу»: «…Жаханша превосходит своих единомышленников искусством говорить, он был непревзойденным оратором. Среди алашординцев только двое могли силой слова повести за собой народ: один из них – Миржакып Дулатов, другой – Жаханша Досмухамедов. Если Миржакып – мастер пера, то Жаханша – мастер ораторского искусства». По словам С. Сейфуллина, он даже внешне, красотой и статностью, отличался от своих соратников.

Биография Жаншы Досмухамедова излагается сжато в книге Марата Ескендірұлы «Алаш Орда».

Жаханша (Жанша) родился в 1887 году в Джамбейтинском районе Уральской области (ныне Западно-Казахстанская область).

В мае 1905 года окончил реальное военное училище в Уральске. Успешно окончив училище, он поступил на престижный юридический факультет Императорского Московского университета (ныне МГУ имени М.В. Ломоносова).

Все для своего народа

После окончания университета в марте 1910 года Жаханша работал в Уральском областном управлении, но за острую публикацию в газете «Уральский листок» под заголовком «Несколько слов о киргизском (казахском) обычном праве и народном суде» был уволен.

В своей публикации автор гневно рассказывал о бедственном положении казахов, разоблачал суть переселенческой политики царского правительства. Мало того, он приводил веские доводы в пользу тщательного изучения правовых норм, по которым тысячелетиями жили казахи.

В марте 1914 года в возрасте 27 лет он был назначен товарищем прокурора Томского окружного суда по Каинскому уезду, контролировал политическую ссылку и имел, по существу, чин генерала юстиции.

Находясь за пределами казахской степи, Жаханша Досмухамедов не оставался равнодушным к общественно-политической активности казахской интеллигенции (1905-1916 годы).

Февральская революция 1917 года, резкий всплеск автономистских настроений на окраинах бывшей империи, бедственное положение казахского народа, а также желание изменить жизнь степного края подтолкнули его включиться в местную политическую жизнь.

На уездном съезде Жаханшу Досмухамедова избрали товарищем председателя гражданского (коалиционного) исполнительного комитета по управлению Каинским уездом Томской губернии.

Однако в апреле 1917 года телеграфное приглашение от председателя Уральского областного исполнительного комитета Губайдуллы Алибекова с просьбой немедленно прибыть в Уральск «для работы среди своего народа» настолько воодушевило Жаханшу Досмухамедова, что он сложил с себя полномочия по исполкому Каинского уезда. Он срочно приехал в Уральск, где был созван областной казахский съезд.

Поднимал проблемы

С 19 по 22 апреля 1917 года под председательством Ж. Досмухамедова прошел Уральский областной съезд, на котором обсуждались земельный вопрос, форма государственного управления, отношение к Временному правительству и войне.

На съезде Досмухамедов выступил с кратким докладом о текущей ситуации в России после февральской революции, после чего было принято постановление об отправке телеграммы c поддержкой Временного правительства.

Кроме того, поднимается вопрос о реорганизации старых органов управления. На съезде создаются Уральские областные казахские комитеты. В их состав входят 20 человек, среди них и Ж. Досмухамедов. Также были приняты временные положения об органах управления степного края.

1-11 мая 1917 года Жанша в качестве делегата принимает участие на Всероссийском съезде мусульман в Москве, избирается заместителем председателя комитета по управлению делами мусульман «Шуро-и-Ислам».

В том же году его избрали членом предпарламента Временного совета, образованного при Временном правительстве, и членом особого совещания по выработке закона об Учредительном собрании. Он поднимал проблемы не только казахов, но и всего мусульманского народа, считая, что они лишены всех прав и терпят от самодержавия унижения, несправедливость и нищету.

Очень трепетно относился к традициям и обычаям своего народа. Во время революционных беспорядков смог вынести из петербургского музея первую рукопись Корана, написанную рукой халифа Османа, которая сначала была передана в Духовное управление Уфы, затем Ташкента.

Взять судьбу в свои руки

Досмухамедов был одним из организаторов и участников первого и второго Всеказахского съездов, которые прошли в Оренбурге (21-28 июля и 5-13 декабря 1917 года). Участники первого съезда высказались за автономию в составе Российской федеративной демократической парламентской республики, а также за необходимость создания отдельной политической партии «Алаш», второй съезд был призван определить отношение к советской власти, а также создать свой аппарат управления в Казахской автономии.

