Они были настоящими лидерами Западного отделения Алаш Орды, отстаивавшими образование Казахской автономии.
Миллионы судеб искалечил тоталитарный режим в годы репрессивного лихолетья. Прошли десятилетия, но эта черная страница истории навсегда останется незаживающей раной. Поэтому актуальной становится задача возрождения имен исторических личностей, внесших весомый вклад в становление казахстанской государственности, – деятелей национально-освободительного движения «Алаш».
Среди ярких личностей, пострадавших за свои свободолюбивые идеи, были лидеры уральской группы партии «Алаш» Жаханша и Халел Досмухамедовы. Они боролись за образование независимого национального государства.
В конце февраля 1918 года выехали в Москву, где провели встречи со Сталиным и Лениным. В разработанном ими проекте программы партии «Алаш» особое место отводилось государственному устройству, земельным отношениям, предоставлению равных прав женщинам и многим другим насущным проблемам.
Взять судьбу в свои руки
Большинство современных ученых считают, что древнекитайский философ-мудрец, автор классического даосского трактата «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и благой силе») Лао-цзы – фигура легендарная. Написанный в афористической форме лаконичным языком трактат появился в конце IV-начале III веков до новой эры и дает простор для разнообразных интерпретаций. В трактате
Лао-цзы пишет: «Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других».
Необходимо отметить, что представители казахской элиты, научной и творческой интеллигенции в полной мере обладали этими качествами. Главным смыслом их деятельности было изменение ситуации в Казахской степи в лучшую сторону, чтобы сделать жизнь достойной.
Они на деле доказали, что патриот – это тот человек, который не просто говорит о своей любви к Отечеству, а вкладывает в развитие своей страны талант, труд, умение, стремится своими действиями служить его интересам.
Талантливы во всем
Казахстан вполне может гордиться тем, что у него были и есть достойные сыны, навечно вписавшие свои имена на скрижалях истории. В частности, Великая казахская степь подарила народу талантливую во всех отношениях яркую личность – Жаханшу (Жаншу) Досмухамедова.
Он был не только профессиональным юристом, но и блестящим политиком, талантливым дипломатом и переводчиком, а также искусным оратором. Свидетельством тому оценка, данная ему писателем Сакеном Сейфуллиным в книге «Тар жол, тайғақ кешу»: «…Жаханша превосходит своих единомышленников искусством говорить, он был непревзойденным оратором. Среди алашординцев только двое могли силой слова повести за собой народ: один из них – Миржакып Дулатов, другой – Жаханша Досмухамедов. Если Миржакып – мастер пера, то Жаханша – мастер ораторского искусства». По словам С. Сейфуллина, он даже внешне, красотой и статностью, отличался от своих соратников.
Биография Жаншы Досмухамедова излагается сжато в книге Марата Ескендірұлы «Алаш Орда».
Жаханша (Жанша) родился в 1887 году в Джамбейтинском районе Уральской области (ныне Западно-Казахстанская область).
В мае 1905 года окончил реальное военное училище в Уральске. Успешно окончив училище, он поступил на престижный юридический факультет Императорского Московского университета (ныне МГУ имени М.В. Ломоносова).
Все для своего народа
После окончания университета в марте 1910 года Жаханша работал в Уральском областном управлении, но за острую публикацию в газете «Уральский листок» под заголовком «Несколько слов о киргизском (казахском) обычном праве и народном суде» был уволен.
В своей публикации автор гневно рассказывал о бедственном положении казахов, разоблачал суть переселенческой политики царского правительства. Мало того, он приводил веские доводы в пользу тщательного изучения правовых норм, по которым тысячелетиями жили казахи.
В марте 1914 года в возрасте 27 лет он был назначен товарищем прокурора Томского окружного суда по Каинскому уезду, контролировал политическую ссылку и имел, по существу, чин генерала юстиции.
Находясь за пределами казахской степи, Жаханша Досмухамедов не оставался равнодушным к общественно-политической активности казахской интеллигенции (1905-1916 годы).
Февральская революция 1917 года, резкий всплеск автономистских настроений на окраинах бывшей империи, бедственное положение казахского народа, а также желание изменить жизнь степного края подтолкнули его включиться в местную политическую жизнь.
На уездном съезде Жаханшу Досмухамедова избрали товарищем председателя гражданского (коалиционного) исполнительного комитета по управлению Каинским уездом Томской губернии.
Однако в апреле 1917 года телеграфное приглашение от председателя Уральского областного исполнительного комитета Губайдуллы Алибекова с просьбой немедленно прибыть в Уральск «для работы среди своего народа» настолько воодушевило Жаханшу Досмухамедова, что он сложил с себя полномочия по исполкому Каинского уезда. Он срочно приехал в Уральск, где был созван областной казахский съезд.
