Home Главные новости Учебники в Казахстане переведут в цифровой формат

Учебники в Казахстане переведут в цифровой формат

Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов поручил как можно быстрее провести цифровизацию системы образования. И первым делом перевести учебники в цифровой формат. Тогда школьники вместо стопки учебников смогут носить с собой только планшет и освободят свои спины от тяжелого груза знаний.

цифровизацию системы образования

Поручение было дано после многочисленных жалоб от родителей школьников со всех уголков страны. Неподъемные рюкзаки не выдерживают веса учебных принадлежностей. Внесла свою лепту и пятидневка, которую Министерство просвещения ввело в этом году: из-за того, что необходимо было распределить занятия с субботы на учебную неделю, количество ежедневных уроков прибавилось, а вместе с ним – и нагрузка на плечи и спины подрастающего поколения. Конкретных сроков перехода на электронный формат нет, а значит, пока дети будут ходить, сгибаясь под тяжестью «гранита науки».

Сколько весит «гранит науки»

За доказательствами далеко ходить не пришлось – эксперимент провела с собственным ребенком. В расписании самого загруженного дня учебной недели семиклассника, обучающегося в лицее, стоит девять уроков (опять же «спасибо» пятидневке!), все они – разные, не спаренные. А это значит, в рюкзаке в этот день лежат как минимум шесть учебников формата А4, тетради – тонкие и общие – в папке, атлас и контурные карты, пенал с целым набором канцелярских товаров.

Если стоит урок геометрии – коробочка с циркулем, а также контейнер с горячим обедом и перекусом в виде фруктов, бутылка с водой, антисептик, кошелек, салфетки и телефон. В отдельной сумке – форма для физкультуры с кроссовками и сменная обувь (которую теми же кроссовками заменять запрещается). Для художественного труда добавляются альбом и коробка с карандашами или цветная бумага.

Итого вес упакованного рюкзака плюс сумки с формой, которые водружает на свои плечи ребенок в этот день, составил 6 кг.

Учитывая, что его собственный вес около 30 кг, он несет на себе пятую часть веса. Для сравнения – это то же самое, как взрослый человек весом около 70 кг будет нести тяжесть в 14 кг. Не каждый осилит такую ношу, но дети должны справляться. Только какой ценой?

 Нормативы рекомендательного характера

Есть ли документы, регламентирующие физическую нагрузку на спины школьников? Оказывается, есть, и не один.

Во-первых, разработаны санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования, где оговариваются нормы веса ежедневного комплекта учебников.

Во-вторых, есть нормативы для каждой книги.

Так, для учащихся начальных классов вес одного учебника не должен превышать 300 граммов, для 5-6 класса – 400 граммов, до 500 граммов допускается вес учебников с 7 по 9 класс и 600 граммов может составлять вес книги для выпускных классов.

Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%.

По инициативе бывшего МОН РК установлены ограничения по отношению к весу ежедневного учебного комплекта.

Набор учебников, дополнительных пособий и письменных принадлежностей для учеников 1-3 классов не должен весить более 1,5-2 кг, для учеников 4-5 классов – 2-2,5 кг, школьники 6-7 классов могут носить не более 3-3,5 кг, а старшеклассники – 4-4,5 кг.

Медики уточняют: это – допустимые нормы переноса тяжестей на расстояние до трех километров без учета массы ранца. Вес самого ранца не должен превышать 500 граммов, плюс есть целый ряд нормативов по жесткости спинки, ширине лямок и т.д. Получается, что сумка семиклассника сейчас вдвое тяжелее того, что он может носить без особого ущерба для здоровья.

Колоссальные последствия

А последствия таких нагрузок колоссальные, отмечает профессор школы общественного здоровья и биомедицины Медицинского университета Караганды, доктор медицинских наук Владимир Приз. Он уже 45 лет специализируется в области гигиены детей и подростков.

– Вопрос этот не новый, он изучался давно, есть замечательные наработки, но они до сих пор не внедряются в учебный процесс, – говорит В. Приз. – Существует такой парадокс:

у нас законодательно четко оговариваются все нормативы, касающиеся процесса трудового обучения, но школьный процесс не регламентирован и не контролируется.

