В Карагандинском областном музее изобразительного искусства проводятся выставки, организуются встречи, посвященные Году рабочих профессий.
Сотрудники учреждения не просто знакомят подрастающее поколение с профессиями, но и посредством изобразительного искусства формируют уважение к труду, расширяют кругозор и, возможно, вдохновляют молодежь на выбор будущей специальности.
В фондах музея хранятся произведения советских художников, на которых изображены горняки, металлурги, строители и другие представители рабочих профессий.
В XX веке в СССР главенствующим художественным направлением в литературе и искусстве был соцреализм, где производственная тематика была центральной, мастера кисти и зодчие воспевали человека труда. И сейчас эта тема становится актуальной. Почему молодые люди не стремятся идти на заводы и фабрики, а выбирают другие направления, как привлечь их к труду? Это вопросы, требующие серьезного обсуждения. Поэтому сотрудники музея на уроках рассказывают детям о важности труда и демонстрируют картины и скульптуры из его фонда.
Во время Великой Отечественной войны люди проявляли мужество не только на фронте, но и в тылу. Большой вклад в дело Великой Победы внесли и наши земляки. Картина известного карагандинского художника Сейтмахана Калмаханова «Шахтерки Караганды», написанная в технике масляной живописи в 1985 году, демонстрирует нелегкий женский труд. Женщины одеты в теплую рабочую одежду, на голове у них шахтерская каска, платки обмотаны вокруг головы и шеи, чтобы защититься от холода и угольной пыли. Карагандинки держат в руках инструменты, так необходимые в забое, – кирку и лопату. Несмотря на суровое время и непосильный труд, они вместе и поддерживают друг друга. В руках одной из женщин – солдатское письмо-треугольник, весточка с фронта. Рядом с ней стоит подруга, которая разделяет ее тревогу, она держит зажженную шахтерскую лампу, символизирующую свет в темноте и надежду на лучшее. За их усталыми и печальными лицами скрываются внутренняя сила и стойкость. Произведение посвящено трудовому подвигу женщин в годы войны. Это особенно актуально в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Обсуждая с ребятами значимость благородного труда горняков, музейные сотрудники демонстрируют картину художника-фронтовика Владимира Ворохобина «Карагандинский пейзаж», созданную им в 1977 году. Живописец и график известен как автор лирических, индустриальных пейзажей, портретов, полотен военно-патриотической тематики. В. Ворохобин – ветеран Великой Отечественной войны и труда, патриот и почетный житель Сарани. Произведение передает образ Караганды как шахтерского города, его энергетику. На картине изображены поверхностные сооружения шахты, выделяющиеся на фоне величественных терриконов. Здание шахты представлено мастером в светлых тонах. Из труб поднимается дым, указывая на активную работу промышленного объекта. В нижней части полотна видна дорога, по которой едет рабочий автобус. Мягкие пастельные оттенки передают сочетание природы и индустриализации, используются голубые, серые и зеленые тона.
Колоритный портрет Героя Социалистического Труда Башира Нурмагамбетова написан казахстанским художником Раимкулом Есиркеевым в 1967 году. Мастер портретного жанра, Есиркеев был одним из создателей Карагандинской областной организации Союза художников. В фондах областного музея изобразительного искусства хранятся 34 произведения этого талантливого живописца, большинство из них – портреты, выполненные в разные годы его деятельности. На полотне карагандинский горняк Башир Нурмагамбетов изображен в рабочей форме и каске, в одной руке он держит сумку. Световой акцент на лице героя подчеркивает его силу. Мастер кисти стремился передать решительность шахтера и его гордость за свой труд.
С применением золотого и серебряного пигментов художник Андрей Перминов отобразил на холсте визитную карточку Караганды – монумент «Шахтерская слава». Свою работу он назвал «Черное золото». Два горняка держат угольный пласт над головой, символизируя сплоченность.
Музейные уроки, посвященные рабочим профессиям, играют важную роль в образовательном и воспитательном процессе. Они способствуют формированию у детей уважения к труду, развитию профессионального самоопределения и повышению интереса к техническим и производственным специальностям.
Кайрат БЛЯЛОВ
Фото автора