К 120-летию Габидена Мустафина
«На родной земле»
Габиден Мустафин родился в 1902 году в семье кочевника там, где сейчас высятся домны Казахстанской Магнитки – в местечке Сарытобе на берегу реки Нуры, у подножия Жауыр-Тау, в одном из двух саманных домиков в степи (ныне Бухаржырауский район Карагандинской области). С детства рос любознательным и активным. Начальное образование получил у аульного муллы, на Спасском заводе у табельщика выучился русскому языку, в 1916 году учился в заводской русско-казахской школе около двух лет. В юности пас байские стада, с двенадцати лет батрачил у русских кулаков – был пахарем, рабочим, находился в трудовой армии.
Трудовую деятельность начал в родном ауле в 1918-1925 годах на разных должностях в аулсовете. Позже Г. Мустафин с любовью и сыновним трепетом опишет родные места в своем очерке «Туған жерде». Он говорил: «Нет для любого человека ничего милее и ближе, чем край, где он родился и рос свободный, как вольная птица на просторах степей».
С журналистики началось творчество
В 1925 году, не поступив на учебу в тогдашней столице Кызыл-Орде, Г. Мустафин стал работать регистратором в Верховном суде Казахстана, что предопределило его дальнейшую судьбу в творческой сфере. Через его руки проходило множество жалоб, разного рода заявлений, писем, сюжеты которых он использовал в качестве информационных заметок, статей и печатал в газете «Еңбекші қазақ» («Трудящийся казах», позже – «Социалистік Қазақстан»). Постепенно начал писать рассказы, фельетоны, очерки, разоблачающие баев, и этому способствовало чтение жалоб трудящихся в судебные органы.
Творчество воспринимал как идейное оружие в условиях классовой борьбы, именно она была основной темой его рассказов. Первым шагом Габидена Мустафина от газетных заметок и статей к художественной прозе стал рассказ «Сарсен и Мукаш», опубликованный в 1927 году в литературном альманахе «Жыл құсы». Сочиняя рассказы, брал за образцы творческие опыты молодого Сабита Муканова, Сакена Сейфуллина и Беимбета Майлина. Основными темами были тяжелое дореволюционное прошлое народа и новая жизнь после революции.
Первый сборник рассказов, новелл и очерков «Ер Шойын» вышел в 1929 году в Кызыл-Орде, где показана классовая борьба между баями и бедняками, жизнь народа в казахском ауле.
В 1932 году стал работать ответственным секретарем в газете «Пролетариат Караганды» («Қарағанды пролетариаты», позже областная газета «Советская Караганда»), в которой освещал трудовой ритм строящейся столицы угольной промышленности республики.
Когда в Новосибирске открылась газета «Қызыл ту» («Красное знамя») для казахов-переселенцев на казахском языке, его направили туда, где он проработал с 1933-го по 1938 год. Набрался опыта работы и знаний на журналистской стезе, занимался самообразованием, изучал русскую литературу, в частности увлекался творчеством Л.Н. Толстого. Новосибирскую казахскую газету считал своим университетом. Именно там родилась идея создания романа о Караганде.
Позже, в 1938 году, переехав в Алма-Ату, стал работать в редакции журнала «Әдебиет майданы» («Литературный фронт», ныне «Жұлдыз»), с 1940-го по 1948 год был главным редактором.
Шахтерская Караганда в романе
В 30-х годах прошлого столетия будущий писатель приехал в родные края, в Караганду, работал подсобным рабочим, землекопом на шахтах, помощником механика и слесаря, учился в заводской школе и освоил специальности токаря и слесаря, он своими глазами видел примитивные условия разработки угольных шахт – работу кайлами и железными ведрами. Г. Мустафин вспоминал: «Когда я приехал в Караганду, здесь было пять-шесть плохоньких бараков, оставшихся еще от англичан, имелось 30-40 человек рабочих. Начав работу в качестве землекопа, позже я побывал на разных работах, очищал, например, железо от ржавчины и, пройдя несколько этапов, стал, наконец, токарем». Проработал на производстве около двух лет.
Этот опыт пригодился при создании первого индустриального романа в казахской литературе – «Караганда», который стал знаковым в литературном творчестве Габидена Мустафина и заметным явлением в советской литературе. Писатель показал рождение города шахтеров почти на документальной основе с 1929 года до первых механизированных шахт.