Дети развиваются, и каждый возраст имеет свои гигиенические нормы – они изучены в научном сообществе и рекомендованы, но законодательно не внедрены, и никто не ведет за этим контроль. Ранее этим занимались специалисты в области гигиены детей и подростков, которые относились к санэпидслужбе. Они контролировали режим уроков, питание, вопросы спортивных занятий и трудового обучения и т.д. Была развита школьная медицина, где детей охватывали профилактическими осмотрами и отвечали за их здоровье. После реформирования системы здравоохранения это направление медицины было незаслуженно забыто, поэтому вопросами правильных нагрузок детей никто целенаправленно не занимается, все отдано на откуп школам. Предупредительная медицина ушла на второй план, и теперь мы только лечим последствия.

Куда «уехал» центр равновесия

А результаты обследований детей школьного возраста весьма неутешительны. В структуре заболеваемости детей отклонения со стороны костно-мышечного аппарата занимают четвертое место, а внутри этого сегмента сколиоз стоит на первом.

Неправильные нагрузки на связочный, мышечный и костный аппараты ведут к негативным последствиям, возникают патологические отклонения.

Сначала нарушения осанки – асимметрия лопаток, разный уровень плеч, выдвинутая вперед шея и т.д. – это предвестники развития сколиозов. А этот диагноз ставится, когда уже возникает воздействие на сам позвоночник – ротация вокруг своей оси, отклонение в сторону. Проблемы с позвоночником влекут за собой и другие заболевания – ухудшение работы сердца, нервной системы, зрения, появление внутричерепного давления, общей утомляемости.

В таких обстоятельствах родителям нужно взять на себя ответственность за здоровье ребенка и максимально обеспечить ему хотя бы правильные нагрузки. Если нельзя повлиять на количество учебников и прочих школьных принадлежностей, то стоит обратить внимание на правильность их переноса.

Прежде всего отказаться от модных красивых изделий, которые носят на одном плече, в пользу рюкзака.

Его собственный вес не должен превышать 500 граммов, спинка должна быть из жесткого каркаса. Очень важно, чтобы ширина лямок на плече ребенка была не менее 4 см, дабы они не врезались в кожу и не пережимали кровоток.

Далее есть такое понятие, как центр равновесия, который зависит от длины ремней – она в среднем составляет 80-85 см, чтобы рюкзак не болтался на уровне бедер и школьник не наклонялся из-за этого назад под тяжестью ноши и не заработал гиперлордоз.

Помимо тяжелого рюкзака, есть еще целый ряд негативных факторов, влияющих на подрастающий организм. Прежде всего это неправильное расписание. Что греха таить, при его составлении учитываются по большей части интересы преподавателей, а не детей: ответственные за расписание думают о том, чтобы у учителя было поменьше окон или чтобы он мог успеть на совмещение в другую школу.

Так возникают ежедневные ситуации, когда ученики сначала идут на физику, потом на математику, следом на химию, а последними уроками ставятся физкультура или художественный труд.

Напрочь забыто такое понятие, как «физиологическая кривая работоспособности детей», тогда как ее соблюдение помогло бы максимально эффективно использовать потенциал детей и облегчить нагрузку.

По исследованиям врачей, период работоспособности школьников приходится вовсе не на первый урок, так как в это время они только «раскачиваются». Поэтому лучше начинать учебный день с литературы или познания мира, которые не требуют максимального напряжения сил. Вторым уроком уже можно поставить предметы естественно-математического направления, третьим, когда силы иссякли, – физкультуру или музыку и т.д.

Если чередовать физические и умственные нагрузки, а также развивающие уроки, то можно добиться максимальной эффективности, при этом не испортив детям здоровье.

