27 января исполнилось бы 85 лет заслуженному деятелю страны Кәмелу Жүністегі. К большому сожалению, вот уже почти год, как нет с нами талантливого писателя, композитора и патриота. Он оставил бесценный след в истории и культуре. Всю свою жизнь этот незаурядный человек посвятил своей стране и родной земле.
Родился Кәмел Жүністегі в 1939 году в селе Аксу-Аюлы Шетского района. С ранних лет интересовался историей, из уст сельских аксакалов узнавал и записывал утраченные сведения, которые не найдешь в книгах, а после их тщательно изучал, дополняя новыми фактами. Сохранилась его тетрадь, написанная в стенах школы с 1953-го по 1955 год, где есть рассказы-легенды юного писателя о таких казахских батырах, как Есей, Жидебай, Ақшатау, Сазанбай, Деріпсал, Саржан, Еспай, Ағыбай, Кожанбай и другие. Уже в школьные годы будущий писатель усердно занимался исследовательской работой, собирал интересные материалы о малоизвестных, но достойных людях родного края. Так, он записал в свою тетрадь произведения Шортанбая жырау и перевел их с арабского на кириллицу.
В школе Кәмел учился хорошо, особенно его привлекала история. Уже с восьмого класса юноша начал критически относиться к тому, что преподавали по гуманитарным предметам. Он, как и многие молодые люди, в то время мечтал стать геологом. Следуя этой мечте, поступил в горный техникум сразу после окончания школы в 1956 году. Успел поработать в геологоразведке. Спустя три года стал заведующим отделом райкома комсомола, в 1960-м поступил на исторический факультет Карагандинского педагогического института.
Партия «ЕСЕП»
Движимый высокими идеями, молодой активист не остался в стороне от общественной жизни страны. Вместе с другом и земляком, поэтом Зейноллой Игілікұлы, только вернувшимся из армии, в 1960 году они вошли в партию «ЕСЕП» (расшифровывается как «Партия патриотов, любящих свою страну»). Целых два с половиной года они вели активную работу, раздавая листовки идеологического характера. Отправляли их и в другие регионы Казахстана, передавая поездом через доверенных людей. 10 декабря 1962 года сотрудники госбезопасности, заинтересовавшиеся секретной организацией, задержали Зейноллу Игілікұлы, а 17 декабря и Кәмела Жүністегі, и предъявили обвинение по статьям 56 Уголовного кодекса Казахской ССР за призывы против государства и «политической» 58-й (организация действий, направленных на совершение особо опасных государственных преступлений и приравненных к участию в антисоветских организациях). 19 марта 1963 года Карагандинский областной суд вынес приговор. Они оба были приговорены к трем годам лишения свободы. Отбывали наказание в петропавловской, челябинской тюрьмах, а затем в лагере под Свердловском и ИТР усиленного режима в Потьме.
Жизнь в лагере не была сахаром. В тот трудный период Кәмел познакомился с пожилым узником Құнанбаем, которого осудили пожизненно, и он уже 33 года был узником политлагеря. Несмотря на то что заключенные не имели права выходить на улицу по ночам, им удавалось незаметно для окружающих все-таки выбираться из барака. Спрятавшись за деревьями, они часто любовались ночным небом, звездами. В такие бессонные ночи Кәмел узнавал от пожилого сокамерника много интересного о звездном небе и Вселенной. Аксакал часами рассказывал про небесные тела, каждую звезду он называл казахским именем. Позже этому исследованию была посвящена отдельная глава в книге Жүністегі «Шырағдан».
Освободился он из тюрьмы в 1966-м, в том же году восстановился на историческом факультете пединститута и успешно окончил его в 1971 году. Параллельно работал учителем истории в сельской школе имени М. Горького в родном Шетском районе.
С 1984 года работал в отделе народного образования района, через пять лет стал директором районного краеведческого музея. С 1992-го по 2006 год продолжил трудовую деятельность в журналистике в качестве редактора районной газеты «Заман».
Но долгие годы он так и оставался под наблюдением «органов». Только после обретения Республикой Казахстан независимости ему наконец-то удалось избавиться от преследований и полностью восстановить свои гражданские права.
На протяжении всей жизни Кәмел Жүністегі занимался исследовательской и писательской деятельностью, не переставал изучать народное творчество, забытые традиции и обряды. Его исследования «Шортанбай жырау», «Қазыбек кюйши», «Замок Кенесары» стали ценными историческими пособиями. Писатель и исследователь внес большой вклад в изучение Сарыарки, стал автором многих книг по краеведению на казахском и русском языках. Всего написал 17 трудов. За талант и вдохновение был удостоен премии акима области в номинации «Золотая строка», награжден орденом «Құрмет», знаком «Мәдениет қайраткері». Лауреат премии им. С. Сейфуллина, он стал членом Союза писателей Казахстана. Одним словом, выходец из глубинки стал человеком, который исполнил свои детские мечты и осуществил самые смелые желания.
То, что греет душу
У Кәмела было трепетное отношение к национальному искусству, в том числе к кюю. Он хорошо играл на домбре. Одна из стен комнаты дома, где жил он и сегодня живет его большая семья, украшена старинными образцами национального инструмента. Каждая домбра там отличается друг от друга по форме, длине, выраженным орнаментом. На одной даже выгравированы стихи Омара Хайяма.
Уникальную коллекцию он собирал долго: утверждают, что на территории Центрального Казахстана всего семь древних и очень ценных образцов этого музыкального инструмента. А Кәмел нашел шесть из них. У него была мечта найти последнюю, седьмую, но про нее ничего не было известно. В этой комнате композитор находил вдохновение, играя на домбре, нередко сам сочинял завораживающие мелодии, черпая их в своей душе. Как композитор он написал такие произведения, как «Арқа самалы», «Аяулым», «Домбыра», «Туған жер», «Жаз келді», «Жас алаш».
Помимо музыкальных раритетов, здесь можно увидеть множество образцов кожаной камчи, как говорится, на любой вкус и цвет. Еще – редкие древние деревянные приборы, например, табақ самого Абылайхана, «алты ағаш» – головоломку, сделанную из шести кусков дерева, схожую с кубиком Рубика нашего времени, и многое другое. Часто к этому человеку приезжали люди только для того, чтобы увидеть историю своими глазами. То есть дом Кәмела Жүністегі стал своеобразным музеем, а сам этот многогранный, одаренный и великодушный человек – символом своего времени. Несломленный трудностями, он в сознании современной молодежи остается приверженцем национальных традиций, обычаев, примером нравственности и чистоты души.
Қайныш БҰХАРБАЙ
Фото из архива семьи Жүністегi