Новые правила, которые планируют внести в систему нормативно-правовых актов по части оптимизации работы проекта Artsport, вызвали шквал возмущения. Родители, чьи отпрыски посещают бесплатные кружки по спорту и творчеству, а также поставщики услуг утверждают, что после того, как нововведения, инициируемые Министерством культуры и спорта РК, вступят в силу, не у дел окажутся тысячи юных казахстанцев.
Иллюстративное фото: depositphotos.com
Напомним, глава ведомства Даурен Абаев заявил, что уже в начале июля вступят в силу новые правила. По его словам, в рамках государственного спортивного, творческого и образовательного заказа на дополнительное образование вносятся изменения в программу подушевого финансирования. На ребенка предусмотрят только один ваучер. То есть детей поставят перед выбором: заниматься, к примеру, изобразительным искусством либо плаванием. Других вариантов нет.
Ранее также были усилены требования к квалификации преподавателей и тренеров, увеличен срок рассмотрения заявлений акиматами, внедрен мониторинг контроля качества и целевого освоения в электронном и общедоступном форматах.
В рамках второго этапа, который, собственно, уже вступит в силу через неделю, поставщиков услуг и учащихся кружков и секций ждет ряд нововведений. В частности, пересмотрят финансирование, возраст детей, занимающихся тем или иным видом спорта либо посещающих какой-либо кружок. Изменения коснутся и некоторых санитарно-эпидемиологических норм.
Планируется и оптимизация списка видов спорта с 71 до 30 и творческих кружков – с 59 до 30.
Вслед за столичными коллегами, первыми объявившими о назревающей проблеме, создать общественный резонанс решили и в Караганде. Активисты провели пресс-конференцию, где обозначили свою позицию.
Так, по словам руководителя центра индустрии Натальи Кухарчук, они просят, чтобы их услышали.
Например, они не согласны с рядом пунктов. А именно с тем, что кружок кройки и шитья, в соответствии с новыми правилами, будет совмещен с модельным искусством. Если раньше дети занимались с 10 лет, то теперь этот возраст скорректирован в сторону уменьшения – шести лет. Это в первую очередь касается безопасности детей. Ведь им придется иметь дело с иголками, ножницами, электрическими швейными машинками… В этом возрасте им еще рано шить.
К тому же, говорит она, изменения коснутся сертификации наставников. Согласно предлагаемым нормам, дизайнеры должны учить детей шить. А как это им делать, когда на руках нет соответствующего диплома?
– Доходит до абсурда, – говорит поставщик услуг, реализующий госзаказ. – У меня есть отличный преподаватель, имеющий сертификат, но я не могу его взять на работу, потому что нет диплома. И это несмотря на то, что есть большой опыт и ее работы продаются за рубеж. И учиться в университете ей поздно, так как она предпенсионного возраста. Ко мне на днях пришла девушка с дипломом об окончании факультета декоративно-прикладного искусства. Да, по факту я должна принять ее на работу. Но она не умеет работать по направлению кройки и шитья. И как ее ставить обучать детей? Ее саму впору учить. Что делать в такой ситуации и как дальше работать в программе Artsport? Будет большой отток. Мало того что нам сокращают количество ваучеров, так еще ставят в сложное положение, урезая финансирование в два раза. Ведь мы поверили в этот проект, просчитали риски, взяли под него кредиты на приобретение оборудования. А сейчас вынуждены брать деньги с родителей, потому что бесплатно обучаться смогут не все желающие. Установят лимит.
Вызывает вопросы и пункт, который примут в нормативно-правовых актах, касающийся санитарно-эпидемиологических норм.
Так, по словам Натальи Кухарчук, несмотря на то, что у них в центре не предусмотрены питание детей и дневной сон, для них выдвинут требования проводить исследование микроклимата, регулярно измерять температуру и относительную влажность, качество воды, напряженность электромагнитного и электростатического поля, а также уровень искусственной освещенности. И эту экспертизу необходимо будет оплачивать из собственного кармана.
Но, как выяснилось, СЭС такие исследования для дополнительного образования не требует. А без этой бумаги поставщику не разрешат выполнять госзаказ в рамках проекта.
Также, согласно новым требованиям, необходимо арендовать помещения в объектах образования и культуры. Но дело в том, что это достаточно проблематично сделать. Были прецеденты, когда школы штрафовали за то, что они предоставляли свои помещения для спортивных и творческих кружков и брали оплату.
На дороговизну материалов для развития творчества и несоразмерность госзаказа с затратами указывают и те, кто развивается в этом направлении.
По словам руководителя художественного кружка Юлии Несипбаевой, как только они вошли в проект, количество детей, желающих заниматься, увеличилось в три раза. Причем интерес стали проявлять ребята разного возраста.
