В Карагандинской области ведется работа по расширению сети специальных организаций и развитию инклюзии. Как рассказала руководитель управления образования Гульсум Кожахметова, эта сеть в регионе в прошлом году увеличилась на четыре учреждения.
Были открыты два кабинета психолого-педагогической коррекции в Караганде и Сатпаеве, реабилитационный центр в Темиртау и психолого-медико-педагогическая консультация в областном центре. Еще два детских сада в городе металлургов были изменены в специальные сады.
В новом учебном году количество спецорганизаций увеличится еще на пять – начнут работать три кабинета поддержки инклюзии в Караганде, ПМПК в Шахтинске и первый в области Центр поддержки детей с аутизмом.
Сейчас в условиях инклюзии работают 7 016 педагогов, или 33,9% от общего числа учителей, все они прошли курсы повышения квалификации.
Ежегодно более 70% выпускников специальных организаций продолжают обучение в колледжах – 548 студентов с особыми образовательными потребностями получают знания более чем по 40 специальностям.
Однако на работу устраивается меньше половины особенных выпускников.
– В новом учебном году нам предстоит усилить работу по улучшению условий для всех категорий детей с ограниченными возможностями, в том числе с инвалидностью. Нужно обеспечить школы и колледжи пандусами, поручнями, подъемными устройствами, расширить дверные проемы, адаптировать туалетные и душевые комнаты.
Также необходимо установить направляющие знаки и информационные таблички на шрифте Брайля для незрячих, нескользкое покрытие, маркировку ступеней, оборудовать раздевалки, приобрести специальную мебель и многое другое, – добавила Г. Кожахметова.
Директор РГУ «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» Айгерим Кудеринова пояснила, что сейчас только 55% школ создали условия для особенных детей.
Сегодня на базе учебных заведений открываются кабинеты поддержки инклюзии и ресурсные центры. Здесь школьники, испытывающие трудности в обучении, получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от процесса.
– Мы провели исследование и выяснили, что 100% условий в школе не создано никому, потому что каждый понимает эти условия по-своему, – рассказала директор центра. – В связи с этим Министерство просвещения в этом году приняло ряд нормативных документов – к примеру, утвержден приказ по оценке особых образовательных потребностей. Она начинается с воспитателя в группе детсада и учителя в классе.
Когда педагог видит трудности ребенка в обучении, он должен, используя методы диагностики, определить их и список необходимой помощи для создания безбарьерной среды. Посадить за первую парту ребенка с нарушением зрения , а если у ребенка нарушен опорно-двигательный аппарат нужно расставить парты так, чтобы ему было удобно передвигаться на коляске.
Образовательную среду нужно трансформировать под детей.
Еще одно новшество начнут внедрять в этом году – создание службы психолого-педагогического сопровождения. В нее включены все участники образовательного процесса:
– классный руководитель проводит оценку потребностей, взаимодействует с учителями-предметниками, родителями;
– учитель в классе составляет адаптированную индивидуальную программу;
– родители помогают ее осваивать.
Большая роль отводится мамам и папам, так как именно они должны помогать педагогам. Другие специалисты проводят индивидуальные или групповые занятия по мере необходимости.
– К сожалению, проверка показала, что обеспеченность специальным оборудованием организаций образования составляет всего 30% от нормы, а специальными учебниками – порядка 40%.
Этим должны заняться исполнительные органы на местах. Для постоянного методического сопровождения педагогов создаются ресурсные центры.
В Карагандинской области он работает на базе школы № 27, имеет большой практический опыт и может совместно с «Орлеу» оказывать помощь коллегам. Мы хотим внести предложение в Министерство просвещения о стимулировании педагогов ресурсного центра, – добавила А. Кудеринова.
Сегодня сеть специальных организаций образования – ПМПК, кабинеты психолого-педагогической коррекции и реабилитационные центры – призвана оказывать своевременную поддержку детям. И чем раньше эти организации начинают работать с детьми, тем легче школьникам преодолеть все трудности.
по стране в очереди на эти услуги стоит около 24 тысяч детей.
Все они должны пройти оценку потребностей, поэтому важность этих организаций несомненна. Благодаря им можно уменьшить к школьному возрасту количество детей с ограниченными возможностями.
Между тем, известно, что чем раньше дети с особыми образовательными потребностями начнут коррекционные занятия, тем быстрее и легче они смогут интегрироваться в окружающее пространство, а то и вовсе снять к школе подобный диагноз. Для этого образовательная среда должна трансформироваться под ребенка.
Светлана СВИЧ
Коллаж Юрия БИЛУШЕНКО