С приходом тепла в регионе стартовал сезон любителей двухколесного транспорта. Мотоциклы, скутеры и новые участники дорожного движения – электросамокаты – стали чаще появляться на автодорогах. Эти «гонщики» входят в ТОП по ДТП.
Только совершеннолетним
Чтобы уменьшить количество происшествий на проезжей части, в области прошло оперативно-профилактическое мероприятие «Мотоциклист». Несколько дней сотрудники полиции держали на особом контроле байкеров, рассказывали им о необходимости соблюдения Правил дорожного движения и проверяли документы.
За время проведения акции было выявлено 44 нарушения со стороны мототранспорта. 12 человек не имели права управлять «железным конем», 11 водителей ездили без государственных регистрационных знаков, еще столько же гоняли без шлемов, а двое сели за руль нетрезвыми. В области такие ОПМ проводятся на постоянной основе до окончания мотосезона.
Согласно Правилам дорожного движения, мотоцикл – транспортное средство повышенной опасности, которое имеет объем двигателя свыше 125 куб. см. К управлению допускаются лица старше 18 лет с категорией прав «А». Для вождения трициклов, мопедов и квадроциклов с предельной скоростью больше 50 км/ч, максимальной мощностью до 11 кВт и кубатурой до 125 кубических сантиметров необходимы права подкатегории «A1». Подросткам и детям до 16 лет управлять таким транспортом запрещено. Если объем двигателя мототранспорта не превышает 50 куб. см и он не разгоняется больше 50 км в час, то управлять им можно без водительского удостоверения.
Но это не означает, что можно ездить на дорогах как вздумается. Водители легковых мотоциклов, скутеров или мопедов автоматически становятся участниками дорожного движения. Поэтому от соблюдения правил и несения ответственности их никто не освобождает.
Стоит отметить, что в случае, если водителям транспортных средств, для езды на которых не нужны права, еще нет 14 лет, то выезд на проезжую часть запрещен.
Галопом по тротуарам
Совсем скоро официальный список автомобилистов пополнят и водители электросамокатов. В июле прошлого года в Казахстане приняли правила использования этого средства передвижения. В новом стандарте дали определение самому понятию «электросамокат». К нему относятся «электрические транспортные средства индивидуальной мобильности, имеющие два или три колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (ей), не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч».
А это значит, что самокаты, разгоняющиеся выше указанного значения, подчиняются техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и относятся к категории «L». Причем для управления самокатами, что ездят быстрее 50 км в час, нужны водительские права категории «А1», как на мопед.
В больших городах, таких как Алматы и Астана, уже начали активную борьбу с водителями мопедов и электросамокатов. В прошлом году для них ограничили максимальную скорость передвижения. А в марте 2023-го стало известно, что в южной столице их приравняли к автомобилистам, и в тестовом режиме с помощью камер будут наказывать за езду по тротуарам, пешеходным переходам и автобусной полосе, а также за движение на красный сигнал светофора и другие нарушения. Причиной тому стали частые аварии, в том числе со смертельным исходом.
Виктория БУХАНЦЕВА
Фото: автора
г. Балхаш