Чат-бот на базе искусственного интеллекта, создание новых маршрутов, джип-туры и экспедиции по живописным местам… Всем этим займется туристский информационный центр «VISIT QARAGANDA», который начал свою работу в областном центре.
Его задача – информирование иностранных и отечественных туристов о достопримечательностях региона, маршрутах и услугах. Центр должен стать этакой базой данных, где любой желающий сможет найти то, что ему нужно.
Например, всем известно, как в летний сезон в Балхаше тяжело найти свободные номера. В «VISIT QARAGANDA» займутся разработкой платформы, которая станет некой альтернативой Booking. Новая система бронирования будет содержать информацию не только о городских отелях, но и о загородных турбазах. Платформу адаптируют под местные реалии, она оперативно покажет свободные номера.
– Также у нас уже действует чат-бот на базе искусственного интеллекта. Его дорабатываем, совершенствуем. Этот виртуальный консультант будет помогать туристам путешествовать по Карагандинской области. Он подберет маршрут, ознакомит с достопримечательностями региона, даст информацию о гостиницах, заправках и зонах отдыха. Чат-бот «понимает» более 170 языков мира. Путешественникам он расскажет, где остановиться, где поесть, как и на чем добраться, сообщит о погоде. В общем, создаем комплексные туристические продукты и программы. Также в планах проведение конкурса «Сүйікті өлкем». В нем будут участвовать как взрослые, так и дети. Каждый может рассказать о малоизвестных достопримечательностях, красивых локациях и памятниках, представляющих большой интерес для туристов. По итогам конкурса определят победителей, будут и ценные призы, – интригует Бахтияр Бекмурзаев, директор туристского информационного центра «VISIT QARAGANDA».
Еще один проект – детский языковой лагерь в Каркаралинске. Там ребята смогут изучать казахский язык, познакомятся с обычаями и традициями народа. И все это – без гаджетов.
Также в Караганде и области планируется открыть несколько филиалов визит-центра. Один из них должен заработать на территории аэропорта. Чтобы турист, ступивший на землю Сарыарки, сразу мог с ней ознакомиться.
«VISIT QARAGANDA» заключает меморандумы о сотрудничестве. Соглашение уже подписано с лечебно-оздоровительным комплексом «Балхаш». Центр будет работать и с вузами, которые обучают специальностям в сфере туризма. Например, с КарУ имени Букетова, Карагандинским университетом Казпотребсоюза. Планируется заключение договора с Карагандинским горно-индустриальным колледжем. Ведь там есть учебные шахты, а они могут представлять большой интерес для путешественников.
– В целом хотим развивать различные направления. Приключенческий, промышленный, рекреационный, культурно-исторический, гастрономический, событийный, экстремальный и экотуризм. Также ведем Инстаграм на двух языках. Свой сайт будем дорабатывать, создавать новые пешие маршруты. Приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству, – говорит Б. Бекмурзаев.
Бонус от МИО
«Новой точкой экономического роста должен стать туризм. Здесь мы отстаем, результаты работы неважные. Привлекательные туристические места есть в каждом регионе страны. Иностранные и отечественные туристы хотят посетить уникальные заповедники, поэтому следует в срочном порядке заняться строительством необходимой инфраструктуры, в том числе с привлечением частных инвесторов. Нельзя идти на поводу у людей, которые в штыки встречают любые меры по усилению инвестиционного потенциала туристической сферы, как это произошло со знаменитым урочищем Бозжыра в Мангистауской области» – из выступления Главы государства Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства 28 января 2025 года.
Центр в Караганде интересен не только для туристов, но и для предпринимателей. Один из проектов «VISIT QARAGANDA» – создание туристического мерча. Хорошим примером такой коллаборации служит линейка Vizit Karaganda бренда Nurami. Его основательница Людмила Федосенко представила посетителям свою продукцию.
– Что можно подарить иностранному гостю, когда он уезжает, чтобы эта вещь напоминала ему именно о нашем крае? У многих карагандинцев возникает такой вопрос. Мы занимаемся популяризацией казахстанских художников, в частности наших земляков. Один из них – Владимир Проценко. С ним заключили договор и печатаем его картины на производимых нами футболках. Это не плагиат. За каждую реализованную вещь мастер кисти получает свой процент. Владимир Проценко рисует очень много локаций и объектов нашего региона: ДК горняков, Каскадную площадь, пейзажи Каркаралинска. Некоторые из них отображены на этих футболках. Думаю, люди должны знать не только Ивана Шишкина и Винсента Ван Гога. Не всегда есть время и желание зайти в музей. А так человек может носить искусство с собой, точнее – на себе, – улыбается Л. Федосенко.