Поднимал проблемы
С 19 по 22 апреля 1917 года под председательством Ж. Досмухамедова прошел Уральский областной съезд, на котором обсуждались земельный вопрос, форма государственного управления, отношение к Временному правительству и войне.
На съезде Досмухамедов выступил с кратким докладом о текущей ситуации в России после февральской революции, после чего было принято постановление об отправке телеграммы c поддержкой Временного правительства.
Кроме того, поднимается вопрос о реорганизации старых органов управления. На съезде создаются Уральские областные казахские комитеты. В их состав входят 20 человек, среди них и Ж. Досмухамедов. Также были приняты временные положения об органах управления степного края.
1-11 мая 1917 года Жанша в качестве делегата принимает участие на Всероссийском съезде мусульман в Москве, избирается заместителем председателя комитета по управлению делами мусульман «Шуро-и-Ислам».
В том же году его избрали членом предпарламента Временного совета, образованного при Временном правительстве, и членом особого совещания по выработке закона об Учредительном собрании. Он поднимал проблемы не только казахов, но и всего мусульманского народа, считая, что они лишены всех прав и терпят от самодержавия унижения, несправедливость и нищету.
Очень трепетно относился к традициям и обычаям своего народа. Во время революционных беспорядков смог вынести из петербургского музея первую рукопись Корана, написанную рукой халифа Османа, которая сначала была передана в Духовное управление Уфы, затем Ташкента.
Взять судьбу в свои руки
Досмухамедов был одним из организаторов и участников первого и второго Всеказахского съездов, которые прошли в Оренбурге (21-28 июля и 5-13 декабря 1917 года). Участники первого съезда высказались за автономию в составе Российской федеративной демократической парламентской республики, а также за необходимость создания отдельной политической партии «Алаш», второй съезд был призван определить отношение к советской власти, а также создать свой аппарат управления в Казахской автономии.
Съезд постановил образовать территориально-национальную автономию областей с одноименным названием «Алаш», а также временным народным советом Алаш Орды. В состав правительства вошли 25 человек, в том числе и Жаханша Досмухамедов. Председателем избрали Алихана Букейханова.
В чрезвычайно экстремальных условиях того времени алашординцы проявляли исключительную гибкость, в то же время они были принципиальными политиками.
Основными целями движения «Алаш» являлись создание системы государственного самоуправления, отстаивание права народа на национальное самоопределение, модернизация казахского общества с использованием передового мирового опыта.
Деятели движения «Алаш» боролись за обретение государственности казахов. «Наша цель – предоставить возможность самому народу решать свою судьбу. Только добившись автономии, народ возьмет судьбу в свои руки», – подчеркивал Жанша.
Создание Западного отделения Алаш Орды
В январе 1918 года в Каратюбе прошел съезд с участием интеллигенции Уральской области, который был организован Жаханшой и Халелом Досмухамедовыми. Нa повестку дня участники съезда вынесли самые актуальные вопросы: выборы правительства, создание войска и сбор средств на их содержание.
2 апреля 1918 года по заданию А. Букейханова Жаханша и Халел Досмухамедовы едут в Москву, чтобы добиться от Советского правительства открытия казахского комиссариата. После длительных переговоров Совнарком РСФСР признал Алаш Орду как временную автономную власть в Казахском крае. Об этом была опубликована статья Сталина в газете «Известия».
18 мая того же года начал свою работу четвертый областной съезд в Жымпиты, который образовал Временное правительство из семи человек, выделив Уральскую область в особую территорию под названием «Уильский оляят». Тем самым было создано Западное отделение Алаш Орды.
В бывшей Уральской области фактически осуществлялось автономное управление казахов. Под властью правительства Западного отделения оказалась территория Букеевской Орды, Уильского оляята, Мангышлакского уезда, Закаспийской области, Актюбинского и Иргизского уездов Тургайской области. Кроме Западного отделения Алаш Орды, все остальные местные органы (в уездах, волостях и аулах) представляло земское самоуправление, организованное на основании закона Временного правительства 1917 года. Жаханша Досмухамедов возглавил Западное отделение Алаш Орды, членами которой были Б. Кулманов (от Букеевской Орды) и Х. Досмухамедов, одновременно избранный председателем областной земской управы. В правительство временно были введены три старейшины от основных родов Младшего жуза – байулы, алимулы и жетыру, избранные на областном съезде.
