Вот уже несколько лет подряд члены ветеранской организации департамента КНБ по Карагандинской области проводят большую работу по установлению мест захоронения чекистов, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Могилы многих из них незаслуженно забыты и постепенно приходят в запустение. Между тем сотрудники органов национальной безопасности внесли достойный вклад в борьбу с врагом не только непосредственно на полях сражений, но и в тяжелые послевоенные годы.
Мы беседуем с ветераном КГБ-КНБ, полковником в отставке Василием Александровичем Хрустовым, воспоминания которого уже публиковались на страницах «Индустриальной Караганды».
Говоря об участниках Великой Отечественной войны, служивших в шахтерской столице, он говорил: «Хочу отметить, что участники войны заметно выделялись в коллективе: это возраст, сдержанность в эмоциях, жизненный опыт и опыт оперативной работы, скромность и простота в общении. Все это было присуще практически всем им. Хотя я в органы пришел «не с улицы» (имел 4 года учебы в институте, 6 лет работы на производстве, 1 год спецподготовки), мне было чему учиться у фронтовиков: педантичности в вопросах, касающихся делопроизводства, соблюдения режима секретности; глубокому знанию приказов по организации оперативной работы и бескомпромиссности; дотошности, мудрости, умению принимать наиболее разумные решения в сложных жизненных ситуациях».
– Работу по установлению мест захоронений мы начали осенью 2018 года. Толчком послужило то обстоятельство, что несколько лет тому назад моя коллега, пенсионерка, обнаружила на Старо-Михайловском кладбище разграбленное захоронение бывшего начальника УКГБ Козлова Ю.Н., у которого в Караганде и области не осталось никаких родственников. Собрав необходимую сумму, мы, группа пенсионеров, оплатили специализированной фирме работы по облагораживанию захоронения и в последующем ежегодно посещали и посещаем могилу, поддерживая ее в надлежащем состоянии. Многократно бывая на кладбище, я начал присматриваться к захоронениям участников Великой Отечественной войны и увидел, что многие из них находятся в запущенном состоянии, заросли травой и кустарником, с покосившимися памятниками, ржавыми оградками. Вот и возник у меня вопрос: а как выглядят в настоящее время места упокоения наших ветеранов-участников войны? Ведь кого-то похоронили 30 лет тому назад, а последнего в 2013 году. Как оказалось, кроме трех захоронений участников Великой Отечественной, дети которых пошли по стопам своих отцов и работали до пенсии в УКГБ по Карагандинской области, ничего о других могилах мы не знаем, – рассказал он.
Поиск пришлось вести тщательно и дотошно, используя все доступные источники и проявляя свойственную чекистам оперативную смекалку.
– Каких-либо документов о захоронениях не велось. Поэтому пришлось в первую очередь путем опроса наших ветеранов собрать информацию об оставшихся в живых близких родственниках участников Великой Отечественной войны, и уже с их помощью устанавливать названия кладбищ, описание ориентиров, по которым можно найти могилы. К сожалению, этим путем нам удалось установить только 5 захоронений. Основной объем информации по родственникам я получил, работая с городским телефонным справочником, связавшись с более чем сотней абонентов, – пояснил Василий Александрович.
Чаще всего усилия оказывались безрезультатными, однако встречались и счастливые случайности.
– Отталкиваясь от фамилии участника Великой Отечественной войны, обзванивал тех, у кого отчество начиналось с первой буквы имени участника войны, то есть это могли быть сыновья либо дочери. Таким образом нашел 18 человек. Когда результат был нулевой, начинал обзванивать всех абонентов с данной фамилией, полагая, что это могут быть родственники, и установил еще 7 человек. Я кратко представлялся и пояснял, что ищу родственников участников Великой Отечественной войны (называл его фамилию, имя, отчество, год рождения), которые в послевоенные годы работали в УКГБ по Карагандинской области. Чаще слышал отрицательный ответ. Но были и те, кто говорил: «Да, он наш дедушка, участвовал в войне, но мы не знаем даты его рождения, он давно умер, попробуем уточнить у родственников и перезвонить». И действительно не только перезванивали, но и, как большинство людей, с кем пришлось общаться, благодарили нас за усилия в поисках и желали удачи, – отмечает ветеран.
Помощь приходила даже оттуда, откуда ее не ждали.
– По улице Панфилова когда-то проживал участник Великой Отечественной войны капитан Смараков А.Н. В телефонном справочнике с такой фамилией оказался один абонент. На мой звонок женщина ответила, что ранее здесь действительно проживала семья Смараковых, у которых они купили дом, а их сын сейчас проживает в районе политехнического института. Узнав у меня цель поиска, новая хозяйка дома настолько прониклась нашей идеей, что вместе с мужем через знакомых узнала новый адрес сына Смаракова, и я в итоге нашел могилу капитана. Тупиковая ситуация возникла при поиске родственников участника Великой Отечественной войны Федорченко В.Н. Вдруг раздался звонок из России. Женщина, назвав меня по имени, отчеству, сообщила, что является дочерью Василия Никифоровича, проживает с семьей в Балашихе, могила Федорченко находится на Ново-Михайловском кладбище и постоянно ухаживают за ней проживающие в Караганде ее близкая подруга с мужем. Получив от них ориентир по захоронению, я без труда его нашел. У меня возник вопрос: как дочь Федорченко узнала о нашей работе по установлению мест захоронений? Оказалось, что от нашей пенсионерки Грязновой К.В., с которой семья Федорченко В.П. когда-то была соседями по дому, – говорит Василий Александрович.
Он подчеркивает, что к настоящему времени точно установлено, что из 49 участников Великой Отечественной войны после выхода на пенсию в разные годы 10 человек с семьями выехали за пределы Карагандинской области и Казахстана. В отношении 32 участников войны не только установлены кладбища, где они захоронены, но и кто из родственников ухаживает за могилами. По 20 захоронениям составлены схемы их местонахождения.
– Непосредственно советом ветеранов совместно с департаментом КНБ РК по Карагандинской области за последние годы оказано содействие родственникам по приведению в надлежащее состояние мест захоронений участников Великой Отечественной войны Насенкова Г.Н., Чешихина Ю.Н., Федорова Н.Ф., Козлова Ю.Н., Юрко В.И. В целом большинство захоронений находится в хорошем или удовлетворительном состоянии. Вместе с тем в этом юбилейном году, когда мы отмечаем 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, принято решение: на основании собранных материалов провести дополнительное обследование состояния могил участников Великой Отечественной войны и принять практические меры по их облагораживанию. Безусловно, все эти действия будут предприниматься только совместно с родственниками, а если в этом будет необходимость, то с участием внуков, правнуков, – отмечает Василий Александрович.
Он уверен, что данная работа не только будет способствовать сохранению памяти наших соотечественников, проявивших мужество на фронтах Великой Отечественной, но и послужит делу патриотического воспитания молодежи, о важности которого неоднократно говорил Глава государства.
Фархат КИНЖИТАЕВ
Фото Александра МАРЧЕНКО