back to top
-3.1 C
Алматы
Среда, 1 января, 2025
No menu items!
ДомойНовостиОбществоБлагодарим за творчество! Большая история Союза художников

Благодарим за творчество! Большая история Союза художников

Художественно-культурная жизнь Караганды как крупнейшего многонационального региона является неотъемлемой частью культурного развития республики.

Карагандинская областная организация Союза художников Республики Казахстан имеет 60-летнюю историю. Она была создана 25 декабря 1964 года после знакомства с творчеством карагандинцев председателя правления Союза художников СССР Екатерины Федоровны Белашовой – скульптора-монументалиста, графика, педагога, народного художника СССР, лауреата Государственной премии СССР.

Опытный мастер, она сразу поняла, какой мощный потенциал заложен в этом коллективе, и пришла к выводу, что необходимо учредить организацию Союза художников в Караганде. Таким образом, 1964-й – год создания в Караганде отделения Союза художников СССР, Карагандинской организации Союза художников КазССР.

Ядро организации составили известные художники «старшего поколения»: П.С. Андриюк, П.К. Антоненко, П.И. Реченский, Р. Есиркеев, скульптор Ю.В. Гуммель. Позже приехали в Караганду В.И. Крылов, С.М. Саносян, А.П. Билык, А.И. Осипенко, В.В. Шамшин, Б.И. Мусат. Организатором и первым председателем правления Карагандинской организации Союза художников стал Виктор Иванович Крылов (1964-1972).

1970-е годы – время расцвета. В город возвращается после окончания лучших художественных училищ страны новое поколение художников, многие из которых начинали обучение в изостудиях Караганды. Мингиш Абылкасов, Виктор Буш, Юрий Камелин, Людмила Смирнова, Татьяна Рольян, Мажит Байтенов, Куаныш Есеркеев, Алексей Плотников, немного позже – выпускники вузов Женис Молдабаев, Марат Джунусов, Мурат Калкабаев. Каждый из них добавил свой штрих в общую картину карагандинского искусства, а она была непростой. «Суровый стиль» – одно из направлений советского искусства 1960-1970-х годов.

Плодотворным был период Карагандинской организации Союза художников под председательством Сейтмахана Калмахановича Калмаханова (1978-1987). Это были годы бурной творческой и общественной деятельности.

Начиная с середины 70-х годов, стала активно развиваться акварель в творчестве Э.А. Селезневой, Л.Н. Фролова, Л.П. Смирновой. В конце 1970-х – в 1980-е годы получают развитие линогравюра, офорт, ксилография, литография; в этих техниках художники-графики Т.А. Кенесбаев, В.Н. Иманасов, В.Н. Малькевич, М.С. Аманбаев создают пейзажи, портреты, философские композиции, иллюстрации.

Караганда 70-х годов – это экспериментальная база монументального искусства, где апробируются оригинальные приемы работы художников в городской среде. Из столичных городов страны и республики сюда приезжают большие мастера, такие как Клавдия Александровна Тутеволь (мозаика «Человеку-созидателю» на здании по проспекту Бухар-жырау), Борис Александрович Тальберг, Николай Павлович Александров, комплексно оформляющие большие общественные здания, применяющие в своей работе новые материалы и техники, рассматривающие вопросы синтеза архитектуры и изобразительного искусства как насущное требование времени.

Первая областная выставка декоративно-прикладного искусства состоялась в 1975 году. Художники-прикладники Т.Г. Рольян,
Н.Г. Болюх, А.С. Калмаханов, язык произведений которых присущ скорее декоративной скульптуре, эстетизируют пространственную среду. Особой страницей в декоративно-прикладном искусстве является «славянское мифотворчество» Петра Снищука. Своеобразные образцы ткачества представляют М.А. Калкабаев и Л.И. Устьянцева; в технике батик лидируют Л.В. Бойкова, Е.А. Ракова, Тансык Мажитова, одновременно вдохновенно работающая и над живописными картинами. В современном национальном костюме творчески интерпретируются традиционные мотивы.

Карагандинцы быстро подхватывают эстафету: в организации Союза художников создается проектная группа, в которую, помимо художников, входят архитекторы и дизайнеры. Она работает практически на весь Центральный Казахстан, создавая проекты ансамблевых решений крупных объектов.

Творческая и общественная жизнь художников в это десятилетие активна: одни выезжают на всесоюзные творческие базы, другие участвуют в работе творческих групп Союза художников СССР, проходивших на карагандинской земле, а кто-то отправляется в длительные этюдные поездки. Художники спускаются в шахты, изучают работу горячих цехов Магнитки; в поисках новых впечатлений знакомятся с самыми разными людьми: Героями Социалистического Труда, ветеранами войны, чабанами, знатными хлеборобами. Создается большое количество сюжетно-тематических картин, портретов, индустриальных и городских пейзажей.

Они бурно обсуждаются на заседаниях творческой секции, затем экспонируются на многочисленных выставках. Проходят десятки выставок разных уровней. Например, 1976 год – проведение отчетной выставки в Алма-Ате «Художники Караганды за 10 лет»; 110 авторов представили 480 работ. Карагандинская организация становится вторым по значению творческим коллективом в республике.

