«Давайте, дети, учиться!» – завещал всем нам казахский педагог-просветитель. Ыбырай Алтысарин, как никто другой, понимал, что важны не только знания, но и те, кто эти знания дает. Ведь учитель – носитель информации, а также мотиватор, воспитатель, наставник. И чтобы быть таковыми, педагоги не перестают учиться и развиваться.
Профессия – вся моя жизнь, рассказывает учитель английского языка Лариса Амирова. Она посвятила преподаванию более 40 лет. А ведь изначально и не планировала идти по этому направлению. Выбрать педагогику посоветовали родители и помогли дочери сделать судьбоносный выбор.
– Я хотела быть журналистом. У меня дедушка по линии отца был журналистом. Он сначала был педагогом, руководил отделом образования в Павлодаре, после стал редактором газеты. Моя старшая сестра поступила на филологический факультет (русский язык и литературу). Родители предложили мне тоже в этой сфере поработать, и я решила попробовать, – вспоминает Лариса Саятовна.
Девушка вместе с сестрой поступила в педагогический институт в Жезказгане. Но выбрала для себя иностранные языки, к которым тяготела с детства. После окончания вуза по распределению молодой специалист вернулась в Балхаш и сразу пошла на работу в специализированную школу.
– Это была для меня школа жизни, которая дала много положительного опыта. Во-первых, я научилась стойкости и терпению. Во-вторых, мне повезло с коллективом, многому у коллег научилась. Хороший директор, который был для нас образцом. Научилась взаимодействовать с трудными детьми и подростками. И осталась в профессии, это меня закалило. Не думала, что настолько здесь задержусь. Спецшкола стала для меня судьбоносной, – говорит педагог.
Вместо трех лет, положенных на отработку после института, Л. Амирова преподавала в спецшколе шесть лет. После декретного отпуска – в 7-й гимназии, где учила детей английскому и немецкому. В 1995 году учебное заведение перешло на казахский язык обучения, и педагог стала работать в школе № 4, где трудится и по сей день. С перерывом в два года, которые преподавала в гимназии, в этой организации образования она уже 27 лет. В этом году к Дню учителя за многолетний добросовестный труд Ларису Саятовну наградили благодарственным письмом от министра образования.
– Профессия учителя вмещает много понятий. Человек должен быть и педагогом, и психологом, и знать хорошо свой предмет, и уметь общаться с людьми. Учитель, как артист, должен уметь увлечь детей и удерживать их внимание. Также должны быть терпение и мотивация к саморазвитию. Нужно иметь желание учиться всегда, двигаться вперед, не оставаться на месте. Профессия этого требует, – считает она.
Почти за три десятка лет Л. Амирова успела выпустить три класса. Первый выпуск был в 2000 году, второй – в 2007-м. А последний, который она назвала «лебединой песней», ушел во взрослую жизнь этой весной. Со всеми детьми поддерживает общение.
– Они для меня родные и близкие. Это уже твоя семья. Ты знаешь и родителей, и детей. Всякое бывает, но мы друг к другу относимся с пониманием. Благодарна судьбе, что у меня это было в жизни, потому что они мне многое дали, – говорит педагог.
Свободное от работы время она проводит за книгами. В списке любимых – исторические произведения, современная литература. Зарубежные издания языковед читает в оригинале, чтобы поддерживать профессиональный уровень. Это рекомендует и молодым специалистам.
– Саморазвитие очень важно. Сейчас нельзя оставаться на том уровне, на каком ты был. И детям с тобой станет неинтересно, и коллеги уже молодые приходят. В нашей профессии нужно быть постоянно в тонусе, – рассказывает она.
Чтобы быть профессионалом в своем деле, нужно в первую очередь любить свою работу, считает преподаватель. Без этого никак нельзя. Контакт важно держать не только с детьми, но и с родителями. Тогда учебный процесс будет эффективным.
– Эта профессия – вся моя жизнь. Сейчас не могу представить себя без моей работы. Здесь себя чувствую нужной, полезной. Мне приятно постоянное общение с людьми. Есть и позитивные, и негативные моменты. Но все это – опыт, – говорит Лариса Амирова.
Виктория БУХАНЦЕВА
Фото автора