back to top
-0.1 C
Алматы
Вторник, 25 марта, 2025
No menu items!
ДомойНовостиОбществоОт «зарядки» до «зарядки»: Владельцы электрокаров – самые законопослушные водители

От «зарядки» до «зарядки»: Владельцы электрокаров – самые законопослушные водители

В отличие от Китая, Европы и США на наших дорогах пока не столь распространены электромобили, но с каждым годом их становится больше – мировые тенденции захватывают и Казахстан. По данным Министерства экологии и природных ресурсов, за последние четыре года число электрокаров в нашей стране выросло в 15 раз и на сегодня составляет 11 706.

Также насчитывается 426 электрозаправочных станций. А в прошлом году Президент РК подписал закон, направленный на популяризацию экологически чистого транспорта и развитие инфраструктуры для электромобилей. Много это или мало и каково это – ездить на экологически чистом транспорте в наших условиях? Об этом мы решили спросить обладателя электромобиля из Караганды Павла Лопарева, который уже не первый год пользуется им.

Неубиваемая надежность

– Я давно присматривался к электромобилям, читал и смотрел про них, анализировал преимущества и недостатки, сравнивал с традиционными авто с двигателями внутреннего сгорания, – рассказывает Павел. – А в 2019 году достроил дом, в котором заранее предусмотрел достаточные мощности для зарядки электромобиля. Правда, тянущийся после строительства дома шлейф из долгов еще долго не позволял даже думать о покупке. Но в 2023-м, продав свой бензиновый кроссовер, решил вложить большую часть средств в новую машину.

Китай лишь пару лет назад стал мировым лидером в области электромобилей, поэтому карагандинец изначально смотрел в сторону подержанных корейских «электричек». Но со временем в стране начали появляться китайские модели, он стал изучать их, и, к удивлению, цены оказались очень приемлемыми.

– Первым электромобилем была не самая дорогая модель, комплектация неполная, но поездить на ней удалось лишь пару сотен километров, пока делал растаможку. Потом машину продал и на вырученные деньги купил себе электромобиль получше, на этот раз в полной комплектации. А потом еще и жене, – продолжает Павел.

Изначально главным критерием, повлиявшим на выбор китайской «электрички», было желание сэкономить на покупке новой машины, потому что на нашем рынке ничего аналогичного с таким количеством опций и за эту цену не было и нет.

– Например, у супруги – кроссовер с электрическим линейным разгоном, после которого на бензиновую машину уже никогда не захочется возвращаться, клиренсом 20 см, неубиваемой надежностью, – делится опытом владения электромобилем карагандинец. – Электромобили практически вообще не ломаются, им требуются лишь стандартное обслуживание ходовой части, замена масла в редукторе и фильтра в салоне. В самом Китае на большинство таких авто – пожизненная гарантия на всю электрическую часть, а на батареи моих электромобилей производитель вообще обещает 1 200 000-1 500 000 км до снижения емкости до 80%. Подкупает и более дешевая эксплуатация, ведь ездить на электричестве значительно дешевле. При этом не надо менять масло в моторе, свечи, ремни, помпу и прочее.

В электромобиле значительно меньше деталей, поэтому он намного проще бензиновой машины. И все-таки, сделав изначально выбор ради значительной экономии при эксплуатации, со временем понимаешь, что экономия – это не главное. Зато линейный электрический разгон, безотказность, машину просто включаешь и выключаешь, как телефон.

Все это хорошо, но, в отличие от той же Европы, расстояния между городами у нас немаленькие, а зарядных станций еще явно не хватает. Как быть с «заправкой»? Наш герой предусмотрел все заранее и заряжается всегда дома, на что тратит в среднем пять секунд. Этого времени хватает, чтобы вставить зарядный пистолет и пойти заниматься своими делами, а машина будет сама заряжаться.

– Еще и каждый день можно выезжать из дома с «полным баком», при этом использование домашней зарядки – это еще и наиболее экономичное решение. Ведь тариф за домашнюю электрическую энергию не включает в себя прибыль оператора зарядной станции. Там еще может быть и очередь, так что если есть своя домашняя зарядка, то в городе отсутствует необходимость тратить время на заправку, это тоже приятный бонус, – говорит Павел.

Любителей электромобилей в нашем регионе еще немного, но уже немало. Почти все они знакомы друг с другом, так как общаются в своем чате, в котором 112 участников. Правда, часть из них – из других городов, они в предыдущие годы дефицита зарядных станций вступили в чат, чтобы узнавать, где можно зарядиться. В целом стоит говорить примерно о 200 электромобилях, которые сейчас эксплуатируются в Караганде, городах-спутниках и пригородах.

