Духовная модернизация обладает колоссальным мультипликативным эффектом. Известно, что живительные соки тюркской казахской поэтики уберегли душу народа от оледенения в годы войн, репрессий, застоя. И они будут востребованы всегда, пока есть носители древней культуры.
К блестящей плеяде казахских интеллигентов принадлежит Магжан Бекенулы Жумабаев. Сочетая в своем творчестве традиции фольклора, высокий пафос поэзии жырау вместе с веяниями западноевропейской и русской литературы, являясь преемником Абая, он утверждал идеи гуманизма и свободы.
Опередив эпоху
М. Жумабаев родился в 1893 г. в живописном краю – ауле Сартомар, близ облюбованного всевозможной пернатой и водоплавающей живностью прекрасного глубоководного озера Сасыкколь на севере Казахстана (недалеко от нынешнего Петропавловска).
Сегодня этот район носит его имя. Здесь же находится единственный в стране музей Магжана, где хранятся его личные вещи, документы, фотографии. Счастливые, полной романтики детские годы поэта прошли в окружении многочисленных братьев и сестер, рядом с любимой матерью Гульсум.
В 1905-1910 годах Магжан Бекенулы учился в медресе Кызылжара, где до тонкостей освоил арабский, персидский, турецкий языки, познакомился с произведениями Низами, Саади, Навои, Фирдоуси и других замечательных поэтов Востока, фольклором своего народа и других стран.
Осенью 1910-го М. Жумабаев поступил в Уфе в знаменитое в ту пору медресе «Галия», высшее духовное учебное заведение. Здесь он проучился всего около полутора лет и заслужил высшую похвалу своего наставника. Старший преподаватель медресе Галымжан Ибрагимов, ставший не только наставником, но и другом юного поэта, признал: знания Жумабаева глубже, чем предусматривалось программой известного медресе.
Г. Ибрагимов, впоследствии видный татарский писатель, посоветовал Магжану продолжить обучение в учительской семинарии в Омске. Последовав его совету, молодой поэт вернулся в Петропавловск. И здесь встретился с поэтом и педагогом М. Дулатовым. Миржакип, хорошо знавший русский язык и литературу, научил Магжана русскому, познакомил его с шедеврами русской классики.
Магжан Жумабаев увлекся стихосложением с 14 лет. Полноценный сборник его творений под названием «Шолпан» вышел в Казани в 1912 г. в типографии братьев Каримовых и сразу стал сенсацией. Тогда многим, кто интересовался литературой, стало ясно, что в мир поэзии пришел большой талант. Имя 19-летнего Магжана было на слуху. Ни один поэтический вечер не проходил без чтения его стихов. Говорили, что в силу своего редкого дарования юный поэт опережал эпоху.
Интересные факты из биографии
В последние годы в Национальном архиве и Специальном архиве КНБ в рамках полной реабилитации жертв политических репрессий были обнаружены важные документы. В частности, была найдена анкета, заполненная рукой самого Магжана Жумабаева.
Благодаря этому документу удалось уточнить некоторые его биографические факты. В частности, что в 1913-м Магжан поехал в Омск поступать в учительскую семинарию. Здесь он встретился с Сакеном Сейфуллином, познакомился с Григорием Потаниным.
Как указал в своей анкете, он учился в семинарии четыре года, окончив ее с золотой медалью. В переломном 1917 году, согласно документам, политическая жизнь захватила поэта. В Омске он принимал активное участие в создании общества «Бірлік» («Единство»), редактировал его рукописный журнал «Балапан» («Цыпленок»). Тогда же, после Февральской революции, участвует в организации Акмолинского областного съезда казахов. В апреле того же года избирается членом Казахского комитета Акмолинской области. Участвует во Всероссийском съезде мусульман. По решению Первого казахского съезда выдвигается кандидатом в депутаты Всероссийского съезда Советов. Вошел в состав областного комитета «Алаш». На Втором всеказахском съезде был председателем комиссии по вопросам образования.
В 25 лет Жумабаев открывает в Омске курсы казахских учителей, став их первым директором. Потом работает ответственным редактором газеты «Бостандық туы» – «Знамя свободы». В декабре 1918 г. Магжан приезжает в Кокшетау и проводит там собрания, на которых призывает местное население создавать армию «Алаш».
