В отличие от Китая, Европы и США на наших дорогах пока не столь распространены электромобили, но с каждым годом их становится больше – мировые тенденции захватывают и Казахстан. По данным Министерства экологии и природных ресурсов, за последние четыре года число электрокаров в нашей стране выросло в 15 раз и на сегодня составляет 11 706.
Также насчитывается 426 электрозаправочных станций. А в прошлом году Президент РК подписал закон, направленный на популяризацию экологически чистого транспорта и развитие инфраструктуры для электромобилей. Много это или мало и каково это – ездить на экологически чистом транспорте в наших условиях? Об этом мы решили спросить обладателя электромобиля из Караганды Павла Лопарева, который уже не первый год пользуется им.
Неубиваемая надежность
– Я давно присматривался к электромобилям, читал и смотрел про них, анализировал преимущества и недостатки, сравнивал с традиционными авто с двигателями внутреннего сгорания, – рассказывает Павел. – А в 2019 году достроил дом, в котором заранее предусмотрел достаточные мощности для зарядки электромобиля. Правда, тянущийся после строительства дома шлейф из долгов еще долго не позволял даже думать о покупке. Но в 2023-м, продав свой бензиновый кроссовер, решил вложить большую часть средств в новую машину.
Китай лишь пару лет назад стал мировым лидером в области электромобилей, поэтому карагандинец изначально смотрел в сторону подержанных корейских «электричек». Но со временем в стране начали появляться китайские модели, он стал изучать их, и, к удивлению, цены оказались очень приемлемыми.
– Первым электромобилем была не самая дорогая модель, комплектация неполная, но поездить на ней удалось лишь пару сотен километров, пока делал растаможку. Потом машину продал и на вырученные деньги купил себе электромобиль получше, на этот раз в полной комплектации. А потом еще и жене, – продолжает Павел.
Изначально главным критерием, повлиявшим на выбор китайской «электрички», было желание сэкономить на покупке новой машины, потому что на нашем рынке ничего аналогичного с таким количеством опций и за эту цену не было и нет.
– Например, у супруги – кроссовер с электрическим линейным разгоном, после которого на бензиновую машину уже никогда не захочется возвращаться, клиренсом 20 см, неубиваемой надежностью, – делится опытом владения электромобилем карагандинец. – Электромобили практически вообще не ломаются, им требуются лишь стандартное обслуживание ходовой части, замена масла в редукторе и фильтра в салоне. В самом Китае на большинство таких авто – пожизненная гарантия на всю электрическую часть, а на батареи моих электромобилей производитель вообще обещает 1 200 000-1 500 000 км до снижения емкости до 80%. Подкупает и более дешевая эксплуатация, ведь ездить на электричестве значительно дешевле. При этом не надо менять масло в моторе, свечи, ремни, помпу и прочее.
В электромобиле значительно меньше деталей, поэтому он намного проще бензиновой машины. И все-таки, сделав изначально выбор ради значительной экономии при эксплуатации, со временем понимаешь, что экономия – это не главное. Зато линейный электрический разгон, безотказность, машину просто включаешь и выключаешь, как телефон.
Все это хорошо, но, в отличие от той же Европы, расстояния между городами у нас немаленькие, а зарядных станций еще явно не хватает. Как быть с «заправкой»? Наш герой предусмотрел все заранее и заряжается всегда дома, на что тратит в среднем пять секунд. Этого времени хватает, чтобы вставить зарядный пистолет и пойти заниматься своими делами, а машина будет сама заряжаться.
– Еще и каждый день можно выезжать из дома с «полным баком», при этом использование домашней зарядки – это еще и наиболее экономичное решение. Ведь тариф за домашнюю электрическую энергию не включает в себя прибыль оператора зарядной станции. Там еще может быть и очередь, так что если есть своя домашняя зарядка, то в городе отсутствует необходимость тратить время на заправку, это тоже приятный бонус, – говорит Павел.
Любителей электромобилей в нашем регионе еще немного, но уже немало. Почти все они знакомы друг с другом, так как общаются в своем чате, в котором 112 участников. Правда, часть из них – из других городов, они в предыдущие годы дефицита зарядных станций вступили в чат, чтобы узнавать, где можно зарядиться. В целом стоит говорить примерно о 200 электромобилях, которые сейчас эксплуатируются в Караганде, городах-спутниках и пригородах.
Где быстро, где медленно
Еще интересно, где лучше применять электромобиль, – в городской черте или на трассе?
– Электромобиль подходит для любых передвижений, хоть в городе, хоть по трассе. Сам ездил несколько раз из Караганды в Алматы и назад, а самая протяженная поездка – семьей на 2680 км. Тогда проехались по всем ущельям возле Алматы, побывали на Кольсайских озерах и озере Коянды, в Чарынском каньоне. А на гору Коктобе, на Шымбулак для электромобилей вообще бесплатный въезд. Конечно, с зарядками есть свои нюансы. К слову, в сторону Алматы зарядные станции установлены примерно через каждые 200 км. Хотя сейчас более важен вопрос стабильности работы этих зарядок, а не в их наличии или расстояниях между ними, – утверждает П. Лопарев.
Есть такие станции и у нас. Больше всего «зарядок» – на Юго-Востоке, есть несколько в Михайловке, рядом с Пришахтинском в начале трассы в сторону Астаны (всего в областном центре – 15 быстрых станций). Пока не охвачен ими Майкудук.
– Менее популярные направления пока еще не имеют станций зарядки. Например, в сторону Жезказгана, кажется, их нет вообще, а если поехать в Каркаралинск, то там надо будет долго заряжаться на медленной зарядке, поскольку быстрых там нет и не получится съездить для похода по горам в течение дня, а ночью вернуться в Караганду, как я делал это на бензиновом авто, – рассказывает о минусах любитель электромобилей.
При этом, по его словам, сеть зарядных станций развивается колоссальными темпами. В 2023 году, например, по трассам вообще не было «зарядок», а в городах по две-три были только в Алматы и Астане. При этом на них всегда стояла очередь и днем и ночью.
– При движении на трассе у электромобилей есть своя особенность: на высокой скорости большой расход энергии, поэтому разные производители электромобилей все время соревнуются: у кого кузов более аэродинамичнее, поскольку хорошая аэродинамика уменьшит расход энергии на высокой скорости, – продолжает делиться нюансами Павел.
На скорости 60 км/ч электромобиль может проехать даже больше заявленной производителем дальности хода. Оптимальной для трассы будет скорость до 90-100 км/ч, на скорости свыше этого у электромобиля будет существенно возрастать расход энергии. Получается, электромобилист на трассе – это самый законопослушный водитель, который и скоростной режим не нарушает, и свою машину бережет. Кстати, батарею электрокара можно использовать как пауэрбанк: к примеру, приехав на пикник, можно подключить электрочайник или электроплиту для готовки еды.
– В связи с растущей популярностью электромобилей в Казахстане возникли и проблемы: например с утилизацией аккумуляторов. Я читал, что в Алматы работает завод по переработке литий-ионных батарей, который может перерабатывать до 500 тонн в год. Но этого недостаточно. Впрочем, у каждого есть выбор, какое средство передвижения себе выбрать: привычное, с двигателем внутреннего сгорания, или то, за которым будущее. Я свой выбор уже сделал, – с гордостью утверждает Павел Лопарев.
Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ
Коллаж «ИК»