back to top
Воскресенье, 13 июля, 2025
No menu items!
НовостиКультураПока звучит добро: Какой он, международный язык, на котором можно говорить без...

Пока звучит добро: Какой он, международный язык, на котором можно говорить без перевода

В первое воскресенье июля в Казахстане отмечают День домбры – праздник, который с каждым годом приобретает все большее значение. Это хороший повод культивировать народный древний инструмент и возможность сказать спасибо тем, кто сохраняет, развивает и передает музыкальное наследие страны.

Один из таких музыкантов – Балгабек Смагулов, домбрист, заслуженный деятель культуры, участник оркестра народных инструментов имени Таттимбета с первого дня его основания. Его имя хорошо известно в творческой среде благодаря многолетнему и серьезному труду.

Музыкальное образование Б. Смагулов получил в Алма-Атинской государственной консерватории, которую окончил в 1989 году по специальности «Домбра». Годом раньше он стал участником нового оркестра, созданного в Караганде, и с тех пор не разлучался с инструментом.

– Я пришел в оркестр молодым специалистом. Тогда все только начиналось. Сегодня рад, что стал частью этого пути, – говорит домбрист.

В коллективе его уважают за стабильность, надежность, аккуратность в работе и доброе отношение к коллегам. Он никогда не стремился выйти на первый план, но коллеги знают, что все сделает уверенно, четко, профессионально. Музыкант работает в том числе с группой домбра-тенор, где важно не только звучание, но и точная ансамблевая сыгранность.

Б. Смагулов не ограничивается известными произведениями, в его репертуаре встречаются и редко исполняемые кюи Байжигита, Кыздарбека, Еспая. Их исполнение требует особого подхода, тонкого понимания стиля и исторического контекста.

– Каждый кюй – не просто мелодия, а целая история. Иногда сдержанная, порой очень личная. Нужно уметь не только сыграть, но и передать характер, настроение музыки, – делится он.

В 2012 году исполнил на домбре обработку произведения Паганини «Венецианский карнавал» в дуэте с автором транскрипции Александром Цыганковым на всероссийском конкурсе в Омске. Это выступление стало примером того, как народный инструмент может звучать в классической традиции. В 1990 году стал лауреатом ІІ Республиканского конкурса имени Курмангазы.

– Домбра может многое. Главное – как ты с ней работаешь. Музыка – это всегда разговор, только не словами, – объясняет Балгабек Смагулов.

В оркестре музыкант точно следует требованиям дирижера, всегда интонирует, уважительно относится к общей партитуре. Это важно, так как он один из тех, кто обеспечивает прочную основу в звучании коллектива. Помимо оркестра, Балгабек играет в ансамбле «Бесторе», занимается аранжировками, подбирает репертуар, работает над тем, чтобы традиционная музыка звучала современно и убедительно.

– Когда играешь в ансамбле, важно слышать не только себя. Нужно слаженно работать в команде. Без этого не получится настоящее звучание, – считает он.

Вместе с оркестром карагандинский музыкант представлял Казахстан в Чехословакии, США, Иране, Ираке, Иордании, России. Совместно с фольклорно-хореографическим ансамблем «Аққу» участвовал в фестивалях в Южной Корее, Турции, Швейцарии и Швеции. На этих гастролях особенно чувствуется значение народной музыки в качестве мостика между культурами.

– Когда в другой стране звучит домбра – это несравнимое чувство. Люди не понимают слов, но погружаются в эту энергию. Это, наверное, и есть сила великой музыки, – говорит Б. Смагулов.

За вклад в культуру он удостоен нагрудного знака «Мәдениет қайраткері» Министерства культуры и информации РК, грамот акима области и медали «Ерен еңбегі үшін».

Домбра остается неотъемлемой частью казахской культуры. Она не просто звучит, а соединяет поколения, напоминает о корнях, учит слушать не спеша.

«Пока звучит домбра, жива связь с теми, кто был до нас. Она не только искусство, но и память. Искреннее уважение к предкам. Международный язык, на котором можно говорить без перевода», – убежден музыкант.

Его творчество – подтверждение тому, что настоящий профессионализм не всегда требует громких слов. Иногда достаточно просто сыграть так, чтобы запомнилось и захотелось снова услышать.

 

Қайныш БҰХАРБАЙ

Фото из личного архива

Балгабека СМАГУЛОВА

Похожие статьи

«Степь везде и всюду остается со мной»…

К 100-летию классика казахстанской живописи Молдахмета Сыздыковича Кенбаева (1925-1993). Молдахмет Кенбаев – заслуженный деятель искусств (1963), народный художник Казахской ССР (1985), имеет многочисленные...

Тонна грации: в Карагандинском зоопарке новое и редкое пополнение

В областной центр из Канады прибыли три молодых североамериканских бизона – самец по кличке Марс и две самки Венера и Майя. Все они родились...

Послание потомкам: в Карагандинском музее ИЗО состоялась презентация книги

Экспозиция памяти «Сквозь войну – ради жизни», посвященной 100-летию участника Великой Отечественной войны Николая Артемовича Крайнова. Автором издания выступила внучка фронтовика Анастасия Габун. Познакомиться...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь