back to top
27.7 C
Алматы
Суббота, 14 июня, 2025
No menu items!
ДомойНовостиКультураОтраженное солнце

Отраженное солнце

В редакции газеты «Индустриальная Караганда» долгие годы работал Леонид Гаврилович Серженко. Он был художником-ретушером отдела фотоматериалов.

И еще мужем знаменитой Ипатовой, которую весь город знал как создательницу карагандинского балета. О роли этой творческой семьи в судьбе своих детей (ученики и последователи Ипатовой с годами становились самыми близкими для них людьми) вы узнаете из этой истории.

Для этого перелистаем страницы «Истории карагандинского балета» – книги автора-составителя Галины Полищук, которая давно ждет издания и полна интересных воспоминаний о карагандинцах, создававших историю своего города.

Когда-то для Гали Мухиной, выросшей в детдоме, Ипатова и ее дом стали родными. Эта быстрая, хваткая девушка с точеной фигуркой, вздернутым носиком и светлыми кудряшками была самой веселой в балете – в ней был запал хорошего настроения, выдаваемого даже невпопад. А привязанность к Ипатовой граничила с ревностью.

Будущий балетный театр Дворца культуры горняков начинался с танцевального коллектива. Самая веселая девушка в нем – Галя Мухина – солировала в русском танце. Через несколько лет они уже стали балетным театром. Юмор, гротеск в номере «Сплетницы», все актерские задатки исполнителей расцветали в импровизации. На сцене она провела целый балетный век – без малого двадцать лет. Участвовала во всех балетных премьерах, во всех гастролях и сотнях концертов. И числилась уже среди ветеранов балета, а им, как было заведено в коллективе, полагался портрет в фотогалерее над зеркалами в балетном зале.

В доме у Серженко и Ипатовой всегда было много картин и картинок, но Леонид Гаврилович как-то свои опыты в технике монотипии не оставлял на виду, все больше подаренные работы карагандинских друзей-художников висели на стенах – Павла Реченского, Юрия Антоненко. Вот и сын Галины Мухиной, Володя, через несколько лет подарит этому теплому дому свою картину «Кириллов. Собор Рождества Христова».

А история началась обычно. Как и все, она привела своего маленького сына в студию к Ипатовой, поставила к балетному станку рядом с Васей Мудровым, тоже сыном артистов театра балета, – пожалуй, никто из детей балетных не миновал сей чаши. Но как-то Леонид Гаврилович, увидев первые детские рисунки мальчика, сказал, как никогда, категорично: «Ну нет, нечего ему делать в балете – он будет художником».

Так и случилось. Мальчик поступил в Карагандинскую детскую художественную школу, где учился у В.Н. Малышева, а затем – в Пензенское художественное училище им. К. Савицкого – одно из старейших в России с ярко выраженной традицией художественного реализма. Но это не лишило мировое искусство самобытности авангардиста А. Лентулова и конструктивизма В. Татлина, которые вышли из этих стен. Развивать таланты здесь умели с ХIX века. И вот в доме Ипатовой и Серженко появилась картина с надписью: «Дорогим Валентине Филипповне и Леониду Гавриловичу в день золотой свадьбы от В. Мухина, сентябрь 1989 г.» Ему было тогда восемнадцать.

«Старик» – с этой работой-портретом своего «крестного отца» Леонида Серженко юный Владимир Мухин дебютировал на выставках живописи как профессионал. Позже он поступит в Академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в Москве. Это были годы поисков своего пути в искусстве, они прошли через исследование всех известных и дотоле неведомых техник. Восторженное увлечение французским импрессионизмом, русской жанровой живописью, яркими монументальными историческими сюжетами, увиденными глазами мэтра, Ильи Глазунова…

Все, через что обычно проходят студенты в поисках своего языка, способа выражения себя. Для Володи это был поиск индивидуальной техники передачи солнечного, радостного мироощущения, которое он впитал с ярким карагандинским солнцем, счастливым смехом мамы и первыми радостными детскими впечатлениями. А когда все найденное совершенно гармонично слилось в его работах, и он, познав первый очень эмоциональный успех у зрителей, наконец, услышал то, чего всегда ждут люди искусства, – аргументированной серьезной оценки специалистов.

Искусствовед Светлана Загорская, ведущий специалист Государственного музея изобразительного искусства в Москве, отметила, что Мухин на сегодняшний день представляет уникальное явление на небосклоне современного искусства, прежде всего потому, что с ним он, кажется, не имеет ничего общего.

«Он яркий и последовательный представитель арт-модерна, – считает С. Загорская. – Мухин – хранитель традиций, его инструментарий прост и естественен для живописца: холст, палитра, кисти, мастихин, уголь, пастель. Все его работы могут быть повешены в музее – они выдерживают соседство с классической живописью».

Так к Владимиру Мухину пришло признание. И его солнечные красочные работы появились в каталогах престижных выставок. И в экспозициях музеев, права оказалась искусствовед. Вы и сами можете в этом убедиться.

