В казахстанской армии только музыканты в погонах наряду с высшим командным составом имеют правом носить шинели с каракулевыми воротниками, а также головные уборы из благородного материала.
Такая форма называется особо парадной — в ней оркестранты выступают на торжественных мероприятиях, связанных с государственными и национальными праздниками, на встречах с ветеранами или визитах высокопоставленных особ и делегаций. А еще их активно привлекают для участия в массовых культурных или спортивных событиях нашего города.
У музыкального коллектива богатая история — это один из старейших военных оркестров не только в нашем регионе, но и стране. Он образован 5 мая 1964 года, и здесь всегда служили профессиональные музыканты, посвятившие свои судьбы военно-оркестровому делу.
Многие годы коллектив прочно удерживает лидирующие позиции среди своих войсковых коллег из других региональных командований Национальной гвардии. Например, в нынешнем году гвардейцы РгК «Орталық» стали обладателями «Гран-при» на престижном IX фестивале военных оркестров «Әскери керней», финал которого прошел летом в Астане.
В смотре приняли участие военные оркестры Академии Национальной гвардии, сборные команды региональных командований «Оңтүстік», «Орталық», «Батыс», «Шығыс».
Оркестранты представили на суд жюри множество музыкальных композиций — от исторических национальных кюев до современных мировых хитов. К примеру, сводный оркестр регионального командования «Орталық» презентовал свое видение трека LMFAO «Party Rock» («Гимн безумной вечеринки») от американских исполнителей, которое не оставило жителей столицы равнодушными. В результате воинский коллектив под руководством майора Станислава Кудабаева завоевал высшую награду фестиваля.
— Фестиваль «Әскери керней» проводится ежегодно, чтобы поднять настроение общества, военнослужащих, слушателей, а также в целях патриотического воспитания подрастающего поколения страны. Наше финальное выступление мы посвятили жителям столицы и военнослужащим Национальной гвардии РК, чтобы люди смогли ближе познакомиться с военным музыкальным искусством и получить удовольствие, — говорит дирижер, майор С. Кудабаев.
34-летний музыкант возглавляет военный оркестр в/ч 6505 вот уже пять лет. Офицер — коренной карагандинец, родился в небольшом селе Бухаржырауского района, окончил в областном центре музыкальную школу-интернат для одаренных детей по классу духовых инструментов. По его словам, своей любовью к искусству он вместе с сестрой в большой степени обязан матери, которая всю жизнь и по сей день работает гримером-художником в Областном казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина.
— После окончания школы поступил на юридический факультет Карагандинского университета имени Е.А. Букетова, получил соответствующую специальность. Кто знает, как могла бы повернуться моя судьба, если бы я не был призван в ряды Национальной гвардии! Дело в том, что по существующим правилам военнослужащий-срочник, обладающий музыкальным образованием, уже через полгода может заключить контракт и поступить на службу в военный оркестр. Я воспользовался этим правом и был направлен на учебу в Москву — в институт военных дирижеров Министерства обороны Российской Федерации, который успешно окончил через пять лет. С 2015-го по 2017 год возглавлял военный оркестр Академии Национальной гвардии РК в Петропавловске. С 2017-го — руководитель музыкального коллектива в Караганде, — рассказывает С. Кудабаев.
Наверняка многим интересно, из чего складывается будний день военного музыканта? Дирижер отмечает:
— Военный оркестр начинает свой рабочий день, как и все военнослужащие. Утром музыканты разыгрываются перед репетицией. Приводят свои инструменты в порядок. А дальше пять часов ежедневно идут репетиции в помещениях и на открытом воздухе — на плацу. Разучиваем новые произведения. Кстати, о выступлениях на улице. Есть определенные температурные нормативы, при которых возможны выступления, поскольку зима и мороз — это стресс, в том числе и для музыкальных инструментов. Однако случается всякое, поэтому есть свои хитрости. Медные духовые инструменты на морозе заливаются спиртом. Когда музыкант дует в инструмент, в вентильно-клапанный механизм поступает горячий воздух, образуется конденсат, и клапаны перестают работать, инструмент замерзает. Поэтому есть определенные нормы — сколько спирта нужно залить для игры на морозе. На каждый медный инструменты положено 30 граммов спирта, который затем сливается. На 15 минут игры на морозе хватает.
Музыка тоже оружие
По словам Станислава Кудабаева, в штате оркестра обычно 18-19 человек, это количество рассчитано, чтобы хватало «голосов» для исполнения любого произведения — и классического, и эстрадного. Как поступить сюда на службу? На самом деле в военном оркестре служат такие же контрактники, как и во всех подразделениях войсковой части. Требования к ним предъявляются очень серьезные. Минимум нужно иметь законченное музыкальное училище, поскольку все военные оркестры состоят из духовых инструментов.
— В нашем оркестре это трубы, тромбоны, кларнеты, саксофоны (альт, тенор), валторны, баритон, тубы, ударный инструмент. Весь комплект. Ну и потом, как и к любым военным, предъявляются определенные требования по состоянию здоровья, — говорит дирижер.
— Специальность очень востребована, ее можно назвать дефицитной. Ведь с духовым инструментом немало сложностей. Во-первых, он дорогой. Во-вторых, музыканту надо постоянно, как спортсмену, поддерживать себя в физической форме. Потому что все исполнительское искусство музыканта-духовика построено на мышцах губного аппарата. Если ты день не позанимался, то через два дня уже придется наверстывать упущенное. Физически это тяжело. Кроме того, дышать надо правильно, не все это умеют. И потом, надо быть преданным своему делу, — поддерживает своего командира концертмейстер Роман Акимов, которого можно назвать одним из старейших служащих оркестра в/ч 6505.
Несмотря на специфику службы, военные музыканты — прежде всего военнослужащие. Поэтому они, как и остальной личный состав части, также сдают нормативы по физической, строевой, огневой подготовке и другим армейским дисциплинам. Поблажек тут никаких нет.
К примеру, сейчас свои силы в оркестре пробуют двое молодых солдат — рядовые Санжар Устемир и Санжар Абдинур. Оба полгода назад были призваны из Тараза, им по 19 лет. «Сейчас хотим поступить на контрактную службу в оркестр, играем на флейте и трубе. Живем по распорядку, то есть занимаемся, обедаем, ночуем в казарме с нашей ротой, командир отпускает на репетиции. К сожалению, пока не довелось выступать на общественных мероприятиях, но мы к этому стремимся», — говорят парни.
— Нас часто спрашивают: как мы подбираем репертуар? На самом деле ограничений и рамок в этом плане нет, можем исполнять и классические национальные композиции, и популярные эстрадные песни, в том числе и зарубежные. Это коллективный труд, зачастую новые идеи появляются на репетициях. Обсуждаем, спорим, как сделать наше выступление ярким и запоминающимся, продумываем движения на плацу. Я считаю, что нужно идти в ногу со временем, и если та или иная мелодия популярна в народе, то она может найти свое отражение в нашем исполнении, — делится мнением дирижер Кудабаев.
Фархат КИНЖИТАЕВ
Фото РгК «Орталық»