– Когда им сказали, что теперь придется выбирать – художку или спорт, многие заплакали, потому что у их родителей нет возможности оплачивать дополнительное образование. – рассказывает она. – Я считаю, что выделять один ваучер – неприемлемо. Детям необходимо давать шанс развиваться и искать себя, а загонять в определенные рамки – ущемление их прав. Государство должно изыскать средства, чтобы и дальше продолжать финансировать проект в прежнем режиме. Также планируется увеличить возраст учеников, с которого можно начинать рисовать в центре. И что мне делать в начале июля – сказать четырехлетним малышам: «До свидания, вам надо подрасти до шести лет»? Многие из них не ходят в детские сады, развивашки. Центр для них – единственная возможность раскрывать свой талант и социализироваться.
Патовое положение и у руководителя Академии шахмат Бауржана Касимова. По его словам, в связи с новыми требованиями у него не хватит специалистов, которым будет разрешено обучать детей.
– Мы популяризируем шахматы, воспитываем участников и призеров чемпионатов Казахстана, мира и Азии, – делится он. – Я за то, чтобы вернуть сертификаты для тренеров, которые были обозначены в первоначальных нормативно-правовых актах программы Artsport. В частности, сейчас заявки можно подавать, если имеются тренеры со званием «Мастер спорта Казахстана», с физкультурным образованием. Но где у нас взять столько мастеров спорта? Есть много тренеров с первым разрядом по шахматам. Немало и тех, кто является кандидатом в мастера спорта. Все они талантливые и прекрасно обучают детей. Но им, получается, нельзя приступать к своей профессиональной деятельности, которой посвятили половину жизни. А по поводу дипломированного специалиста, имеющего физкультурное образование, то мы сейчас рискуем оказаться в непростой ситуации. Однозначно пострадает качество обучения. Потому что зачастую у них нет и базовых знаний игры в шахматы. Это целая наука. Нет вузов, где бы обучали шахматам и выдавали диплом о соответствующем образовании. И почему-то не учитывают профессиональные сертификаты. У меня, например, есть сертификат Международной спортивной организации FIDE. Считаю, что в Министерстве культуры и спорта необходимо пересмотреть этот пункт. Также есть вопросы, касающиеся возраста учеников. Чтобы вырастить чемпиона, потребуется минимум пять лет. Поэтому, чем раньше начинать играть в шахматы, тем лучше, есть реальные шансы вырасти до гроссмейстера.
Многодетная мама Рима Исаева, воспитывающая семерых детей, рассказала, что им очень непросто выкроить из семейного бюджета деньги на платные кружки и секции.
– Когда приступили к реализации проекта Artsport, мы очень обрадовались, – делится она. – Наши дети получили реальную возможность всесторонне развиваться, занимаясь и в спортивной секции, и в творческом кружке. Это очень важно для нас, так как у ребенка меньше времени на то, чтобы сидеть в гаджетах или во дворе выяснять отношения на кулаках. Сейчас у нас восемь ваучеров, а будет в два раза меньше. И как мне объяснить, что больше нельзя заниматься тем, что им так нравится. Ну нет у государства на вас средств. Так, что ли?! Мы надеемся, что в министерстве все-таки пересмотрят эту позицию и приложат все усилия, чтобы выросло здоровое и умное поколение, которому вскоре вступать во взрослую жизнь и строить Новый Казахстан.
Пока еще есть время исправить ситуацию, активисты среди поставщиков услуг, тренеров и родителей написали петицию и собирают подписи. Их требования поддержали порядка 15 тысяч казахстанцев. После это письмо будет направлено в Акорду, Администрацию Президента, Министерство культуры и спорта РК.
В свою очередь заместитель руководителя управления физической культуры и спорта Рустам Кожабеков предложил собраться на ZOOM-конференции с участием представителя Комитета по делам спорта и физической культуры, чтобы обсудить все вопросы и прийти к общему знаменателю.
– Есть проблема в творческом и спортивном заказе, – констатировал он. – Есть пункты, с которыми мы не совсем согласны, поэтому всем вместе необходимо обсудить их до пятого июля. Но в таком вопросе, как возраст, с которого детям рекомендовано заниматься определенным видом спорта, то с этими изменениями мы согласны. Считаю, что НПА, которые были утверждены в 2021 году, были недоработаны. Например, борьбой в спортшколах можно заниматься с 10-12 лет, а по проекту Artsport принимают с пяти лет. Это неправильно! Есть определенные упущения по некоторым критериям, и это нужно исправлять. Что касается снижения финансирования, то это тоже вполне объяснимо. Первоначально не был установлен лимит на спортивный и творческий заказ. Сейчас предлагается это исправить. А точнее – не менее 10 процентов от финансирования управления должно выделяться на спортивный заказ. Есть официальное письмо из Администрации Президента РК. И свои обязательства мы выполним, все показатели будут достигнуты. Задолженности перед поставщиками у нас нет. На сегодняшний день действуют 189 секций. В рамках проекта выделен один миллиард тенге. До конца года дополнительно поступят еще 1,251 миллиарда тенге.
Светлана СБРОДОВА