Неправильная мебель

Еще один негативный фактор – неправильная школьная мебель. О стандартах парт и стульев с учетом возраста тоже уже давно забыли, да и приобретается она сейчас по законам госзакупок – кто предложил цену ниже, тот и выиграет конкурс. В одном и том же классе сидят дети с 5 по 11 класс, и разницу в их росте никто не учитывает. В итоге восемь уроков ребенок сидит неправильно, находится в вынужденной позе – не может расслабиться, соблюдать оптимальную дистанцию между глазами и партой при чтении и письме.

Гиподинамия – что это такое?

Владимир Приз также обращает внимание на то, что у многих детей сейчас наблюдается дефицит движения. Особенно это касается девочек. Профессор с группой коллег провели обширное исследование школьников Карагандинской области разного возраста, которое показало: 50% обследованных девочек пребывают в состоянии двигательной неактивности. Это объясняется тем, что они более дисциплинированы, меньше «бесятся» и чаще всего в качестве дополнительных занятий ходят не в спортивные секции, а в музыкальные и художественные школы.

– У них нет двигательного компонента, а чтобы ребенок развивался, ему обязательно нужно двигаться, иначе не будет роста соответственно возрасту, – говорит медик. – А это влечет за собой отставание сначала в физическом, а потом и в умственном плане. Учитывая, что именно в переходный период подростки начинают активно расти, им необходимы правильные нагрузки. Мы можем исправить осанку ребенка, если вовремя увидим, что идет ее неправильное формирование. Ведь осанка – это привычное положение тела, которое определяется в позе стоя и сидя специальными тестами. С помощью правильного воздействия специальными упражнениями на костно-мышечный аппарат мы еще можем ее скорректировать у специалистов ЛФК. Необходимо сформировать мышечный каркас для спины и всего плечевого пояса, что позволит остановить тенденции. Если упустить этот момент, то нарушение осанки переходит в сколиоз и происходят патологии, может появиться кифоз или лордоз.

Идеальным вариантом правильных нагрузок для детей является плавание.

Оно включает в себя сразу несколько факторов: развитие мышц, расслабление в воде, тренировка дыхательной системы и элемент закаливания.

Кроме того, родителям нужно следить, чтобы у их загруженного чада соблюдались нормы сна и баланс питания. Так, ученик начальных классов должен отдыхать не менее 10 часов, а старшеклассник – хотя бы восемь.

Здоровое питание должно быть неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка. У детей, имеющих нестабильный график приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости. Для правильного роста и развития каждый школьник должен получать определенный суточный набор продуктов, который включает в себя: молоко и кисломолочные продукты, творог, сыр, мясо, рыбу, яйца, крупы и макаронные изделия, растительные и животные жиры, овощи, свежие фрукты, натуральные соки, хлеб и хлебобулочные изделия, орехи, сухофрукты, мед и растительное масло.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧЕБНОГО ДНЯ:

– Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных организаций составляет не менее 5 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после второго и четвертого уроков устраивать две перемены по 15 минут каждая.

– Перемены проводят при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

– Между сменами предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 40 минут для проведения влажной уборки и проветривания.

– Максимально допустимое количество занятий в предшкольных классах – не более четырех уроков продолжительностью 25-30 минут. Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут.

НОРМЫ ВЕСА

– Вес ежедневного учебного комплекта (учебники плюс тетради и письменные принадлежности):

для обучающихся 1-3 классов – 1,5-2 кг

для обучающихся 4-5 классов – 2-2,5 кг

для обучающихся 6-7 классов – 3-3,5 кг

для обучающихся 8-11 классов – 4-4,5 кг

– Вес одного учебника не должен превышать:

для 1-4 классов – 300 граммов

для 5-6 класса – 400 граммов

для 7-9 класса – 500 граммов

для 10-11 класса – 600 граммов

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НОЧНОГО СНА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ:

в 1-4 классе – 10-10,5 часа;

в 5-7 классах – 9,5-10 часов;

8-9 классы – 9-9,5 часа;

10-11 классы – 8-9 часов

Первоклассникам рекомендуется организовать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Светлана СВИЧ

Фото Линара Галимова

Коллаж Натальи Романовской

Exit mobile version