Становлюсь старше, но краеведческие струны еще радуют незабытыми событиями… Вот нахожу в своем архиве листок из блокнота. На нем – стихотворение «Фанский вальс».
Авторов – 7 человек. Коллективное творчество отсылает в Таджикистан, где в системе Гиссарского и Зеравшанского хребтов Памиро-Алая высится Фанский горный узел. Уверен, что туристы горного закала всегда верны любовной лирике и деловому практицизму.
«Мы с тобой – туристы»
У скалы в палатке мы лежим,
Перед нами Фаны в дымке мглистой,
Вот уже мы третью ночь не спим,
Потому что мы с тобой туристы.
Ночь готовит фазу полусна,
День готовит тяжесть перевала.
А внизу цветущая страна –
Теплота желанного привала.
Там, вдали, ты сладко будешь спать,
Знаю, что не буду тебе сниться,
От любви большой не убежать,
В знаменитых Фанах не укрыться.
Пусть же ветер дует как шальной,
Пусть и высота три тыщи триста.
Связаны мы фанскою мечтой,
Потому что мы с тобой – туристы.
Летом 1963 года известный горовосходитель Караганды Николай Валентинович Пагануцци (1899-1988) организовал новую вылазку туристов в Фанские горы. Собралась группа из семи энтузиастов. Называю их: инженеры Владимир Новиков и Юрий Попов, студенты мединститута Анатолий Терентьев и Люба Прихода, а также Валентин Пилипенко и Валентина Недоконцева. К поездке отнеслись очень серьезно. Туристы отправились в поход на свои сбережения. Были закуплены тушенка и сгущенка, напрокат взяты три палатки и 5 ледорубов. Каждый участник внес по 120 р.
Непростые перевалы
Николай Валентинович скопировал десять экземпляров своей карты Фанских гор, которыми он занимался в течение многих лет.
Через 60 лет включаю хронику памяти, стараюсь понять перезагрузку событий. Итак, Караганда, вокзал железной дороги, жаркий июль. Немного провожатых. Среди них – Володя Кондратьев, турист со стажем. Впереди нас ждали встречи с Ташкентом, Самаркандом, п. Пенджикент и кишлаком Газа. От Газы началась деловая, научная часть похода.
Н.В. Пагануцци ценил Фанские горы за природную красоту. Горы теснились хребтами из скал, и попасть к соседнему изобилию из рек, озер, лесных уголков из душистой арчи было невозможно.
Некоторые перевалы у местных пастухов считались дикими и непроходимыми. Многие туристские бригады из центра России избегали не пройденных маршрутов. На своей карте наш руководитель отмечал перевалы действующие и мало заметные перевалы, требующие первого прохождения. Несколько таких мы прошли. Самый сложный – перевал Ашмут, высота – 4340 метров.
Каждый перевал имел место для регистрации. Обычно это был курганчик из камней. Здесь, как в почтовом ящике, хранились имена туристов и городов, покоривших горную высоту. Так, из Ленинграда был Выборгский клуб туристов из 8 человек, руководитель – Феликс Баринов. Через Пушноват двигались к реке Ахбасой с выходом на перевал Двойной.
Карагандинский шансон
Николая Валентиновича, «фанского человека», знали чабаны, существовали мосты дружбы и годами выверенная платежка за ишаков. Проходили деловые ужины с нашими деликатесами. Однажды ишаков для перевала Пушноват сторговались за рюкзак с узбеком Кодаром.
Последний базовый лагерь разбили на берегу шумливой речки Арг, впадающей в озеро Искандер Куль. Стоянка имела место для костра, каменного стола и кресел на пять человек. Николай Валентинович ранее здесь всегда ставил палатку и принимал туристов как знаток маршрутов по всей территории Фанских гор.
Вот один их таких примеров на 30 июля 1963 года.
Утром нас навестил чабан Расул и без всякой платежки вручил три овечьи туши. Пояснил, что овцы стали жертвой обвала скалы. Наш бабай дал указание выдать пострадавшему энную сумму денег.
А вскоре на нашей территории поставили палатки ленинградцы, и мы подарили им одну тушку.