Одну из яхт, знаменитую «Палладу», Владимиру Мухину довелось украшать интерьерными картинами на сюжеты истории Петра I. Природа, animal – отдельная тема. Часто появляются в его картинах кони, летящие по степи, собаки – доги и болонки, пушистые кошки… Но, конечно, главное – люди. Их взгляд на мир. Художник сам сохранил детский восторг и любопытство и потому так свободно отражает мир детства в своих работах. Ершистые и смущенные мальчики, милые в своем очаровании девочки…

Балетные впечатления не раз проявлялись на его мольберте в картинах и этюдах самой разной техники. Вряд ли кто-то в карагандинском балете предполагал, что из наших «балетных» детей вырастет такое неожиданное творческое продолжение. Все они, выросшие за кулисами и засыпавшие под звуки оркестра, все без исключения любят музыку, театр, бросают все и бегут на концерты редких балетных гастролеров. Похоже, Володя Мухин сгенерировал многое, чем обогащал Караганду талант Ипатовой, Изостудия Павла Фризена и его учеников, многих других подвижников искусства, в атмосфере которых он рос и потому способен отдавать свой талант также неистово и щедро. А его женские образы даже в жанровых сюжетах наделены грацией балерин.

Дождливая погода – не повод для грусти. В его работах часто наоборот. С улыбкой смотрят зрители на этот тарантас на мокрой дороге. И восторгаются игрой света, пронизывающей волшебным свечением его живописные фантазии с аурой пейзажей то ли Ван-Гога, то ли Клода Моне. Похоже, он намеренно строит эти ассоциации.

Ренуаровские мотивы в женских портретах стали отправной точкой для портретной галереи его живописи. Перекличка с шедеврами художников прошлого – своего рода игра, он дразнит и притягивает зрителя, однако мощная нота современности в этих портретах делает их автора проводником собственной портретной традиции. И эти работы стали началом огромной популярности его женских портретов. Мужчины здесь тоже присутствуют, но где-то позади, часто у самой рамы, по-балетному галантно уступая авансцену им, восхищаясь вместе со зрителями изяществом и совершенством героинь портрета.

Театрально-будуарная тема – это же опасно, на грани китча, воскликнут многие, но посмотрите, как вызывающе легко Мухин обходит эту опасность смелостью света и цвета, даря лучезарное настроение зрителю, приглашая разделить восхищение художника женщиной.

Женские портреты Владимира Мухина изысканны и праздничны. Модели не всегда красавицы, но свет, цвет и естественность в простых, таких узнаваемых, словно снятых с рекламных постеров темах, делают их неотразимыми. Игра с освещением, драпировками, интерьерными деталями наполняет настроением жанровые сюжеты. И вот уже перед нами сегодняшняя дама с собачкой, вновь ставшая повседневной приметой городского быта. Портреты часто сюжетны и выстроены по всем законам режиссуры театра ли, кино – планы, освещение, взаимодействие персонажей. Но этот утонченный романтизм, изысканная палитра, пропускающая воздух… Удивительное спокойствие, погружение в особое настроение тихой радости передают эти женские портреты. И даже когда модель смотрит прямо «в камеру» – это не статика. Пластика, поворот головы и незавершенное движение ткани на полотне передают течение жизни. Декоративные ореолы вокруг лица то статичны, то приходят в движение, а во взгляде всегда – волнение ожидания. А простой, вроде милый сюжет-зарисовку в парке фантазия художника превращает в свой парафраз на тему «Золотой Адели» Климта. Дерзко, но какая сила убеждения и неоспоримая способность внести свои штрихи в эстетику летящего времени.

Сегодня работы Владимира Мухина выставляются в галерее Союза художников на Крымском валу в Москве, приобретены для постоянных экспозиций несколькими зарубежными галереями и явно привлекают частных коллекционеров. Он востребован как портретист и много работает по заказам. Отсюда и невероятно обширный набор техник.

Караганду вспоминает. Не так давно интересовался у друга детства Васи Мудрова о судьбе работ своего «крестного отца» в искусстве Леонида Серженко и его архива. Архив Ипатовой-Серженко в Караганде в сохранности – был ответ. Он и послужил каркасом большой монографии «История карагандинского балета», некоторые фотографии из которой впервые публикуются в этом материале

Галина ПОЛИЩУК

Фото из личного архива

Валентины Ипатовой

и с сайтов:
https://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/113-xudozhnik-vladimir-muxin.html,

https://usenkomaxim.ru/2012/09/02/vladimir-muhin-zhenskiy-portret-v-zhivopisi/

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Грант, как отправная точка

Молодые жительницы Кокпектинского сельского округа осенью прошлого года стали обладательницами грантов акима Бухар-Жырауского района. Одна из них занялась выращиванием овощей в теплице, а...

В Балхаше применяют новые технологии в озеленении

Одна из таких – гидропосев газона. Это внедрение семян в почву путем распыления водной эмульсии по участку. В состав смеси входят семена газонной травы, мульча,...

Главный показатель — отсутствие жалоб: как в Шахтинске идет подготовка к отопительному сезону

Масштабные проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры Депутаты Карагандинского областного маслихата во главе с председателем Нуркеном Кобжановым ознакомились с ходом подготовки к отопительному сезону в Шахтинске...

Благотворительность как социальная норма

Почти 17 с половиной миллиардов тенге получили жители Карагандинской области от общественного фонда «Қазақстан халқына» за минувшие два года для решения проблем в сфере...

Свежий номер за 14 июня

Скачать файл