back to top
20.5 C
Алматы
Суббота, 12 апреля, 2025
No menu items!
ДомойНовостиОбществоПредпринимателей Караганды проверили на соблюдение требований законодательства о языках

Предпринимателей Караганды проверили на соблюдение требований законодательства о языках

В целях унификации языкового облика города, выявления ошибок в текстах рекламы и визуальной информации довольно успешно реализован социальный проект «Унификация языка визуальной информации и рекламы». В 2024 году были охвачены в целом 3 518 субъектов малого и среднего бизнеса.

Вот уже три года, как утвержден Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам визуальной информации». Изменения в первую очередь коснулись Закона «О языках в Республике Казахстан». Теперь на основании статьи 21 этого закона объекты частной собственности могут беспрепятственно размещать визуальную и рекламную информацию лишь на государственном языке, а не как раньше на двух, – казахском и русском. Это в свою очередь существенно сэкономит расходы частных предпринимателей.

Такие изменения на законодательном уровне должны способствовать развитию государственного языка и повысить его использование среди казахстанцев. Но что касается государственных учреждений, то любая информация там, как и прежде, должна размещаться на двух языках. Надо учесть, что нововведение никак не запрещает использование русского языка. Он может применяться при необходимости и усмотрению руководителей негосударственных учреждений. Об этом еще раз напомнила на круглом столе, в котором участвовали специалисты госучреждений, предприниматели, представители рекламного агентства, члены рабочей группы и волонтеры, организатор проекта «Унификация языка визуальной информации и рекламы» Гүлназ Мұстағұлова.

На мероприятии подвели итоги реализации этого проекта на территории города Караганды. Обсуждались актуальные проблемы, с которыми сталкивались представители малого и среднего бизнеса. Как отметила руководитель управления по развитию языков Карагандинской области Салтанат Әбеуова, с момента запуска социального проекта прошло пять лет, и за это время сделано многое, приняты соответствующие меры по унификации языка рекламы.

Ни для кого не секрет, что и по сей день при оформлении рекламы и визуальной информации для потребителей допускаются ошибки. Связаны они чаще всего с некачественным переводом на государственный язык, что часто приводит к обоснованной критике со стороны казахскоязычных граждан. Тому подтверждение – множество сообщений, публикуемых общественниками в социальных сетях, обращения, поступающие в управление по развитию языков. Учитывая, что наглядная информация напрямую влияет на сознание человека, важно соблюдать грамотность текстов и их правильное оформление в соответствии с требованиями законодательства. Этим обеспокоены активисты проекта.

Специалисты-переводчики службы горячей линии «Call-center» оказывают предпринимателям методическую помощь по грамотному и смысловому переводу на государственный язык текстов визуальной информации и рекламы по их заявкам. При этом услуги оказываются бесплатно. Помимо этого, проведена информационно-пропагандистская работа с размещением в общественных местах, транспорте, СМИ, социальных сетях видеороликов, баннеров с изложением требований законодательства. Соответствующие баннеры разместили в общественных местах, в частности в торговых центрах «ЦУМ», «Global city», «Абзал», «Ануар», на рынке «Арай».

По словам организаторов, рабочие группы и 20 волонтеров работали по пяти направлениям: здравоохранение, крупные торговые дома, объекты обслуживания населения, места общественного питания и транспортного обслуживания. Также в рамках проекта на всей территории области была проведена акция «Сауатты жарнама – сауатты кәсіпкер» – «Грамотная реклама – грамотный предприниматель» с привлечением общественников, журналистов и волонтеров.

Участники акции – представители молодежного движения VolteQ и студенты филологического факультета Карагандинского университета имени Е.А. Букетова – официально зарегистрированы в качестве волонтеров. Они постоянно проводят правовое обучение.

В завершение круглого стола организаторы вручили благодарственные письма руководителям рекламных агентств, которые активно способствовали грамотному оформлению визуальной информации на государственном языке, в том числе рекламных текстов, и студентам колледжей и вузов, проводившим в ходе акции разъяснительную работу среди предпринимателей.

Қайныш БҰХАРБАЙ

Фото Александра МАРЧЕНКО

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Наукограды в Казахстане: шаг к инновационному будущему

Президент страны Касым-Жомарт Токаев на IV заседании Национального курултая предложил создать в Казахстане два наукограда – один возле Алматы, другой в Курчатове. Это сильный...

В Караганде почтили память выдающегося ученого и государственного деятеля Каныша Сатпаева

Сегодня, 12 апреля, в Казахстане отмечают День науки. В областном центре состоялась торжественная церемония возложения цветов к памятнику Каныша Сатпаева - первого президента Академии...

Карагандинские школьники завоевывают гранты на обучение в престижных вузах

Несмотря на то что учебный год еще не окончен и ЕНТ не пройдено, одиннадцатиклассник школы-гимназии им. Абая Санат Саятов уже знает, где будет получать...

От идеи до производства: на каждом этапе важна инженерная мысль

В Карагандинском индустриальном университете состоялась республиканская научно-практическая конференция «Роль науки в повышении престижа инженерного труда». Масштабное мероприятие, проведенное при поддержке Национальной инженерной академии...

По совету старших: патриотизм начинается с простых вещей

Карагандинский Дом дружбы собрал под своим шаныраком сразу несколько поколений – членов Совета аксакалов, представителей управления внутренней политики, департамента полиции Карагандинской области, а...