Где быстро, где медленно

Еще интересно, где лучше применять электромобиль, – в городской черте или на трассе?

– Электромобиль подходит для любых передвижений, хоть в городе, хоть по трассе. Сам ездил несколько раз из Караганды в Алматы и назад, а самая протяженная поездка – семьей на 2680 км. Тогда проехались по всем ущельям возле Алматы, побывали на Кольсайских озерах и озере Коянды, в Чарынском каньоне. А на гору Коктобе, на Шымбулак для электромобилей вообще бесплатный въезд. Конечно, с зарядками есть свои нюансы. К слову, в сторону Алматы зарядные станции установлены примерно через каждые 200 км. Хотя сейчас более важен вопрос стабильности работы этих зарядок, а не в их наличии или расстояниях между ними, – утверждает П. Лопарев.

Есть такие станции и у нас. Больше всего «зарядок» – на Юго-Востоке, есть несколько в Михайловке, рядом с Пришахтинском в начале трассы в сторону Астаны (всего в областном центре – 15 быстрых станций). Пока не охвачен ими Майкудук.

– Менее популярные направления пока еще не имеют станций зарядки. Например, в сторону Жезказгана, кажется, их нет вообще, а если поехать в Каркаралинск, то там надо будет долго заряжаться на медленной зарядке, поскольку быстрых там нет и не получится съездить для похода по горам в течение дня, а ночью вернуться в Караганду, как я делал это на бензиновом авто, – рассказывает о минусах любитель электромобилей.

При этом, по его словам, сеть зарядных станций развивается колоссальными темпами. В 2023 году, например, по трассам вообще не было «зарядок», а в городах по две-три были только в Алматы и Астане. При этом на них всегда стояла очередь и днем и ночью.

– При движении на трассе у электромобилей есть своя особенность: на высокой скорости большой расход энергии, поэтому разные производители электромобилей все время соревнуются: у кого кузов более аэродинамичнее, поскольку хорошая аэродинамика уменьшит расход энергии на высокой скорости, – продолжает делиться нюансами Павел.

На скорости 60 км/ч электромобиль может проехать даже больше заявленной производителем дальности хода. Оптимальной для трассы будет скорость до 90-100 км/ч, на скорости свыше этого у электромобиля будет существенно возрастать расход энергии. Получается, электромобилист на трассе – это самый законопослушный водитель, который и скоростной режим не нарушает, и свою машину бережет. Кстати, батарею электрокара можно использовать как пауэрбанк: к примеру, приехав на пикник, можно подключить электрочайник или электроплиту для готовки еды.

– В связи с растущей популярностью электромобилей в Казахстане возникли и проблемы: например с утилизацией аккумуляторов. Я читал, что в Алматы работает завод по переработке литий-ионных батарей, который может перерабатывать до 500 тонн в год. Но этого недостаточно. Впрочем, у каждого есть выбор, какое средство передвижения себе выбрать: привычное, с двигателем внутреннего сгорания, или то, за которым будущее. Я свой выбор уже сделал, – с гордостью утверждает Павел Лопарев.

Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ

Коллаж «ИК»

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Не нужен берег турецкий: в Балхаше развивают туризм

Балхаш – город промышленный, но здесь взяли курс и на развитие бизнеса. Сейчас в городе работает около шести тысяч субъектов предпринимательства, сообщил аким Балхаша...

Поэма о красоте: В этом году исполняется 100 лет со дня рождения великого мастера...

Народный художник Казахской ССР, заслуженный деятель искусств КазССР, педагог, он оставил после себя прекрасные произведения, которые продолжают вдохновлять новые поколения живописью, пропитанной духом...

Важно для небольших хозяйств Карагандинского региона

В преддверии весенних полевых работ карагандинские фермеры могут подать заявку на форвардное финансирование через «Продкорпорацию». Согласно такому механизму, сельхозтоваропроизводители получают предварительную оплату своей продукции,...

Более одной тысячи объектов Карагандинской области адаптировано для лиц с инвалидностью

На сегодняшний день в стране реализуются Концепция инклюзивной политики на 2025-2030 годы, Дорожная карта партии «АMANAT» на 2023-2027 годы и проект «Халықпен бірге». Для...

Запретят ли квадроберство в Казахстане на законодательном уровне?

В последнее время в обществе все чаще обсуждают явление – квадроберство. Если еще недавно это было просто необычное развлечение, то сегодня его уже называют...