Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «Об интернет-рекламе и онлайн-платформах», сообщают в Министерстве информации и общественного развития РК.
О новом законе написал на своей странице и дал разъяснения министр информации и общественного развития Дархан Кыдырали.
«Как известно, на сегодняшний день социальные сети стали основным источником информации, которая формирует общественно-политическую повестку. Под влиянием кардинальных изменений в ландшафте коммуникаций, сфера масс-медиа называемая «барометром общественного настроения» кардинально изменилась. Так, по данным «Digital news report» который буквально вчера был опубликован Reuters Institute, в мире на 30 процентов увеличилось количество знакомств с новостями через социальные сети», – написал министр.
По словам министра, закон направлен на правовую систематизацию общественных отношений, возникающих на онлайн-платформах в Республике Казахстан, в том числе в области производства и размещения интернет-рекламы.
Законом предусмотрена обязательная интеграция государственного языка в интерфейсы и модерацию онлайн-платформ, необходимость маркировки рекламы инфлюенсерами, эффективная модерация нелегального контента, что соответствует ряду недавно принятых законов. К примеру, принятым Европейским союзом законом Digital Services Act или законом «О цифровых услугах».
Кроме того, в рамках закона будут приняты необходимые меры по снижению тенденций теневой экономики и борьбе с онлайн-мошенничеством. Другими словами, ответственность в офлайн-жизни будет также предусмотрена и в онлайн-мире.
Закон позволит наладить эффективное сотрудничество и взаимодействие с онлайн платформами для полноценной реализации прав и свобод граждан. При этом уже всемирно известные социальные сети и онлайн-платформы выразили желание сотрудничать, некоторые из них назначили представителей.
О Законе «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе»
Ключевыми задачами Закона являются:
– повышение прозрачности и подотчетности деятельности онлайн-платформ;
– обеспечение постоянного и систематического сбора, накопления, хранения, анализа и распространения информации для общественности;
– обеспечение безопасной онлайн среды для граждан Республики Казахстан, противодействие незаконному и вредоносному контенту;
– защита детей на онлайн-платформах от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, защита персональных данных граждан Республики Казахстан.
В новый Закон частично вошли положения из действующего Закона «Об информатизации» в части регулирования онлайн-платформ и сервиса обмена мгновенными сообщениями.
Законом регламентированы права пользователей онлайн-платформ, в частности, право на: получение, производство, размещение, распространение контента любым не запрещенным законами Республики Казахстан способом; свободное выражение мнения на онлайн-платформах в соответствии с законами Республики Казахстан; создание аккаунта, публичного сообщества; обращение к собственнику онлайн-платформы или его законному представителю с требованием о соблюдении их прав, свобод и законных интересов, предусмотренных законами Республики Казахстан и другие.
При этом пользователи будут обязаны: соблюдать законодательство об онлайн-платформах и онлайн-рекламе; проверять достоверность размещаемого, распространяемого контента; не размещать, не распространять ложную информацию, противоправный контент, а также удалять ложную информацию, противоправный контент в случае их размещения, распространения.
В свою очередь, лицо, в отношении которого была распространена ложная информация, будет вправе обратиться к собственнику онлайн-платформы с требованием об удалении ложной информации.
Собственники и (или) иные законные представители онлайн-платформ для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан будут обязаны:
– обеспечить сохранность и конфиденциальность персональных данных;
– создавать возможности автоматического перевода контента на казахский язык;
– незамедлительно уведомлять правоохранительные органы Республики Казахстан в случае выявления противоправного контента, влекущего за собой угрозу жизни или безопасности человека и гражданина;
– информировать уполномоченный орган о мерах противодействия противоправному контенту;
– представлять запрашиваемые уполномоченным органом сведения о пользователях на основании судебных актов, запросов правоохранительных или специальных государственных органов Республики Казахстан;
– предусмотреть функцию подачи жалоб на контент, интерфейс, других пользователей, действия онлайн-платформы. При этом механизм и правила подачи жалоб определяются собственником онлайн-платформы.