Название одному из крупнейших течений в живописи дала картина, которая была осмеяна критиками. Понять, почему в далеком 1874 году столь кардинально разделились мнения, карагандинцы и гости города смогут, посетив областной музей изобразительного искусства, где проходит выставка «Клод Моне – гений импрессионизма».
Ценители творчества художника при всем своем желании не в состоянии увидеть его бессмертные полотна воочию – для этого нужно обладать целым состоянием. Его работы хранятся во многих музеях мира – это Мармоттан-Море (Франция, Париж), Нельсона-Аткинса (США, Канзас-Сити), Метрополитен (США, Нью-Йорк), Эрмитаж (Россия, Санкт-Петербург), Новая пинакотека (Германия, Мюнхен), Национальная галерея (Австралия, Канберра), и др.
К сожалению, интернет не в состоянии передать красоту картин Клода Мане. Иное дело – репродукции. Представленные в Караганде, они выполнены в технике жакле – это факсимильное воспроизведение подлинника, передающее мельчайшие нюансы цвета и светотени, фактуру мазка, трещинки, появляющиеся в процессе старения (кракелюр).
Свет на кончике кисти
В экспозиции представлено порядка 60 работ. Особое внимание экскурсоводы обращают на небольшой холст, написанный в 1872 году, – «Впечатление. Восходящее солнце». Именно эта работа положила начало течению: впечатление на французском языке – impression. В самом начале термин носил пренебрежительный и даже издевательский, оскорбительный характер.
На картине – старый аванпорт Гавра. По водной глади на фоне доков, мачт, дымящихся труб промышленных предприятий скользит лодка. Оттенки серого, багряного как нельзя лучше передают силу рассветного солнца, каждое мгновение которого прекрасно и неповторимо.
И тут необходимо подчеркнуть, что главными сюжетами Клода Моне были свет и воздух, а главным принципом работы – быстрое изображение увиденного состояния природы на пленэре. Научный сотрудник музея Айгуль Омарова объяснила, что работу на открытом воздухе он поставил во главу угла своего творчества.
– Его волновал сам свет, пронзающий воздух. Импрессионисты стали первыми писать локальными цветами, то есть не размешивая их. Это стало возможным благодаря новым научным открытиям, сделанным в XIX веке, когда было доказано, что свет содержит всю цветовую палитру оттенков, тогда как сам он невидим, – отметила она.
Убедиться в этом можно, познакомившись с работами «Дама в саду Сент-Андресс», «Улица Баволь, Онфлер», «Терраса в Сент-Андрессе», «Лягушатник», «Адольф Моне читает в саду». Чистые цвета, от которых веет утренней прохладой, леностью полудня.
Кстати, о времени. Понимая, как в зависимости от падения солнечных лучей меняются оттенки, он мог бесконечно работать над одним мотивом. В экспозиции представлен портал Руанского собора в солнечную и пасмурную погоду, с эффектом утра. В эту серию в настоящее время входит около 50 полотен. И даже в примитивном стоге сена в зависимости от сезона и времени суток он видел необычное.
Да и в целом Клод Моне смотрел на мир совсем иначе, чем остальные. В буквальном смысле этого слова. Здесь в качестве примера выступают водяные лилии – любимые цветы мастера. На склоне лет он страдал катарактой. В результате двух операций на хрусталик произошло изменение световосприятия – окружающий мир для него было словно освещен ультрафиолетовой лампой. И его последние кувшинки, отметила А. Омарова, были не белыми, как это заложено природой, а голубоватыми, окутанными таинственным сиянием. Так из физического недуга родилась магия цвета, дарящая умиротворение, радость, ощущение тишины и единения с окружающим миром.
Мадина ОСПАНОВА
Фото Александра МАРЧЕНКО