От морально-психологической атмосферы в воинских коллективах в значительной степени зависят эффективность и своевременность выполнения поставленных задач, дисциплина, повышение профессионального мастерства военнослужащих.
Сегодня в рядах Вооруженных сил Казахстана служат офицеры, способные решать задачи психологического обеспечения и проводить различные мотивационные мероприятия с военнослужащими и членами их семей. Один из таких высококвалифицированных специалистов – начальник психологической службы департамента по делам обороны Карагандинской области подполковник Касиет Смагулова.
По словам военного психолога, сегодняшняя молодежь, воспитанная гаджетами и масс-медиа, обладает преимущественно «клиповым мышлением» (когда человек воспринимает окружающий мир как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов).
Армию же, спаянную единообразием, строгой дисциплиной и особым распорядком, многие из них рассматривают как нечто чуждое и пугающее.
– Очень ответственная задача – правильно составить разговор с молодым человеком на призывном пункте. Зачастую от вердикта психолога зависит дальнейшая служба новобранца. Наша главная задача на сегодня – это призыв не для количества, ради выполнения нормы, а качественный отбор призываемого контингента, отличающегося крепким здоровьем, хорошими знаниями и морально-психологической устойчивостью, – подчеркивает она.
По словам специалиста, армия – это ни с чем не сравнимая школа жизни для мужчины. Мальчишка, которого до этого опекали папы и мамы, бабушки и дедушки, учится уживаться с большим количеством людей под одной крышей, развивает коммуникативные навыки, становится мужественным и сильным.
Армия дисциплинирует – строгая жизнь по расписанию, беспрекословное выполнение приказов начальства, питание только в положенные часы и прочее. Благодаря четким рамкам солдат приобретает опыт на всю жизнь – рационально распоряжаться временем и ценить каждый момент. Армия воспитывает и чувство локтя, не свойственное нынешнему поколению.
Направить будущего солдата в нужное русло помогают тесты психолога. Их секреты не раскрываются, но специалисты утверждают, что результаты, как правило, показывают человека как на ладони.
Так, уже несколько лет подряд в работе психологов казахстанских военкоматов используется уникальный психодиагностический комплекс
отечественного производства «Ак сункар». Он в значительной степени отличается от предыдущей «бумажной» тестовой методики.
Пока тестируемый отвечает на комплекс вопросов, дополнительные датчики (термометр, пульсоксиметр, датчик кожно-гальванической реакции) следят за физиологическими показателями и фиксируют необходимые дополнительные сведения. Несомненным плюсом является также антикоррупционный аспект системы «Ак сункар»: постоянная аудио- и видеозапись тестируемого, невозможность изменения данных после ввода в компьютер.
По словам Касиет Смагуловой, «Ак сункар» оценивает психоэмоциональное состояние человека, в том числе определяет склонность к суициду. Это оборудование позволяет выявить предрасполагаемые факторы – агрессивность, депрессию, высокий уровень невротизации.
– Кроме того, мы внимательно изучаем поступившие медицинские документы, проводим анализ состояния семьи молодого человека – беседуем с призывником о его родителях и родственниках. Естественно, все это полностью конфиденциально. Еще один негативный показатель – депрессивное настроение призывника, его внешний вид, отдельные высказывания. Когда человек не мотивирован, он не ставит перед собой ясных жизненных целей. То есть суицидальные наклонности можно выявить путем внешнего наблюдения, – констатирует К. Смагулова.
Что же касается основных медицинских критериев, на которые обращают внимание психологи при отборе в войска, то здесь важны все физические показатели – клинические расстройства, отклонения от нормы или патологические болезни. «На практике всегда подтверждается старая истина: в здоровом теле – здоровый дух», – утверждает наша собеседница.
Зачастую военным психологам приходится сталкиваться с деликатными ситуациями.
– У меня был случай во время прошлого призыва. К нам пришел 20-летний парень, который в возрасте 18 лет женился, у него родился сын. В тот момент семья ждала второго ребенка. Он говорит: «Я хочу отслужить».
Мы говорим, что ему полагается законная отсрочка, но он настаивает на своем, утверждает, что должен пойти в армию, потому что в последующем желает работать в пожарной части. «А как жена?» – «Жена согласна, вот вам нотариальный документ».
В результате парень был направлен на срочную службу в пограничные войска.
– Здоровье, жизнь и дальнейшая судьба молодых граждан, которых нам доверили родители, общество, Родина, зависят лично от нас, психологов. А значит, от нас зависит и боеспособность армии, которая измеряется прежде всего уровнем морально-психологической устойчивости и осознанной готовности воина-гражданина к защите Отечества, – уверена Касиет Смагулова.
Начальник психологической службы департамента по делам обороны Карагандинской области не только военный психолог, но и магистр педагогических наук.
Кроме того, в рамках работы по военно-патриотическому воспитанию Касиет Бахтияровна регулярно встречается с карагандинскими школьниками, чтобы помочь учащимся выбрать будущую профессию (в том числе встать на путь военнослужащего), вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах и способными занять свое достойное место в жизни.
Фархат Кинжитаев
Фото из архива «ИК»