Такой интенсивный ритм работы сохраняется и в последующие годы. Нужен был иной язык, который заставлял бы зрителя включаться в напряженную работу художника. В поисках нового мастера обратились к прошлому. Язык метафор и символов, рождающий большой круг восприятий, соединяющий человека с мирозданием, был характерен для традиционного сакского, тюркского, казахского искусства.

В нем нашли вдохновение многие художники, самыми заметными из которых стали Мурат Калкабаев, Мажит Байтенов. Другие обратились к полисемичному искусству авангарда. Петр Кишкис, Фания Исламова, Надежда Болюх, Наталья Викторова, Владимир Герцен, Андрей Нода создали группу «Караван» (Карагандинский авангард), экспозиции которой стали своеобразным отражением нового художественного видения. Мажорный тон, эмоциональная наполненность цвета, импрессионистическое письмо – отличительные качества дарования Сергея Щеголихина. Значительное большинство мастеров, отнюдь не избегая новых тенденций, все же сохранили принципы и философию классического искусства. Среди них – Анатолий Билык, Мингиш Абылкасов, Людмила Смирнова, Вениамин Шамшин («Уголь»), Жаубасар Калиев, Алексей Цой. 1989 год отмечен проведением в Караганде Всесоюзной акварельной выставки творческой группы «Караван»; 23 автора представили 198 работ.

В 90-х годах в коллектив вливаются креативные личности: Ерлан Айтуаров, Айбек Бегалин, Игорь Раков, Владимир Проценко, Бейбит Мустафин, Нурлан Дауренбеков, Лязат Шайкежанова, Мадихан Калмаханов, каждый из которых вносит индивидуальное своеобразие в искусство региона.

Осознается признание ценности художественного плюрализма, складываются новые тенденции в искусстве. Наряду с «Караваном» возникают интересные художественно-творческие объединения, в частности «Грааль», «Финдоскоп».

В 2000-х годах наблюдается свежая струя в нашем коллективе; это О. Дроздов, С. Чеченов, Е. Казакова, П. Боженков, К. Балабеков, М. Макеева, Е. Ким, Г. Коломенская, В. Фатьянов, Л. Косова и другие.

Обновленные тенденции характеризуют искусство 2000-х годов. Философские размышления, символизм, метафоричность в движении пластических форм, порождающие многослойность ассоциаций и впечатлений, ощущение себя в центре космического пространства, стремление к познанию самого себя, духовная, нравственная ответственность перед миром и человеком – эти качества во многом являются общими характерными признаками современной художественной реальности. Вместе с тем продолжает развиваться и по-новому осмысливаться направление, связанное с мировоззренческим комплексом культуры кочевников (М. Калмаханов, «Шаман»).

В настоящее время Карагандинская организация Союза художников (с 2011 года – Творческий союз «Союз художников Караганды») – одна из наиболее крупных в республике, объединяющая свыше 60 живописцев, графиков, скульпторов, мастеров монументального и декоративно-прикладного искусства, искусствоведов. Она работает в содружестве с областной организацией Союза архитекторов, внесшей весомый вклад в градостроительство – наиболее важную сферу жизнедеятельности человека.

Весомый вклад в искусствоведение Центрального Казахстана внесли члены Союза художников, искусствоведы Наталья Иванина, Лариса Золотарева, Евгения Гаврилова, Людмила Дараева, а также Гульдана Сафарова. У нас мощное творческое объединение. С 2012 года его неизменным руководителем является Айдархан Сейтмаханович Калмаханов.

Лариса ЗОЛОТАРЕВА,

профессор

искусствоведения,

член Союза художников

Казахстана

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Касым-Жомарт Токаев: «Каждой семье любви и достатка»

Глава государства поздравил казахстанцев с Новым 2025 годом. Он пожелал, чтобы семейный праздник наполнил сердца соотечественников теплом и радостью. «Дорогие соотечественники! От всей души поздравляю...

Жителей Карагандинской области поздравляют с наступающим Новым годом

«Дорогие земляки! Сердечно поздравляем вас с наступающим Новым годом! Этот праздник приносит в каждый дом свет и радость, вдохновляет на новые начинания, наполняет...

Спаянные одной плавкой

В Темиртау состоялся ряд торжественных мероприятий, посвященных 80-летию выпуска первой казахстанской стали – событию, ставшему важной вехой в истории страны и металлургической отрасли. В...

Стол в цветах радуги: советы от карагандинского специалиста по вкусным новогодним блюдам и сервировке

Простившись с Драконом, следующий год мы проведем под покровительством зеленой деревянной Змеи. В восточном календаре эта рептилия символизирует творчество, мудрость и умиротворенность. Иллюстративное фото: colourbox.com В...

В Балхаше прошел семинар классных руководителей

Педагоги делились опытом и презентовали инновационные проекты в воспитании детей. Гостей во Дворце школьников им. Агыбай батыра встречали с музыкой. Лучшие произведения казахских...

Время подводить итоги: уходящий год для Карагандинской области можно назвать непростым, но плодотворным

Произошло множество важных общественных событий, не менее значительными были положительные сдвиги в экономической и социальной сферах, благодаря которым у нас открывались предприятия, развивался малый...

В Балхаше в сквере «Жастар» засияла главная городская елка

Путь к главной сцене напоминал сказку. Навес из ярких гирлянд, светящиеся композиции, снеговик, символ года Змея – все это приковывало внимание горожан. Люди не...