Съезд постановил образовать территориально-национальную автономию областей с одноименным названием «Алаш», а также временным народным советом Алаш Орды. В состав правительства вошли 25 человек, в том числе и Жаханша Досмухамедов. Председателем избрали Алихана Букейханова.

В чрезвычайно экстремальных условиях того времени алашординцы проявляли исключительную гибкость, в то же время они были принципиальными политиками.

Основными целями движения «Алаш» являлись создание системы государственного самоуправления, отстаивание права народа на национальное самоопределение, модернизация казахского общества с использованием передового мирового опыта.

Деятели движения «Алаш» боролись за обретение государственности казахов. «Наша цель – предоставить возможность самому народу решать свою судьбу. Только добившись автономии, народ возьмет судьбу в свои руки», – подчеркивал Жанша.

Создание Западного отделения Алаш Орды

В январе 1918 года в Каратюбе прошел съезд с участием интеллигенции Уральской области, который был организован Жаханшой и Халелом Досмухамедовыми. Нa повестку дня участники съезда вынесли самые актуальные вопросы: выборы правительства, создание войска и сбор средств на их содержание.

2 апреля 1918 года по заданию А. Букейханова Жаханша и Халел Досмухамедовы едут в Москву, чтобы добиться от Советского правительства открытия казахского комиссариата. После длительных переговоров Совнарком РСФСР признал Алаш Орду как временную автономную власть в Казахском крае. Об этом была опубликована статья Сталина в газете «Известия».

18 мая того же года начал свою работу четвертый областной съезд в Жымпиты, который образовал Временное правительство из семи человек, выделив Уральскую область в особую территорию под названием «Уильский оляят». Тем самым было создано Западное отделение Алаш Орды.

В бывшей Уральской области фактически осуществлялось автономное управление казахов. Под властью правительства Западного отделения оказалась территория Букеевской Орды, Уильского оляята, Мангышлакского уезда, Закаспийской области, Актюбинского и Иргизского уездов Тургайской области. Кроме Западного отделения Алаш Орды, все остальные местные органы (в уездах, волостях и аулах) представляло земское самоуправление, организованное на основании закона Временного правительства 1917 года. Жаханша Досмухамедов возглавил Западное отделение Алаш Орды, членами которой были Б. Кулманов (от Букеевской Орды) и Х. Досмухамедов, одновременно избранный председателем областной земской управы. В правительство временно были введены три старейшины от основных родов Младшего жуза – байулы, алимулы и жетыру, избранные на областном съезде.

Четкие позиции

11 сентября 1918 года председатель Алаш Орды Букейханов в Уфе подписал протокол об отделении Западного отделения Алаш Орды для управления западной частью автономии «Алаш». В Жымпиты имелись почта, телеграф, телефон и было сосредоточено все управление Уильского оляята.

Жаханша Досмухамедов внес большой вклад и в развитие военного дела в казахской степи: им были созданы две юнкерские школы – в Уиле (ныне – Ойыл) и Джамбейты (ныне – Жымпиты).

На западе Казахстана образованное Западное отделение Алаш Орды под руководством Ж. Досмухамедова фактически проводило автономное управление краем. Оно сосредоточило в своих руках государственный банк, казначейство региона, которое обслуживало всю область, где казахов насчитывалось лишь 18 процентов, создало государственный аппарат управления, правительство, армию, милицию и правоохранительные органы.

После ликвидации Алаш Орды часть казахской интеллигенции перешла на сторону советской власти, но большая ее часть осталась на своих позициях. Юридически Западное отделение Алаш Орды перестало существовать в январе 1920 года. Окончательная ее ликвидация затянулась до весны 1920 года. Сам факт того, что Западное отделение Алаш Орды просуществовало дольше, чем Алаш Орда, и было ликвидировано в последнюю очередь, говорит о четкой позиции Жаханши Досмухамедова, который не прогибался перед новой властью.

Ни дня без дела

К весне 1920 года в связи с явным переломом в ходе гражданской войны советские органы занимают в отношении представителей Алаш Орды жесткую позицию. В результате ее руководители по приказу М. Фрунзе изолировались от народа, а пять руководителей Западного отделения – Ж. Досмухамедов, Х. Досмухамедов, Иса Кашкинбаев, Карим Джаленов, Баркингали Атчибаев – были отправлены в Москву.

