Озеленение в Караганде на протяжении долгого времени шло хаотично, и это, как считают специалисты, неприемлемо. Есть ли в городе план, который дает ясную картину, как грамотно проводить расширение растительного фонда?
Карта есть, но ее не увидишь
Старожилы говорят: Караганда когда-то была самым зеленым городом Казахстана. В последние годы шахтерская столица активно застраивается, но в новых микрорайонах растительности больше не становится. А городской зеленый фонд нуждается в посадке новых и обновлении старых деревьев.
– В 2019 году по заказу акимата города за 65 миллионов тенге создали электронную карту зеленых насаждений Караганды – реестр, являющийся частью Дендрологического плана города, где отмечены все деревья и кустарники с описанием их состояния. Но минус в том, что карта есть, а посмотреть мы ее не можем, – говорит директор по развитию Карагандинского областного экологического музея Дмитрий Калмыков. – Вот, к примеру, как это сделано в Алматы: на сайте управления экологии и окружающей среды города есть реестр зеленых насаждений, где размещены все деревья с указанием идентификационного номера, координат, породы, вида и категории насаждения, размеров, состояния, проводимых хозяйственных мероприятий, а также даты посадки. И посмотреть все это вы можете со смартфона.
А у нас карта есть, но она не работает. Между тем она поможет отследить, когда необходимо рядом высадить новое дерево взамен стареющего и высыхающего. И самое главное – у нас нет плана озеленения города, благодаря которому начнут сажать деревья по уму, а не как попало. Сегодня высаживается мизерное количество саженцев: заявлено более четырех тысяч, тогда как в Алматы – более полумиллиона.
Нет питомника
За зеленый пояс переживает и общественник Сакен Кельдибаев, который в родном Экибастузе занимался озеленением:
– Минус Караганды в том, что нет своего питомника, где бы специально выращивали саженцы для нашего климата, известный Ботанический сад уничтожен. И сегодня привозят саженцы из разных областей Казахстана, даже южных, что неприемлемо для нашего региона. Если в прошлые годы бессмысленно сажали деревца, которые погибали, то сегодня мы, общественники, следим за тем, чтобы сажали те, которые приживутся. Следим, сколько прижилось, сколько погибло.
Стоит отметить, что акимы районов им. Казыбек би и Алихана Бокехана всегда на связи. Когда, например, подрядчики привезли саженцы с юга, они позвонили и попросили общественника посмотреть. Но он их забраковал сразу, так как саженцы нестандартные, и на следующий год большая часть погибнет.
– Нам приходится не только поднимать шум, когда начинают незаконно спиливать деревья, но и следить, чтобы эти нарушения доходили до суда, – добавляет общественник Павел Подвигин. – И чтобы застройщик, индивидуальный предприниматель, любой гражданин обязательно компенсировал городу спиленное новыми насаждениями. Даже обрезку выполняют совсем непрофессиональные люди, которые выигрывают тендер и пилят, не соблюдая и не учитывая особенности деревьев и кустарников, не говоря уже о необходимой обработке спиленных сучков.
Добиваются от акимата того, чтобы электронная карта насаждений города заработала и любой горожанин мог со смартфона все это отслеживать. Если посмотреть историю в гугл-картах, то можно увидеть: там, где были насаждения, сегодня – новые жилые комплексы.
Там, где клен шумел
Между тем представители власти поясняют, что тендерные процедуры претерпели изменения. По словам заместителя акима района им. Казыбек би Дидара Кабаева, в отличие от прошлых годов в нынешнем акимат проводит тендер на озеленение, который рассчитан на три года. Это посадка, уход и полив в течение всего этого времени.
– То есть подрядчик должен не просто посадить, но и проводить хозяйственные работы – подкормку, полив, рыхление и т.д. И организация, которая выиграет тендер, сможет работать на долгосрочную перспективу, развить свою техническую базу и для качественной работы нанять необходимых специалистов, – рассказал Д. Кабаев. – Помимо этого, проводим работу по озеленению в рамках компенсации, когда частные лица, подрядчики берут разрешение на вырубку деревьев и вместо одного должны высадить десять. Компенсационных деревьев в этом году высажено более четырех тысяч.
Что касается нашумевшей истории, когда более одной тысячи саженцев, высаженных по улице Сарыарка на сумму 65 миллионов тенге, не прижились, сейчас власти разбираются с подрядчиком в суде. И на сегодня эта организация заново готовит лунки для посадки саженцев. В этом акиматам активно помогают общественники, которые входят в созданную временную комиссию по вопросам зеленых насаждений и соблюдения санитарии. Кстати, туда же входит и инженер по воспроизводству лесов и лесоразведения Елубай Рсалдин, о котором писала «ИК».
Получается, пока нет разработанного плана озеленения Караганды, городским властям остается уповать на опыт общественников.
Между прочим, самый зеленый город Центрально-Азиатского региона – Семей. Он обладает наиболее высоким показателем озеленения – 58,6 кв. м на одного жителя. Другие самые зеленые города региона – тоже казахстанские: Усть-Каменогорск, Петропавловск, Уральск, Павлодар, Актобе и Костанай. Здесь на каждого горожанина приходится 25 кв. м насаждений и больше. К такому выводу пришли эксперты проекта «Устойчивые к изменению климата и низкоуглеродные города Центральной Азии CARL-Cities». Как видно, Караганде очень далеко до лидеров по озеленению.
Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ
Фото Александра МАРЧЕНКО