Также в коллекции бренда есть свитшоты, шоперы и сувенирная продукция. Любой желающий может все это приобрести. К слову, подобные showroom будут в туристском центре и его филиалах на регулярной основе.
Кроме того, «VISIT QARAGANDA» станет информационным и консультационным центром для предпринимателей. Здесь они смогут получать необходимые сведения о мерах государственной поддержки бизнеса именно в сфере туризма. Известно, что зарубежные туристы часто остаются недовольными отсутствием мобильной связи, продуманных и обустроенных маршрутов, указателей на иностранных языках, развлекательных программ. Не радует и состояние санитарно-гигиенических узлов, несоответствие гостиниц заявленному классу проживания, изношенность жилого фонда, состояние дорог. В общем, все это приводит к плохим отзывам и разовой посещаемости.
– Без должной инфраструктуры тяжело привлекать туристов и окупать проекты, – информирует Бахтияр Бекмурзаев, директор центра «VISIT QARAGANDA». – Поэтому необходимо работать над инженерными коммуникациями. Также нужно делать туризм более доступным, например через кредитные программы. Это повысит зарплату работников, занятых в этой сфере, частично решит проблему кадрового дефицита. В целом вложения в отрасль увеличивают поток посетителей и количество субъектов МСБ.
Между тем, в сфере туризма действуют меры господдержки: по линии профильного министерства, местного исполнительного органа и по линии АО «НК «Kazakh Tourism». Министерством туризма и спорта субсидируются туроператоры, по 15 тысяч тенге на каждого иностранного туриста. Также возмещается часть затрат на покупку горнолыжного оборудования, а это 25 процентов.
По линии МИО – акиматы районов и городов – покрывают часть расходов при строительстве туробъектов (10%). При возведении зданий придорожного сервиса тоже возмещается 10% от затрат. Если бизнесмен приобретет автобус, то ему компенсируют 25% от суммы покупки. При этом в транспорте должно быть не менее 8 посадочных мест. А на содержание санитарно-гигиенических узлов государство субсидирует до 80 тысяч тенге.
По линии АО «НК «Kazakh Tourism» действует программа для семейного отдыха Kids go free. Детям с 2 до 17 лет предоставляют бесплатный авиаперелет. Эта мера призвана стимулировать внутренний туризм и действует в том случае, если путевка покупается у местных туроператоров.
Информация найдет тебя сама
Сотрудничает «VISIT QARAGANDA» и с другими организациями. Например, с Историко-географическим обществом «Авалон». Оно создает карты, путеводители. Всю эту информацию «Авалон» будет предоставлять визит-центру.
– Занимаемся продвижением отечественного туризма. По нашему мнению, «VISIT QARAGANDA» станет неким хабом и связующим звеном между путешественниками, предпринимателями и государством. На мой взгляд, самая большая проблема в сфере туризма – недостаток информации. Ведь в наше время не мы должны ее искать, а она сама должна находить людей. Не то что иностранцы, даже сами карагандинцы, бывает, порою не знают, что у них под боком находятся красивейшие места, уникальные достопримечательности. Инфраструктура тоже, конечно, играет не последнюю роль. Но зачастую она важна именно для наших граждан. У иностранцев комфорт не так приоритетен. Речь не о крутых гостиницах и магистралях. Зачастую, чтобы турмаршрут работал, достаточно сделать маленький пешеходный мостик или обустроить какой-нибудь небольшой брод. Это можно решить даже на уровне районных властей, – считает Виталий Шуптар, президент Историко-географического общества «Авалон».
Отметим, визит-центры Карагандинской области – это ключевые точки, где посетители смогут получать информацию о природных и исторических достопримечательностях региона, а также сопутствующие рекреационные услуги.
«VISIT QARAGANDA» сыграет важную роль в сохранении исторического наследия и природной целостности, а также в развитии устойчивого туризма в регионе.
Надо сказать, этой отрасли в последнее время уделяется пристальное внимание. О развитии туризма неоднократно высказывался и Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Он отмечает, что отрасль является одной из наиболее привлекательных для инвесторов. Туризм выступает катализатором динамичного развития мировой экономики.
«Сегодня доля туризма в мировом валовом продукте превысила 9%. Таким образом, можно говорить, что этот показатель возвращается на допандемический уровень. Около 10% рабочих мест в мире обеспечивает туризм. Каждое четвертое новое рабочее место открывается в этой отрасли. 30% мирового экспорта, 7% инвестиций и 5% налоговых поступлений приходятся на сферу туристических услуг. У Казахстана есть все необходимое для развития всех видов туризма: от экологического до делового», – сказал Президент на проводимом в прошлом году совещании по развитию туризма
По его мнению, прежде всего необходимо повысить инвестиционную привлекательность этой сферы.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Александра МАРЧЕНКО, из архива «ИК»