Летом 1920 года Жанша работает инспектором в центральном управлении текстильной промышленности в Москве. По направлению этого ведомства он едет в Ташкент и занимает должность заведующего сырьевым отделением Центрального совета Народного хозяйства Туркестанской республики, параллельно работает секретарем казахского отделения ЦС Туркестанской республики. Становится членом культурно-просветительской ассоциации «Талап», созданной ташкентской казахской интеллигенцией. Пo eе поручению подготовил проект первого Уголовного кодекса на казахском языке.

Досмухамедов жил в Ташкенте до ноября 1927 года. После этого он занимает различные должности в Кзыл-Орде и Алма-Ате. С ноября 1927-го по 1929 год Жаханша работает юрисконсультом в сельскохозяйственном банке Кзыл-Орды, а с 1928 года входил в состав коллегии адвокатов. В 1929 году он переезжает в Алма-Ату, где работает по специальности вплоть до 1930 г. В феврале 1930 года Жаханша переводится в Москву, где работает старшим экономистом правления «Скотовод».

Гордый борец за свободу

31 октября 1930 года он был арестован органами бывшего ОГПУ Казахской ССР как один из лидеров партии «Алаш» и член правительства Алаш Орда. В 1932 году Жаханша Досмухамедов был осужден по статьям 58-7, 58-10, 58-11 и 59-3 УК на пять лет заключения в концлагерь с заменой высылкой в Центрально-Черноземную область (город Воронеж) на тот же срок. Отбыв срок ссылки, Жаханша Досмухамедов возвращается в Москву.

Решением Тройки при Управлении НКВД по Московской области от 16 июля 1938 года Жаханша Досмухамедов был вторично осужден по статьям 58-10 (антисоветская пропаганда и агитация) и 58-11 (участие в контрреволюционной организации) и приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 3 августа 1938 года.

Выделяя интересные факты из личной жизни Ж. Досмухамедова, хотелось бы отметить, что судьба гордого борца за свободу своего народа долгие годы оставалась неизвестной.

Только в «хрущевскую оттепель» родственники смогли получить информацию. 2 декабря 1957 года Президиум Московского городского суда принял решение: «Постановление Тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 16 июля 1938 года в отношении Досмухамедова Джаганши отменить и делопроизводство прекратить за отсутствием состава преступления в его действиях».

10 февраля 1999 г. архив УФСБ России по Москве и Московской области рассекретили и передали на хранение в Государственный архив РФ «Дело № 6516 по обвинению Досмухамедова Джаганши по ст. 58 п. 10 и 11 УК».

К сожалению, деятельность Жаханши (Жанши) Досмухамедова до сих пор мало изучена. Но, как видим, она стоит того, чтобы о ней помнили потомки. Несомненно, это поистине великая личность, в которой были воплощены самые лучшие человеческие качества.

Рашит КАРЕНОВ,

доктор экономических наук, академик,

почетный работник

образования РК

(Продолжение следует)

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Группа единомышленников Gentlemen’s club подарила жилье многодетным семьям

В наше непростое время очень важно проявлять милосердие и заботу о людях. Группа единомышленников под названием Gentlemen’s club, которой руководит Аскар Газалиев творит благие...

Племенные чемпионы: недалеко от столицы с размахом прошел казахстанский День поля

Одним из ключевых событий, случившихся на специализированной международной выставке «Jana Dala/Green Day-2024», которая в этом году проходила в Аккольском районе Акмолинской области, стало создание...

Казахстанские спортсмены завоевали золото и бронзу на Олимпиаде-2024

Казахстанские спортсмены стартовали на Олимпиаде-2024 с побед. Первое золото для страны добыл дзюдоист Елдос Сметов, который выступал в весовой категории до 60 кг. - Нет...

В Бухар-Жырауском районе полным ходом строятся социальные и спортивные объекты

Так, комфортная школа на 300 мест возводится на станции Нура. По проекту здесь предусмотрены учебные кабинеты, столовая, спортивный и актовый залы и другие помещения....

Звезда казахской поэзии

Каждое стихотворение из книги Бауыржана Жакыпа можно анализировать – его произведения глубокие по смыслу, философские по значению, художественные по форме. Немало среди них и...

Взносы ОСМС за неплатежеспособных граждан могут начать перечислять за счет бюджета

Об этом сообщила руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Асем Джунуспекова. Она пояснила, что с 2022 г. в стране запущена Цифровая карта семьи....

Аруақ — крепкая опора: 27 июля по национальному календарю отмечают День предков

Испокон веков существует поверье, что наши пращуры защищают нас, направляют на истинный путь. Эта вера всегда придает огромную силу. Обязательным является и чтить традиции,...