В 1921-м население Казахстана страдало от голода. Жумабаев призывал государственные учреждения помогать людям. Из документов следует, что в Петропавловске и Кокшетау Магжан организовал столовые для голодающих детей. В мае 1922 года на заседании Чрезвычайной комиссии по борьбе с голодом впервые было подчеркнуто тяжелое положение казахских аулов, расположенных в Кокшетауском, Атбасарском и Петропавловском уездах. В связи с этим 11 июня 1922 г. Магжан Бекенулы написал статью в газете «Мир труда», в которой отметил, что голод в казахской степи представляет угрозу для нации в целом.
Осенью 1922-го Турар Рыскулов, председатель Совнаркома Туркестанского края, и Султанбек Ходжанов, секретарь ЦК Туркестана, приглашают Жумабаева в Ташкент старшим преподавателем Казахско-киргизского института просвещения.
Поэт пробыл в Ташкенте с ноября 1922-го по сентябрь 1923 года. В этот период он целиком окунулся в общественную работу. Так, в декабре 1922 г. было организовано культурно-просветительское общество «Талап». В его деятельности наряду с М. Тынышпаевым,
М. Ауэзовым, А. Диваевым энергичное участие принимал
М. Жумабаев. Одновременно с этим поэт активно участвовал в работе учебной комиссии Наркомпроса Туркестанской республики.
Время творческого роста
Если в своей первой книге молодой поэт еще во многом подражает Абаю, то в сборниках, вышедших в 1922 и 1923 годах в Казани и Ташкенте, Магжан предстает эстетом. В них гордый байронический дух сочетается с тонким флером сложных символических произведений.
В конце 1923-го по приглашению народного комиссара просвещения СССР Анатолия Луначарского М. Жумабаев приехал в Москву. Здесь он преподавал восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Заодно учился в Высшем литературно-художественном институте, которым руководил Валерий Брюсов.
Годы, проведенные в Москве, были для Магжана временем творческого роста. В этот период расширился его кругозор. Появились друзья из среды известных русских поэтов и писателей того времени. В 1923-1926 гг. во время учебы и преподавательской деятельности в Москве Магжан успевал переводить на казахский язык Максима Горького, Всеволода Иванова, Александра Блока, стихи и поэмы зарубежных поэтов.
Он доработал ранее им же переведенные произведения Михаила Лермонтова, Дмитрия Мережковского, Константина Бальмонта, многих других именитых литераторов. Кроме этого, сотрудничая с издательством «Восток», М. Жумабаев составлял учебники для казахских школ. Одновременно работал над книгой «Букварь казахского языка для взрослых».
Познавая ширь русской словесности и поэзии, познакомился близко с В. Брюсовым и О. Мандельштамом. Стал сотрудничать в журналах «Сана», «Шолпан». Вечерами вместе с С. Есениным слушал лекции В. Брюсова в Высшем литературном институте.
В 1925 году по аналогии с союзами поэтов Жумабаев решил создать литературное объединение казахских писателей «Алка» («Коллегия»). Живя в Москве, поэт написал манифест «Табалдырық» («Порог»), в котором отразилась единая позиция «Алаш» в сфере творческой деятельности.
В этом манифесте утверждалось, что казахская литература не может существовать в отрыве от насущных проблем казахского народа. Говорилось о том, что она должна отражать философию нации. Весной 1927 г., завершив учебу в Москве, Жумабаев вернулся на родину. В 1927-1929 гг. поэт работает преподавателем в Казахском педагогическом техникуме и Совпартшколе Петропавловска.
Тогда никто не мог предположить, что в дальнейшем последует период мытарств Магжана Жумабаева. Кто же мог подумать или предвидеть, что величайшего поэта мирового уровня, создавшего волшебный мир неповторимых, небывалых до него поэтических образов, мир возвышенный, романтичный, совершенно не похожий на все прежнее и нынешнее в казахской литературе, ждет трагическая судьба – Бутырки, Соловки и расстрел.
