back to top
Среда, 25 декабря, 2024
No menu items!
Главные новостиНи сломить, ни приручить: каков он, национальный код тюрков?

Ни сломить, ни приручить: каков он, национальный код тюрков?

«Свадьба волков» – брачный период у серого хищника – наступает в феврале. В это время необъятные просторы казахских степей накрывают лютые бураны, которые скрывают нежность свирепого хищника.

Главный тотем – волк

Волк как предмет религиозного культа издавна присутствовал на тюркских знаменах, а китайцы тюрков именовали волками. Перед боем тюркские воины во время атаки имитировали звериный вой, что приводило противника в ужас. Благодаря этому они быстро добивались победы.

– Издревле у тюркских народов и у нас, казахов, главным тотемом являлся волк. Наши предки в те далекие времена приносили в жертву этого хищника. До наших дней эту традицию сохранили и чуваши. Впоследствии волка сменили на овцу и козу, – рассказывает о содержании своей книги «Тәңірқұт» известный журналист, писатель и этнограф Торехан Майбас. – При написании книги я опирался на информацию, которую с юных лет собирал по рассказам стариков, хорошо помнивших традиции и предания нашего народа.

Как утверждали аксакалы, самку волка называли «Ашина» (монголы именовали ее «Шоно»). Казахи до сих пор используют слово «Шулан», имея в виду волчицу. «Так, мифологическая Ашина считается прародителем и символом свободы тюркского народа. Казахи тоже считают себя потомками волков. Так нам говорили наши предки, и теперь мы говорим это своим детям», – пишет Т. Майбас. Предания о небесном волке, волчице-прародительнице и волке-предке имеют глубокие исторические корни. Многие авторы, ссылаясь на китайскую летопись VII века, сообщают, что тюрки-тугю произошли от волчицы: однажды враги истребили целое племя, в живых остался только десятилетний мальчик. Его спасла от голодной смерти серая хищница, приносившая ему мясо.

Когда мальчик подрос, волчица родила от него десять сыновей, ставших впоследствии родоначальниками десяти тюркских родов. В их числе была и Ашина, легендарный предок знаменитого в тюрко-монгольском мире одноименного рода, с которым были связаны родословные ханских династий голубых тюрков, караханидов, хазар, монголов, в том числе и чингизидов. Также волчица выступает как прародительница в чувашских легендах. Мотив брачного союза юноши и волчицы развивается и в казахской сказке «Джигит и волчица».

Как там в преданиях

А другой род древних тюрков – гао-гюйцы – считал, что их предком является волк. В предании, включенном в китайскую хронику, говорится, что у хуннского хана (шаньюя) родились две дочери необычайной красоты, которых он хотел отдать Небу. Для этого он поселил девочек в необитаемом месте в высоком доме в виде башни. Спустя четыре года под башней вырыл нору старый волк: он стал днем и ночью охранять жилище сестер, издавая вой. Младшая сестра, считая приход волка добрым предзнаменованием, сошла вниз, несмотря на протесты старшей сестры. Она вышла замуж за серого и родила сына. Потомство от них размножалось и со временем составило целое государство.

Племена, считавшие своим прародителем хищника, были и у древних монголов. Отцом монгольского племени берсит, по преданиям, был волк, матерью – маралуха, которые жили в лесу возле озера. От них родился сын, родоначальник берситов. Начало рода, к которому принадлежал Чингис-хан, положили Борте-чино (сивый волк) и Хо Марал (каурая лань).

С этими легендами перекликается древнетюркский обычай, согласно которому люди, желая узнать пол новорожденного, спрашивали: «Родился волк или лисица?» Первый был символом мужского начала. Этот обычай интересен тем, что в нем проступает идея о возможности разрешения роженицы волчонком или лисенком.

Мотив «волчица-кормилица и воспитательница» – устойчивый элемент в древнетюркской мифологии. В алтайском сказании «Ак тайчи» белый волк, спасая новорожденного ребенка от хозяина потустороннего мира Эрлика, уносит его в пещеру и кормит молоком диких маралух. В кыргызском предании говорится, что родители во время перекочевки оставили на стоянке мальчика-калеку. Ребенка вскормила своим молоком волчица. В мифах чувашей волчица представляется не только как кормилица и воспитательница, но и как прародительница их первопредка.

Высший символ свободы

Бурятское племя эхирит считает своим предком мальчика Чоно, выкормленного серыми хищниками, потому они получили название чонорудских бурят. С подобными сюжетами перекликается осетинское предание о том, что нарт Сауайя был вскормлен волчьим молоком, а Сослан закален в нем.

Таким образом, мифология евразийских народов практически переплетается – подобные сюжеты прослеживаются в том числе у башкир и татар. Волк фигурирует как их прародитель и покровитель, выступает в роли тотемного животного. Сакральная сущность волка отчетливо проступает в преданиях как животное-путеводитель. Юго-восточные башкиры (усергане, тангауры и бурзяне) в преданиях связывают свое прежнее местопребывание с нижним течением Сырдарьи и Северным Приаральем.

В легендах говорится, что однажды во время кочевки башкиры заблудились. Им помог волк: идя впереди и указывая путь, он вывел людей из песчаных пустынь. Благодаря ему башкиры нашли новую родину – у Уральских гор.

– Волк – это в первую очередь высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности и бесстрашия. В любой схватке хищник борется до победы или до смерти. Не подбирает падаль, а значит, это и символ чистоты. Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У этих животных не существует такого порока, как прелюбодеяние. Он – символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит со своей стороны, чтобы обидеть более слабого. И в те далекие времена наш народ жил с волками в мире и старался жить, следуя правилам их образа жизни, – продолжает Торехан Майбас.