Строительство Турксиба, предприятия Джезказгана, Караганды, Карсакпая, Лениногорска, Алтая – в стране активно создавались промышленные производства, и неоценимую роль сыграли русские рабочие, приехавшие в Казахстан для оказания братской помощи в восстановлении и развитии мощного индустриального центра угольной промышленности, в подготовке новых кадров из вчерашних кочевников и батраков. Габиден Мустафин воспевал красоту труда человека, формирование и рост рабочего класса, колхозного строительства в казахской степи.
«Жизнь или смерть» (написан в 1939 году, издан в 1941-м) – первый роман Г. Мустафина, посвященный Карагандинскому угольному бассейну, становлению казахского рабочего класса. Это одно из первых произведений большого жанра, посвященных промышленной теме. «Жизнь или смерть» – первоначальный вариант будущего крупного романа «Караганда». В нем описаны начальный период развития угольной промышленности в Караганде, строительство шахт. Писатель показывает изменения облика промышленной Караганды, принадлежавшей до революции английским капиталистам. Производственный процесс со всеми сложностями и трудностями, который совершался трудовым героизмом рабочих и инженеров, сплоченная дружба между рабочими разных национальностей, учившихся трудовым навыкам друг у друга, братская помощь прибывших рабочих из Донбасса и Кузбасса – все это отражено на страницах романа. Он частями публиковался в журнале «Литература и искусство» и обратил на себя внимание маститого прозаика-романиста Мухтара Ауэзова, который сам позвонил автору, сделав основательный разбор романа, отметив его достоинства и недостатки.
Через двенадцать лет Габиден Мустафин переработал его, дав произведению новое название – «Караганда». Так появился первый индустриальный роман в казахской литературе.
Главными героями являются начальник треста Сергей Петрович Щербаков, приехавший из России, чтобы помочь казахскому народу в создании промышленности, и парторг Мейрам Омаров – у них общие взгляды и устремления. Поначалу робкий, с небольшим жизненным опытом, он при поддержке Щербакова стал идейным вдохновителем рабочих коллективов и впоследствии вырос до секретаря горкома партии.
Академик Мухамеджан Каратаев в статье «Художник современности» писал: «Караганда» – это поэма в прозе о том, как казахи с братской помощью представителей других народов в кратчайшие сроки почти заново создали индустриальный гигант – угольную Караганду. Без романа Г. Мустафина «Караганда» нельзя представить себе историю советской казахской литературы. Этот роман выдвинул его автора в первый ряд художников слова в Казахстане».
Литературный критик Зоя Кедрина отмечала: «Габиден Мустафин описывает биографию Караганды с такой любовью, с какой можно описывать историю своей матери, потому и встает она перед читателем как живой, волнующий и цельный образ». Это большое полотно о рабочем классе принесло Габидену Мустафину всесоюзную известность и было удостоено литературной премии имени Жамбыла. В честь столетия писателя в Караганде одна из улиц была названа его именем и установлен бюст.
Трилогия о становлении нового строя
Произведения «Шиганак» (1945), «Миллионер» (1948), «После бури» (1960) входят в трилогию, в которой описываются строительство и утверждение нового мира после мятежных периодов революции и гражданской войны.
Героями его произведений стали мастера земледелия: известный рисовод Актюбинской области Шиганак Берсиев, который совершил трудовой подвиг в период Великой Отечественной войны, получив рекордный урожай засухоустойчивого проса в безводных степях. Его труд и мастерство, проявленные в трудные военные годы, были оценены народом и деятелями литературы. На его родине в Актобе установлен памятник, в 1945 году Г. Мустафиным создан роман «Шиганак», названный его именем.
Романы «Миллионер», «После бури» – о становлении нового строя в казахской степи. Это и классовая борьба в 20-х годах, грозные годы коллективизации, создание колхозов. Это борьба людей с суровой природой засушливого края. Это люди из народа, и как писал Абдильда Тажибаев: «Героем любого его произведения является народ. Проблемы народной жизни, проблемы века он воплощает в яркие, индивидуализированные образы героев».