Последние стихи
Во второй половине 20-х годов, вопреки решению ВЦИК от 4 апреля 1919 г. об амнистии руководителей партии «Алаш» и правительства Алаш Орды, в Казахстане почти всех представителей старой интеллигенции вынудили отойти от активной общественно-политической деятельности. Дополнительно к этому в конце 20-х годов началась первая волна арестов.
Как свидетельствуют архивные данные, одним из первых арестованных в 1929 г. оказался Магжан Жумабаев. И с этого времени начался новый, трагический этап в жизни великого поэта – борьба за выживание. Последние датированные стихи М.Б. Жумабаева относятся к 1926-1928 годам. Дело в том, что, начиная с конца двадцатых и начала тридцатых годов, поэт перестал творить не по своей воле. Особенно мучительные семь лет каторжной жизни Магжана Бекенулы стали его духовной смертью. Вот как об этом он сам свидетельствовал: «Находясь в лагерях Соловецких и Свирьских в течение семи лет, у меня примерно с 1931 года появилось полное безразличие к своему прошлому».
Как убеждают нас архивные данные, поэту было предъявлено обвинение в организации оппозиционного националистического казахского общества «Алка». Кроме того, Магжан обвинялся в том, что, будучи в Омске, активно помогал организации «Бiрлiк», которая впоследствии примкнула к движению «Алаш».
Естественно, сколь-нибудь значимых доказательств антисоветской деятельности поэта в ходе краткосрочного судебного процесса предъявлено не было. Но это не стало препятствием для его уголовного наказания. Магжан был приговорен к 10 годам лишения свободы и выслан в Соловецкий лагерь особого назначения – печально известный СЛОН.
В 1935 г. Магжан Бекенулы передал письмо из лагеря М. Горькому. Вмешательство столь влиятельного человека и его супруги Е. Пешковой помогло Жумабаеву досрочно освободиться из Свирского лагеря политзаключенных. В 1936-1937 гг. М.Жумабаев – на родине, в Петропавловске. Здесь он работает в школе учителем русского языка и литературы. Однако вскоре он был уволен. Найти же работу ему, имеющему ярлык врага народа, было непросто.
Поэт обратился в Союз писателей Казахстана. В 1937-м Жумабаев по приглашению С. Сейфуллина приехал в Алматы. И в этом городе его настиг новый арест.
Трагической гибели поэта
На поэта поступил донос. Его результатом стал арест 30 декабря 1937 г. Жумабаеву предъявили обвинения в шпионаже. Магжана, знавшего о Японии только то, что это Страна восходящего солнца, вынудили признаться, что он японский шпион.
После такого признания без всякого дальнейшего расследования Магжан Жумабаев, строки бессмертной поэзии которого были для многих святыней, оберегающей живую душу, 19 марта 1938-го был расстрелян.
Ему было всего 45 лет. При этом никаких реальных доказательств связей поэта с японской разведкой собрано не было. Естественно, отсутствовали подобные документы и в архиве. По другой неофициальной версии, Жумабаев умер в Петропавловске в тюрьме, где был забит до смерти.
Говоря о трагической гибели поэта, хотелось бы отметить, что настоящей и единственной виной Магжана Жумабаева была исключительная одаренность, возвышающая его над многими современниками.
Лучше всех это отметил талантливый поэт современного Казахстана Кадыр Мырзалиев: «Нетрудно было все перевернуть, и стихи, полные возвышенных земных чувств, превратить в сладострастие; рожденные любовью к своему народу, – в национализм или, если угодно, в пантюркизм… В 30-е же годы одного пункта, одного вопроса из перечисленных выше было предостаточно, чтобы уничтожить человека».
Между прочим, Магжан пережил своего отца Бекена всего на четыре года. Где же покоится прах гениального казахского поэта, увы, до сих пор неизвестно. Вместе с тем память о нем жива. Образ Магжана Жумабаева бережно чтут на его родине.
Пожалуй, в глубочайшей близости к народному духу заключается феномен необычайной популярности и востребованности поэзии Магжана Бекенулы. В каждой минуте своей жизни, в каждом камешке, поднятом со дна Сасыкколя, в каждом звуке выдающийся поэт чувствовал, ощущал дыхание времени, видел великий вселенский смысл.
(Продолжение следует)
Рашит КАРЕНОВ,
доктор экономических наук,
заслуженный профессор КарУ