Жители массово распространяют видео, где на большегрузной машине в город металлургов доставляют корпус нового трамвая. А чуть позже в Сети появилось и фото, где экологически чистый вид транспорта предстал во всей красе. Восстановление трамвайного движения взяло на себя градообразующее предприятие.
Трамвайный парк в Темиртау начал свою работу в 1959 году. В лучшие свои времена транспорт перевозил горожан по четырем маршрутам. С 2005-го по 2013 год начали постепенно закрывать движение по направлениям № 1 (от цеха обжига в Старый город), № 2 (цех обжига – КХП) и № 3 (Старый город – 8 микрорайон). В итоге на линии остался только один действующий маршрут № 4, и тот прекратил свое движение в январе 2023 года.
«В настоящее время проводится техническое обследование трамвайного парка. Оно включает в себя обследование всей инфраструктуры, подвижного состава, рельсового хозяйства и контактной сети. Также будут обследованы здания и сооружения депо», – сообщили в ТОО «ТАА», дочернем предприятии на тот момент иностранного инвестора.
Жители города металлургов стали бить тревогу. 28 марта прошлого года активисты опубликовали в Интернете петицию, адресованную Президенту страны:
«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! К вам обращаются жители Темиртау Карагандинской области. Нашему городу нужны трамваи, так как автобусы ходят неисправно. Выбросы и выхлопные газы загрязняют окружающую среду и портят экологию. Большинство людей поддерживают этот вид общественного транспорта и переживают за судьбу трамвая. Исчезновение вагонов с линии может стать началом конца, но мы надеемся, что это временно».
Какова судьба трамвайного парка? На этот вопрос не раз приходилось отвечать администрации города. Власти в этом вопросе имели твердую позицию: не дать трампарку кануть в историю. В конце 2023 года на смену АО «АрселорМиттал Темиртау» пришел новый казахстанский инвестор, которому в ведение перешел и трамвайный парк. В одной из социальных сетей новый собственник разместил информацию о том, что в рамках ознакомления было изучено текущее состояние цеха, подвижного состава и маршрутной сети.
«Ранее уже проводилась техническая экспертиза, где сообщалось об изношенности железнодорожных путей. Первичный осмотр свидетельствует также о непростом положении депо. Однако важно понимать, что трамвай является не просто значимым элементом экологического пассажирского транспорта города, но и достопримечательностью Темиртау», — сообщили в АО «Qarmet».
В середине апреля 2024 года темиртаусцы заметили сдвиги: в районе заводоуправления приступили к демонтажу старых трамвайных путей.
«Вопрос, связанный с восстановлением трамвайного парка и началом его работы в текущем году, подтвержден нашим градообразующим предприятием. Вопрос финансирования и полного восстановления будет решен за счет инвестора. АО «Qarmet» подтвердило, что в текущем году запуск трамвайного парка состоится. В настоящее время мы разрабатываем нормативно-правовые акты. На данный момент на стадии согласования находятся Правила рельсового транспорта в соответствии с законом о транспорте. После завершения всех процедур согласования мы примем этот НПА и будем готовы к тому, чтобы этот трамвайный рельсовый транспорт стал официальным общественным транспортом с соответствующим тарифом, субсидированием и утверждением маршрута, как это предусмотрено действующим законодательством», – заявили в акимате Темиртау.
Итак, первый трамвай уже прибыл. Всего АО «Qarmet» планирует закупить и выпустить на линию 8 вагонов. Ранее сообщалось, что курсировать по городу новые трамваи начнут этой осенью. Темиртаусцы с нетерпением ждут этого момента.
Сергей БАДАНИН
Фото и видео автора
г. Темиртау
Там вообще дворы чистят или нет везде мусор по бульвару Независимости дома старые и не ухоженные нет горячеи воды и не подготовлены в отопительны сезон .болконы рушатся .