Вечером встретились у костра. В центре внимания был Николай Валентинович – в прошлом ленинградец, с богатой биографией. Он четко и ясно отвечал на вопросы, много пояснял про карту. Патриота фанских красот поддержала наша группа. Мы исполнили свой карагандинский шансон – «Фанский вальс».
«Захребетникам» привет!»
Утром нам вручили послание «Карагандинцам» в 24 строки.
Фанских гор суровая громада,
Нету в ней ни края, ни конца,
Из Караганды и Ленинграда
Привлекла туристские сердца.
Пусть дороги наши разойдутся,
Для туриста узок белый свет,
Снова встретим группу Пагануцци,
Крикнем: «Захребетникам» привет!»
Поход завершился. Наступили карагандинские будни. Пагануцци оставался верным хранителем фанских красот. Число поклонников его внутреннего обаяния росло и перешагнуло пограничный рубеж. Возраст стремился к 90-летию, но он скончался 2 июля 1988 года. Туристский актив ждал информацию. Тогда я написал некролог на 30 строчек для «Индустриалки». Редактор Э.А. Широкобородов текст одобрил, но потребовал визу обкома партии.
По дороге в обком встретил Веню Чувакова, председателя ДСО «Енбек». Пошли вместе. Нас принял секретарь обкома партии Шугайбек Тулеубекович Токмагамбетов. Он прочитал образец прощания и расписался со словами: «Пагануцци для Караганды был нужным человеком». Материал прошел 12 июля 1988 года.
Туристское братство дорожит
Николай Валентинович Пагануцци был удивительным и неповторимым карагандинцем послевоенной поры. Педагог, он был всегда с юным поколением, приучая молодежь к самостоятельности через такие вот мероприятия. Первая секция туризма была создана им в Карагандинском горном техникуме в 1946 году.
Выросло несколько поколений, ставших известными. Так, Ростислав Владимирович Мерцалов возглавлял институт КНИУИ, а еще ранее – Карагандинский городской клуб туристов. Мне написал: «Дорогой Юра, спасибо тебе за заметку о Фанах-1963. Она напомнила мне о моем первом путешествии в Фанские горы в 1957 году в составе группы КГТ во главе с Н.В. Пагануцци. Мы сняли с пика Энергия (5107 м) записку, оставленную москвичами-исследователями гор, Казаковой, Мухиным и Гусевым в 1937 г. (год нашего с тобой рождения).
Представляешь, сколько было эмоций! Много что можно вспомнить о Фанах, где я был 5 раз, последний раз в 1963 г. Затем были таежные путешествия, Алтай и Телецкое озеро, сплав по реке Абакан на рубленом плоту. Последние лет 20 – автотуризм и загранпоездки (по возможности). Со мной в Фанах были Саша Левин, Юра Гульнев, Олег Сербо, Алан Дашко, Володя Кондратьев, Клава Черепанова, Павел Дорошенко, Ваня Баун, Толик Найман».
Н.В. Пагануцци – первый в Караганде член Географического общества СССР. Он автор книги «Фанские горы и Ягноб», М. 1968. 132 с., которую мне подарил.
Николай Валентинович – первый автор схем Каркаралов и Кента, составленных для турбазы в 1961 году. Как эколог обосновал правила поведения туристов на заповедной территории. Для Пагануцци турист всегда должен быть другом природы.
И все-таки зачем карагандинцам Фанские горы? Почему туристское братство дорожит его именем. В 2000 году на здании по улице Абая, 2, педагогу с неординарной судьбой установлена мемориальная доска. В 2022 году в Караганде издана объемистая книга «Хозяин Фанских гор из Сары-Арки». В нее вошли биография, путевые записки, проза. Автор биографического очерка и редактор-составитель – Алия Укужановна Аупенова, директор НИЦ «Руханият» академии «Болашак». Дизайн обложки – О.В. Пынка. Книга издана при поддержке Б.В. Пагануцци и С.П. Кистанова. Книгу как источник вдохновения мне подарила автор А.У. Аупенова. Честно просмотрел все 512 страниц. Скажу, что работа о туризме и альпинизме фактически и исторически адресована карагандинцам, патриотам своего края.
Юрий ПОПОВ, краевед
1963-2023 гг.
Фото из архива автора