back to top
14 C
Алматы
Понедельник, 13 октября, 2025
No menu items!
ДомойГлавные новости В Карагандинской области ведется работа развитию инклюзии

 В Карагандинской области ведется работа развитию инклюзии

В Карагандинской области ведется работа по расширению сети специальных организаций и развитию инклюзии. Как рассказала руководитель управления образования Гульсум Кожахметова, эта сеть в регионе в прошлом году увеличилась на четыре учреждения.

Развитие инклюзии в Карагандинской области

Были открыты два кабинета психолого-педагогической коррекции в Караганде и Сатпаеве, реабилитационный центр в Темиртау и психолого-медико-педагогическая консультация в областном центре. Еще два детских сада в городе металлургов были изменены в специальные сады.

В новом учебном году количество спецорганизаций увеличится еще на пять — начнут работать три кабинета поддержки инклюзии в Караганде, ПМПК в Шахтинске и первый в области Центр поддержки детей с аутизмом.

Сейчас в условиях инклюзии работают 7 016 педагогов, или 33,9% от общего числа учителей, все они прошли курсы повышения квалификации.

Ежегодно более 70% выпускников специальных организаций продолжают обучение в колледжах — 548 студентов с особыми образовательными потребностями получают знания более чем по 40 специальностям.

Однако на работу устраивается меньше половины особенных выпускников.

В новом учебном году нам предстоит усилить работу по улучшению условий для всех категорий детей с ограниченными возможностями, в том числе с инвалидностью. Нужно обеспечить школы и колледжи пандусами, поручнями, подъемными устройствами, расширить дверные проемы, адаптировать туалетные и душевые комнаты.

Также необходимо установить направляющие знаки и информационные таблички на шрифте Брайля для незрячих, нескользкое покрытие, маркировку ступеней, оборудовать раздевалки, приобрести специальную мебель и многое другое, — добавила Г. Кожахметова.

Директор РГУ «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» Айгерим Кудеринова пояснила, что сейчас только 55% школ создали условия для особенных детей.

Сегодня на базе учебных заведений открываются кабинеты поддержки инклюзии и ресурсные центры. Здесь школьники, испытывающие трудности в обучении, получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от процесса.

— Мы провели исследование и выяснили, что 100% условий в школе не создано никому, потому что каждый понимает эти условия по-своему, — рассказала директор центра. — В связи с этим Министерство просвещения в этом году приняло ряд нормативных документов — к примеру, утвержден приказ по оценке особых образовательных потребностей. Она начинается с воспитателя в группе детсада и учителя в классе.

Когда педагог видит трудности ребенка в обучении, он должен, используя методы диагностики, определить их и список необходимой помощи для создания безбарьерной среды. Посадить за первую парту ребенка с нарушением зрения , а если у ребенка нарушен  опорно-двигательный аппарат нужно расставить парты так, чтобы ему было удобно передвигаться на коляске.

Образовательную среду нужно трансформировать под детей.

Еще одно новшество начнут внедрять в этом году — создание службы психолого-педагогического сопровождения. В нее включены все участники образовательного процесса:

— классный руководитель проводит оценку потребностей, взаимодействует с учителями-предметниками, родителями;

— учитель в классе составляет адаптированную индивидуальную программу;

— родители помогают ее осваивать.

Большая роль отводится мамам и папам, так как именно они должны помогать педагогам. Другие специалисты проводят индивидуальные или групповые занятия по мере необходимости.

— К сожалению, проверка показала, что обеспеченность специальным оборудованием организаций образования составляет всего 30% от нормы, а специальными учебниками — порядка 40%.

Этим должны заняться исполнительные органы на местах. Для постоянного методического сопровождения педагогов создаются ресурсные центры.

В Карагандинской области он работает на базе школы № 27, имеет большой практический опыт и может совместно с «Орлеу» оказывать помощь коллегам. Мы хотим внести предложение в Министерство просвещения о стимулировании педагогов ресурсного центра, — добавила А. Кудеринова.

Сегодня сеть специальных организаций образования — ПМПК, кабинеты психолого-педагогической коррекции и реабилитационные центры — призвана оказывать своевременную поддержку детям. И чем раньше эти организации начинают работать с детьми, тем легче школьникам преодолеть все трудности.

по стране в очереди на эти услуги стоит около 24 тысяч детей.

Все они должны пройти оценку потребностей, поэтому важность этих организаций несомненна. Благодаря им можно уменьшить к школьному возрасту количество детей с ограниченными возможностями.

Между тем, известно, что чем раньше дети с особыми образовательными потребностями начнут коррекционные занятия, тем быстрее и легче они смогут интегрироваться в окружающее пространство, а то и вовсе снять к школе подобный диагноз. Для этого образовательная среда должна трансформироваться под ребенка.

Светлана СВИЧ

Коллаж Юрия БИЛУШЕНКО

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Яркая палитра дружбы: в доме Дружбы Караганды прошел Республиканский фестиваль народных ремесел и молодежного...

Праздник дружбы стал ярким культурным событием осени, объединившим мастеров, художников и юных талантов. Главная цель фестиваля - сохранение и популяризация национальных традиций, развитие народных художественных...

Крупнейший в стране завод по производству сублимированного кобыльего молока наращивает обороты

Этот традиционный для кочевников напиток – саумал – насыщен уникальными биологическими компонентами, он не только отлично утоляет жажду, но и считается целебным. Проектная мощность предприятия...

В регионе стартовал пилотный проект по внедрению STEM-обучения в систему дополнительного образования

Он должен превратить кружки и секции в современные центры развития детей. Там школьники смогут осваивать искусственный интеллект, программирование, робототехнику и многое другое. Сегодня в Казахстане...

За чистый город: в Балхаше полным ходом идет пора уборок

В рамках республиканской программы «Таза Қазақстан» здесь продолжилась экологическая акция «Таза жағалау». Весна и осень – время активного очищения города. Работники различных учреждений выходят на...

«Сарыарка» одержала боевую победу над «Торпедо»

10 октября состоялась вторая игра между «Сарыаркой» и «Торпедо». По сравнению с первым матчем гости проделали работу над ошибками. Усть-каменогорцы демонстрировали хороший контроль шайбы...