Шекспир, Чехов, Шукшин, Леннон, Цой… Известные исторические личности ожили на полотнах Игоря Баграмова, персональная выставка которого действует в Карагандинском областном музее изобразительного искусства.
«Акварельные портреты» Игоря Баграмова – это еще одна выставка вслед за юбилейной, прошедшей в 2021 году. Талантливый автор работает много и неутомимо, на одном дыхании воплощая в жизнь множество творческих идей.
Игорь Маратович родился в 1961 году в городе Сарани Карагандинской области. Рисовал с раннего детства, потом поступил в Карагандинскую художественную школу №1, которую до сих пор с теплотой вспоминает. В 1981-м окончил Алма-Атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя, в 1986-м – Алма-Атинский государственный театрально-художественный институт, кафедра «Режиссура и сценография». Работал в Театре им. Станиславского художником-постановщиком. Живописец, график, монументалист. В настоящее время работает в Караганде.
Среди его работ – портреты выдающихся личностей мировой истории.
– Акварель – это одна из самых сложнейших техник, – говорит художник. – Если маслом можем перекрыть какие-то ошибки, дописать, то акварелью этого не сделаешь. Моим студентам всегда были интересны именно акварельные портреты – тут необходимо точное попадание. Нужно создать образ за 20-30 минут. К этой выставке я сделал портреты выдающихся людей, всего 50 работ. Каждый портрет интересен, индивидуален, и выделить какой-то один не могу. Все они – мои детища. Цой по-своему, Леннон по-своему. Омар Хайям – это вообще другое. Я отразил в своей серии работ тех людей, которых уважаю. Например, это Бауыржан Момышулы или Януш Корчак, который известен нам по истории Второй мировой войны. Когда его учеников фашисты завели в газовую камеру, он пошел с ними на смерть, до последнего читал детям сказки, чтобы им было не страшно. Еще целая плеяда наших актеров – Шукшин, Зиновий Гердт, Высоцкий… Вот так и рождается выставка. С годами понимаешь: «Спеши делать добро».
На вопрос о творческих планах Игорь Баграмов отвечает, что хочет продолжить реализовывать себя в монументальном искусстве. На его счету – оформление карагандинского парка Победы, памятник героям-чернобыльцам, памятник погибшим шахтерам на шахте «Абайская». В связи с недавней трагедией на шахте им. Костенко специально создал собирательный портрет памяти погибших шахтеров.
В своем творчестве художник тяготеет к условности, декоративности, стилизации форм. Для него важна определенная точность в передаче внешних характеристик ландшафтного мотива в работе над портретами, а также на холсте и бумаге предметного мира. Он стремится к реализму, передаче образа, характера в портретной живописи, выражая в работах свое настроение, насыщает образ определенными эмоциями. И тогда простые мотивы становятся символом красоты мира.
Некоторые из картин уже знакомы и полюбились карагандинскому зрителю. Это «Портрет отца», «Абай», «Портрет художника Абылкасова М.М.», «Портрет женщины-шахтерки». В глазах каждого из них – прожитая жизнь и своя судьба. Галерея портретов пополнилась новыми лицами: известные всем актеры кино, артисты и политические деятели. Они, словно кадры, навевают воспоминания о кинокартинах и прожитых вместе с ними эмоциях.
На открытие пришли студенты, коллеги, друзья Игоря Маратовича и просто неравнодушные к искусству люди, в том числе группа сотрудников полиции.
Выставка продлится до 24 ноября.
Лиэль СТЕПКИНА
Фото Александра МАРЧЕНКО