back to top
30.3 C
Алматы
Воскресенье, 29 июня, 2025
No menu items!
ДомойГлавные новости«Уныние казнит, а юмор лечит…» - в карагандинском театре премьера

«Уныние казнит, а юмор лечит…» — в карагандинском театре премьера

Забористые шутки в лучших традициях венецианского карнавала, остроты «с перчиком» – казалось бы, из далекого прошлого, но бьющие не в бровь, а в глаз нашим современникам… 9 и 10 ноября на сцене Карагандинского драматического театра им. К.С. Станиславского будет представлена премьера легендарной сатирической сказки «Любовь к трем апельсинам», на сдаче которой мы побывали.

В основе сюжета – комедия в двух действиях Леонида Филатова, написанная в 1997 году по мотивам одноименной сказочной пьесы (фьябы) драматурга Карло Гоцци с участием масок итальянской комедии дель арте. Спектакли такого жанра во времена средневековья создавались методом импровизации на основе сценария, содержащего краткий сюжет представления. Герои пьесы – Панталоне, Труффальдино, Тарталья, Бригелла – это кочующие персонажи классической итальянской комедии, которые встречаются в разных произведениях. За века они стали своего рода архетипами комедийного жанра. Насколько сложно было постановщикам перевести архаику этих образов в современность?

– На самом деле никогда такой задачи перед собой режиссер не ставит – как бы осовременить сюжет, – делится режиссер спектакля, художественный руководитель Театра им. К.С. Станиславского Рача Махатаев. – Потому что если ты умышленно будешь это делать, то у тебя ничего не получится. Нужно вникать в автора, и это не самоцель – осовременить. Если ты подключаешься к теме, которая есть у автора, то ты автоматически, хочешь не хочешь, а выйдешь в ощущение того, что это современный живой текст. В нем были чуть-чуть сокращения: заменили пару нецензурных выражений.

Несмотря на то что перевести сюжет в современную плоскость не было самоцелью создателей постановки, на протяжении всего действа мы встречаем совершенно несвойственные эпохе средневековья термины и фразы. На сцене герои и «по фене ботают», и порой довольно крепко выражаются, и даже акимат каким-то образом попал в одну из остроумных реплик.

Сказочный сюжет повествования – на деле острая политическая и социальная сатира, которую можно смело разбирать на цитаты в свете современных событий. Убийственные реплики героев сопровождаются бурным весельем в классическом карнавальном духе. Местами спектакль становится интерактивным. Так, в сцене с праздником убогих и калек гротескные персонажи внезапно возникают в зрительном зале и увлекают публику в свою вакханалию. Здесь в самый раз уместно выразить особый комплимент режиссеру по пластике Анастасии Чистюхиной. Артисты на сцене буквально творят чудеса своими движениями –- будь то неуемные танцы или осмысленные пластические этюды.

Финал пьесы содержит прямое обращение режиссера к зрителям. После бурного веселья, интриг и непростых приключений главных героев публика традиционно ждет счастливого конца – ведь это сказка, пусть и для взрослых. Но главный герой на наших глазах умирает, причем сцена поставлена так, что зрителю остается догадываться – умер ли персонаж этой истории или погиб сам актер, его изображающий. Своими воззваниями режиссер заклинает его воскреснуть, опять же в жанре сатирического памфлета.

И в этом уникальность постановки: грани между игрой и реальностью стираются, а зрителю предстоит выступить в роли цензора многих острых пассажей…

Лиэль СТЕПКИНА

Видео автора

 Фото Александра МАРЧЕНКО

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Казахстанские ученые предлагают сократить популяцию сайгаков в стране на 20%

Министр экологии и природных ресурсов Ерлан Нысанбаев на пресс-конференции в Правительстве сообщил, что из природного ареала обитания возможно изъять порядка 800 тыс. голов. К...

С полным погружением: начал работу языковой лагерь для взрослых

В течение недели можно не только пройти ускоренный курс по изучению государственного языка, но и познакомиться с культурой и традициями казахского народа. Такой приятный бонус...

Все о городе К знает карагандинец

О том, как увлечение может стать делом всей жизни и даже миссией, знает не понаслышке журналист Рушан Бараев. Полистав однажды по служебной надобности архивную...

Каждый — штучный экземпляр

Жанибека Садыканова мы «поймали» на турнире по бильярду. Мешали ему метко орудовать кием. Приставали с расспросами о его должности и профессии. Но он нисколько...

Без раскопок и отключений: в Караганде масштабно обновляют систему водоотведения

Сразу 44 проекта по модернизации инженерных сетей реализуется в этом году в областном центре. Основной акцент сделан на замену канализационных труб, износ которых в...