Home Главные новости Не все учителя карагандинских школ готовы к тому, чтобы работать с детьми...

Не все учителя карагандинских школ готовы к тому, чтобы работать с детьми с особыми образовательными потребностями

Родители учеников с ментальными отклонениями жалуются, что никто не разрабатывает обещанных индивидуальных программ, нет подхода с учетом диагнозов, дополнительных занятий. В результате школьники не тянут общеобразовательные предметы и нагрузки, отстают, тонут в тройках и двойках, а самое главное – не получают знаний и не развиваются.

Об этом папы и мамы особенных детей рассказали руководителям отдела образования Караганды на онлайн-встрече. Они проводятся на постоянной основе, чтобы своевременно решать проблемы, возникающие при обучении школьников с особыми образовательными потребностями.

Стоит отметить, что совместно с методистами гороо и директорами школ такие вопросы стараются решить с выездом в организации образования. Но, к сожалению, меньше их пока не становится.

В школах остро нуждаются в дефектологах и тьюторах

Одной из главных проблем внедрения инклюзивного образования в карагандинских школах стала острая нехватка логопедов-дефектологов. Дети с задержкой речевого развития по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций нередко обучаются в «обычных» классах по общеобразовательной программе, но им требуются дополнительные занятия с логопедами, которых в штате школ просто нет.

Родители со своей стороны прилагают все усилия, чтобы их чадо не отставало в обучении, но они не специалисты и не могут оказать профессиональную помощь.

На отсутствие дефектологов пожаловались в школе № 15, школе-гимназии № 102, школе поселке Карабас и многих других. В гороо эту проблему признают, но пока обещать улучшения ситуации не могут – таких специалистов сейчас просто нет.

Большая часть жалоб касалась того, что педагоги, в чьих классах учатся дети с различными диагнозами, не умеют с ними работать.

Особенным школьникам не разрабатывают индивидуальные программы с учетом их трудностей, не облегчают домашние задания и не снижают уровень сложности во время СОРов и СОЧей.

– Мой сын учится в 8 классе школы № 15, у него задержка речевого развития, – рассказала мама одного из особенных детей. – Полтора года наша школа внедряла у себя инклюзивное образование, но на деле это никак не проявляется. Программа у нас общеобразовательная, но для сына она очень сложная. В итоге ему постоянно дают задания на списывание, а ему нужно развивать речевые навыки. Логопеда в школе нет. Качество знаний страдает, в следующем году нам сдавать выпускные экзамены, но мы просто не сможем. На собраниях я неоднократно спрашивала, владеют ли учителя методиками инклюзии, мне отвечают, что нет. В этом году пришло много новых преподавателей, они вообще никогда не работали с особенными детьми. Как нам учиться?

– Все педагоги, в классе которых есть дети с особыми образовательными потребностями, в обязательном порядке проходят курсы повышения квалификации, различные проблемные курсы для работы с такими детьми, – пояснила заместитель руководителя гороо Наталья Головина. – Мы не отрицаем, проблем у них много. Есть учителя, которые впервые приступают к работе, и они до этого не сталкивались с такими учениками, не все прошедшие курсы правильно применяют методики. По закону все, что прописано в заключении ПМПК, школа обязана ребенку предоставить. По этому случаю мы выедем на место, изучим ситуацию, при необходимости окажем методическую помощь учителям и определим индивидуальную траекторию обучения ребенка, если этого до сих пор не сделали.

На отсутствие индивидуального подхода пожаловались и родители пятиклассника Мирона. У него нет ментальных отклонений, но есть проблемы со слухом – внедрен слуховой имплант.

Из-за этого мальчик не всегда полностью слышит информацию, и ему необходимо больше времени, чтобы все осмыслить и выполнить. В гимназии № 97 он учится на общих основаниях и в средней школе стал отставать. Им пообещали разобраться и по возможности решить вопрос с облегченной программой.

Трудности обучения

Коснулись участники встречи и проблемы итогового оценивания. Из-за отсутствия индивидуального подхода в школе особенным детям дают такую же программу, что и всем, и, соответственно, такие же контрольные работы. В итоге они получают тройки и двойки, потому что не успевают выполнить их по времени или не справляются со сложностью, и теряют всяческую мотивацию, чтобы стараться и учиться дальше.

В гороо заверили, что таким ученикам необходимо разрабатывать отдельную облегченную программу, сокращенное домашнее задание и применять дифференцированное оценивание. Это можно решить на педагогическом консилиуме.

Но есть и другая сторона медали. Родители второго класса школы № 13 обеспокоены тем, что из-за поведения одноклассника с особыми образовательными потребностями у них постоянно срываются уроки. По их словам, учителя с ним не справляются, контролировать не могут, вынуждены постоянно отвлекаться на то, чтобы его успокоить.

В результате у всего класса падает успеваемость и назрел серьезный конфликт между родителями. На днях этот ребенок нанес травму девочке, дело дошло до жалоб директору. Мама пострадавшей интересовалась, как в этом случае защитить права всех остальных детей, которые недополучают знания из-за особенного ребенка.

– Мы всегда руководствуемся заключением ПМПК: если специалисты рекомендуют обучение в общеобразовательной школе, то мы должны создать ребенку условия и учить там, – пояснил руководитель гороо Есентай Ашимов. – В этой ситуации будем разбираться с выездом на место. Нужно понять, в чем проблема – возможно, в недоработке учителя или необходимости дополнительных занятий. Потому что мы прежде всего должны помочь ребенку адаптироваться. Если имеются явные поведенческие расстройства, то, вероятно, необходимо пройти повторную консультацию и определить его в спецкласс.

Еще одна проблема возникла из-за несовершенства законодательства. Касается она детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые хотят учиться в общеобразовательной, а не спецшколе.

Выяснилось, что педагога-ассистента или тьютора, который помогал бы ребенку передвигаться по зданию, им выделить не могут, так как они положены только детям с ментальными нарушениями. А индивидуальный помощник от соцзащиты теперь назначается только совершеннолетним. В итоге такие школьники вынуждены учиться на дому, теряя в качестве знаний, так как законному представителю нельзя сопровождать ребенка на уроках.

В школе № 32, к примеру, в такой ситуации пошли навстречу и разрешили маме помогать своей дочери в течение учебного дня. Но как быть работающим родителям, не имеющим такой возможности? В гороо ответили, что здесь нужно вносить изменения в нормативные документы на уровне Министерства соцзащиты. Они уже направили обращение в управление образования Карагандинской области для дальнейшего решения проблемы.

Светлана СВИЧ

Коллаж Юрия Билушенко

Exit mobile version