В рамках первого Всемирного конгресса по инклюзивному образованию (World Inclusion Congress – WIC 2025), прошедшего в южной столице, принята декларация, направленная на полное раскрытие потенциала каждого ребенка.
Как сообщили в Министерстве просвещения, «Алматинская декларация по инклюзивному образованию» может стать основой справедливого, заботливого и открытого для всех государства. В рамках принципа «Образование для всех» будет обеспечено качественное и равноправное доступное образование для всех нуждающихся в инклюзивном обучении.
В документе представлены рекомендации для национальных правительств, образовательных организаций и международного сообщества. В их числе – создание платформ для обмена знаниями и распространения передового опыта, развитие и поддержка совместных проектов, укрепление партнерства между различными секторами, привлечение корпоративных и международных организаций, внедрение механизмов мониторинга по вопросам инклюзивного образования.
Алматинская декларация была единогласно поддержана всеми участниками. Это важный вклад Казахстана в продвижение инклюзивного образования на глобальном уровне.
В Карагандинской области работа по охвату помощью детей с особыми потребностями ведется давно. По данным управления образования, на сегодняшний день их количество составляет 20 313 человек. Восемьдесят пять процентов детей (17 148) охвачены специальной психолого-педагогической поддержкой и услугами ранней коррекции. В области работают более 30 специальных организаций. Это 10 специальных школ-интернатов в Караганде, Темиртау, Шахтинске, Сарани и Балхаше, три специальных детских сада в Абайском районе и Темиртау, психолого-медико-педагогические консультации в Караганде, Темиртау, Балхаше и Шахтинске, кабинеты психолого-педагогической коррекции в Караганде, Темиртау, Шахтинске, Сарани, а также в Осакаровском, Каркаралинском и Абайском районах. Кроме того, функционируют два реабилитационных центра в Караганде и Темиртау, а также Центр поддержки детей с аутизмом в областном центре.
Вместе с тем для дальнейшего расширения охвата ведется работа по увеличению сети специальных организаций образования. В частности, до конца года в Бухар-Жырауском районе планируется открыть новый кабинет психолого-педагогической коррекции.
Отдельно в ведомстве отмечают увеличение числа детей с нарушениями интеллекта – за последний год их количество выросло на 116 человек. В связи с этим в текущем учебном году в школе-интернате № 4 г. Караганды открыты два специальных класса для детей с легкими и умеренными нарушениями интеллекта. Кроме того, еще три подобных класса начали работать в специальной школе-интернате № 1 г. Караганды. А в будущем году в областном центре планируют открыть одиннадцатую специальную школу-интернат для детей с нарушениями интеллекта.
Количество детей с аутизмом также растет, и на сегодняшний день это 1531 человек. В области функционирует Центр аутизма, где ежегодно получают помощь порядка 400 детей. Однако, несмотря на это и с учетом растущего числа ребят с подобным диагнозом, в регионе возникла потребность в открытии еще одного такого центра.
С сентября все специальные школы-интернаты получили статус ресурсных центров. На сегодняшний день в области функционируют 12 областных ресурсных центров поддержки инклюзии.
Светлана СВИЧ
Фото из архива «ИК»