Четкие позиции
11 сентября 1918 года председатель Алаш Орды Букейханов в Уфе подписал протокол об отделении Западного отделения Алаш Орды для управления западной частью автономии «Алаш». В Жымпиты имелись почта, телеграф, телефон и было сосредоточено все управление Уильского оляята.
Жаханша Досмухамедов внес большой вклад и в развитие военного дела в казахской степи: им были созданы две юнкерские школы – в Уиле (ныне – Ойыл) и Джамбейты (ныне – Жымпиты).
На западе Казахстана образованное Западное отделение Алаш Орды под руководством Ж. Досмухамедова фактически проводило автономное управление краем. Оно сосредоточило в своих руках государственный банк, казначейство региона, которое обслуживало всю область, где казахов насчитывалось лишь 18 процентов, создало государственный аппарат управления, правительство, армию, милицию и правоохранительные органы.
После ликвидации Алаш Орды часть казахской интеллигенции перешла на сторону советской власти, но большая ее часть осталась на своих позициях. Юридически Западное отделение Алаш Орды перестало существовать в январе 1920 года. Окончательная ее ликвидация затянулась до весны 1920 года. Сам факт того, что Западное отделение Алаш Орды просуществовало дольше, чем Алаш Орда, и было ликвидировано в последнюю очередь, говорит о четкой позиции Жаханши Досмухамедова, который не прогибался перед новой властью.
Ни дня без дела
К весне 1920 года в связи с явным переломом в ходе гражданской войны советские органы занимают в отношении представителей Алаш Орды жесткую позицию. В результате ее руководители по приказу М. Фрунзе изолировались от народа, а пять руководителей Западного отделения – Ж. Досмухамедов, Х. Досмухамедов, Иса Кашкинбаев, Карим Джаленов, Баркингали Атчибаев – были отправлены в Москву.
Летом 1920 года Жанша работает инспектором в центральном управлении текстильной промышленности в Москве. По направлению этого ведомства он едет в Ташкент и занимает должность заведующего сырьевым отделением Центрального совета Народного хозяйства Туркестанской республики, параллельно работает секретарем казахского отделения ЦС Туркестанской республики. Становится членом культурно-просветительской ассоциации «Талап», созданной ташкентской казахской интеллигенцией. Пo eе поручению подготовил проект первого Уголовного кодекса на казахском языке.
Досмухамедов жил в Ташкенте до ноября 1927 года. После этого он занимает различные должности в Кзыл-Орде и Алма-Ате. С ноября 1927-го по 1929 год Жаханша работает юрисконсультом в сельскохозяйственном банке Кзыл-Орды, а с 1928 года входил в состав коллегии адвокатов. В 1929 году он переезжает в Алма-Ату, где работает по специальности вплоть до 1930 г. В феврале 1930 года Жаханша переводится в Москву, где работает старшим экономистом правления «Скотовод».
Гордый борец за свободу
31 октября 1930 года он был арестован органами бывшего ОГПУ Казахской ССР как один из лидеров партии «Алаш» и член правительства Алаш Орда. В 1932 году Жаханша Досмухамедов был осужден по статьям 58-7, 58-10, 58-11 и 59-3 УК на пять лет заключения в концлагерь с заменой высылкой в Центрально-Черноземную область (город Воронеж) на тот же срок. Отбыв срок ссылки, Жаханша Досмухамедов возвращается в Москву.
Решением Тройки при Управлении НКВД по Московской области от 16 июля 1938 года Жаханша Досмухамедов был вторично осужден по статьям 58-10 (антисоветская пропаганда и агитация) и 58-11 (участие в контрреволюционной организации) и приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 3 августа 1938 года.
Выделяя интересные факты из личной жизни Ж. Досмухамедова, хотелось бы отметить, что судьба гордого борца за свободу своего народа долгие годы оставалась неизвестной.
Только в «хрущевскую оттепель» родственники смогли получить информацию. 2 декабря 1957 года Президиум Московского городского суда принял решение: «Постановление Тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 16 июля 1938 года в отношении Досмухамедова Джаганши отменить и делопроизводство прекратить за отсутствием состава преступления в его действиях».
10 февраля 1999 г. архив УФСБ России по Москве и Московской области рассекретили и передали на хранение в Государственный архив РФ «Дело № 6516 по обвинению Досмухамедова Джаганши по ст. 58 п. 10 и 11 УК».
К сожалению, деятельность Жаханши (Жанши) Досмухамедова до сих пор мало изучена. Но, как видим, она стоит того, чтобы о ней помнили потомки. Несомненно, это поистине великая личность, в которой были воплощены самые лучшие человеческие качества.
Рашит КАРЕНОВ,
доктор экономических наук, академик,
почетный работник
образования РК
(Продолжение следует)