Особенно популярным был роман Г. Мустафина «Миллионер», повествующий о борьбе демобилизованного офицера за новый аул. Прообразами некоторых персонажей были люди, живущие на малой родине писателя – в совхозе Туздинском, отделение имени 1 Мая. Впервые опубликованный на казахском языке в 1948 году, он за короткое время неоднократно переиздавался на казахском и русском языках. Роман был переведен на языки многих народов Советского Союза, а также на английский, испанский, китайский (дважды), немецкий, венгерский, польский (дважды), румынский, французский, чешский (дважды), болгарский и другие языки.
Александр Фадеев, глава Союза писателей СССР, выступая в Париже на Конгрессе сторонников защиты мира, сказал: «В литературе казахского народа, который насчитывал в царское время только 1,5 процента грамотных, появляются сейчас замечательные романы. Один из них – роман Мухтара Ауэзова «Абай»… Другой – роман «Миллионер» Габидена Мустафина… В этом романе речь идет о колхозе, полном изобилия продуктов труда. Таких колхозов у нас много, и их называют «миллионерами».
В газете «Правда» была опубликована статья «Чувство нового», в которой роман Г. Мустафина «Миллионер» представлен как «произведение, воспевающее смелое начинание и энергичную борьбу активных колхозников, сумевших воспринять чувство нового». Автор за этот роман был удостоен Государственной премии Казахской ССР.
Темой романа «После бури» (1960) являются 20-е годы прошлого столетия, период советизации казахских аулов, годы раскулачивания середняков, конфискации имущества и скота у баев. Отдельные эпизоды связаны со случаями из частной жизни писателя.
Из драматических произведений, написанных Г. Мустафиным, наиболее объемной является четырехактная пьеса «Беспокойный гость». В годы войны были написаны несколько пьес («Диверсант», «Отмщение» и другие).
Габиден Мустафин написал немало критических литературных статей и воспоминаний, часть которых издал в сборнике статей «Напевы мысли» в 1974 году. В 1978-м издал сборник «Мелодии раздумий», в который вошли его статьи о культуре, языке и литературе. В частности, он делился с читателями своими мыслями и опытом: «Мастерство заключается в умении найти и отобрать нужное слово. Когда я нахожу нужное слово или мудрую мысль, я радуюсь, как скакун, который наткнулся на целый мешок отборного зерна». Задумал он и трилогию мемуарных романов, первым из которых является автобиографическое повествование «Очевидец» (1963) – о жизненном пути самого писателя, выведенного под именем Сарыбала, и представителей старшего поколения.
Путь до писателя-академика
Признанный мастер слова прошел путь от рабочего до писателя-академика. Народный писатель Казахстана (1984), журналист, драматург, член-корреспондент АН Казахстана (1958). Труд его оценен двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции и орденом Отечественной войны II степени, медалями и Почетными грамотами правительства Казахской ССР. Дважды избирался в верховные органы писательской организации Казахстана – был на посту председателя правления Союза писателей Казахстана в 1953-1957, 1961-1964 годах.
Зоя Кедрина писала: «Вышедший из среды сельских и рабочих активистов, сделавший их своими главными героями, а их борьбу за новое – своей новой главной темой, писатель-коммунист всю свою жизнь оставался и сам активистом-новатором».
Насколько серьезно относился писатель к своему творчеству, свидетельствуют его слова: «Как в науке нет прямой столбовой дороги, так нет ее и в художественной литературе. Я прожил немало лет, немало потрудился. Однако каждый раз, приступая к новому произведению, перечеркиваю, переделываю написанное. И оставляю то, над чем сам смеялся, радовался, горевал, плакал. Иначе нельзя. Иначе произведение не будет воздействовать на читателя». Это ценное качество писательского труда подмечает и Герой Социалистического Труда, академик Габит Мусрепов: «Я давно знаю Габидена Мустафина. Он скуп на слова, сдержан в своих суждениях, потому что считает, что прежде чем о чем-то судить, нужно глубоко знать предмет. И в обрисовке героев своих он также немногословен, но скупость эта оборачивается истинной глубиной, потому что каждое слово выстрадано, выношено, взвешено писателем». В оценке творчества Г. Мустафина ему вторит и литературный критик Мухамеджан Каратаев: «Его произведения отличают новаторство тематики и филигранность лексики, что является результатом каторжного труда. Зачастую наличие таланта и труд не являются взаимоисключающими факторами. И поэтому не удивительно, что главенствующим принципом для автора является труд».
Фатима ОРАЗБЕКОВА,
член Союза журналистов РК Фото: bukar-muzei.rka.kz