Стать неуязвимым

Образ жизни хвостатых хищников тоже имеет свои особенности. Семью создает волчица, она выбирает сильного самца, способного обеспечить ее будущее потомство пропитанием. Это моногамные животные, они образуют постоянные пары до гибели одного из них, живут стаей. Пары у волков часто сохраняются на всю жизнь, и гон у них проходит тихо и мирно. Шумные волчьи «свадьбы» с жестокими побоищами случаются довольно редко – в основном когда молодая или овдовевшая волчица выбирает себе спутника.

Отражение культа волка наблюдается в некоторых обрядах и обычаях тюркских народов. Из-за частой смертности детей в раннем возрасте новорожденным для защиты давали «волчьи» имена: Шона, Акборе, Буребай, Байбуре, Бурехан или Кашкар.

Обращение в различных обстоятельствах к образу волка, его отдельным частям и изображениям является исключительно тюркской традицией. Так, казахи выставляли голову хищника перед стойбищем, чтобы сберечь овец. Согласно старинному чувашскому обряду, при основании деревни зарывали это же животное. Обычай закапывания волчьего черепа под различные строения бытовал еще у волжских булгар.

Магические свойства приписывали изображениям зубастого скифы и родственные им савромато-сарматские племена. По мнению археологов, многочисленные изображения волков на женских украшениях, оружии и конском снаряжении у кочевников Евразии имели утилитарное значение – они должны были оберегать женщин, делать воина и его боевого коня неуязвимыми.

Вдохновение тюркских нaродов

В древнетюркском языке волка называли «корт». В современных тюркских языках этот зооним сохранился в уйгурском, туркменском и турецком языках. Казахи, узбеки, кыргызы, каракалпаки и чуваши называют волка – каскыр (каскар, кашкар), у остальных тюркских и монгольских народов бытуют варианты слова – буре, бори, бёрю.

Культ волкa, сильного, свободолюбивого зверя, которого нельзя ни сломить, ни приручить, вдохновлял многие поколения тюркских нaродов. Обрaз небесного волкa проходит через всю кaнву повествовaния древнего пaмятникa письменности наших предков. Этот тотем в отечественной литерaтуре прежде не был предметом специaльного исследовaния, но сейчас ему уделяется определенное внимaние в трудах, рaссмaтривaющих трaдиционную культуру кaзaхов. Впрочем, изучение этого вопросa в кaзaхской литерaтуре носит фрaгментaрный или узкоспециaлизировaнный хaрaктер. С возникновением новых нaучных методов изучения богaтый фольклорный и мифоэпический мaтериaл кaзaхской трaдиционной культуры, кaсaющийся символики волкa, еще ждет своих более глубоких исследований.

«В контексте шаманской натурфилософии кочевников Центральной Азии можно сделать следующие выводы: волк (шире – волчица) представляет собой едва ли не основной элемент древнетюркской Модели мира, выступая в качестве прародителей и главного родового тотема. В отличие от оседлого кочевой мир воспринимает образ волка преимущественно как предка и защитника, при этом не лишая его естественного звериного облика и повадок: волк силен, благороден, чист, не жесток, но беспощаден, как сама судьба.

Волк/волчица персонифицируют Северо-Восток как наиболее сакральное направление, символизируя мир предков. В культуре тюркоязычных народов образ волка не только сохранился, но усиленно развивается и актуализируется через самые разнообразные формы – от художественного творчества до возведения в своеобразный национальный бренд, позиционирующийся на государственном уровне (возрождение национальных игр, логотипы, фирменные знаки и т.д.» – Мадина СУЛТАНОВА, ведущий научный сотрудник КазНИИК.

Образ хищника в мифологии

«Ұлы, как считают исследователи, это табуированное имя волчицы или волка – Великого Воющего. В древности священные символы защищались тем, что их наименование передавали в переносном значении, понятном только носителям конкретной культуры. У казахов еще жива такая традиция иносказаний – астарлы сөз. Например, имена эпических героинь – спутниц героев Құртқа, Аққұртқа, Гүлбаршын – на самом деле содержат в себе скрытое имя волчицы. Образ хищника – один из кодов всаднической культуры тюрков. В мифологии казахов присутствует также сюжет о небесном волке – «көк бөрі»» – Зубайда СУРАГАНОВА, к.и.н., ведущий научный сотрудник Института истории государства МНВО РК.

«Волчий тотем до сих пор присутствует у современных казахов. Мой дед говорил, что не стоит обижаться на волков за то, что они наносят урон скотине, особенно лошадям. Он утверждал, что эти животные имеют права на определенную свою долю: «Қасқыр өзінікін жейді». Это скорее исходит из древних поверий о тотемности волка и уважения к нему. Казахи до сих пор вешают шкуру хищника на почетное место дома, охотник, взявший волка, пользуется уважением.

До сих пор волчья желчь, гортань, когти имеют лечебную ценность в народной медицине. Мой друг, венгерский ученый, большой знаток тюркской истории Андреаш Биро рассказал интересную историю про слово «бөрі». У мадьяр оно означает растительность на теле или руке человека, а көк бөрі – это, соответственно, хищник, покрытый синей шерстью. Это доказывает нашу связь с мадьярами через волчий тотем. Казахи, восхищающиеся смелостью и силой мужчины, говорят: «Мынау таза касқыр»» – Тулкибай ТУЛЕУОВ, руководитель Центра по сохранению историко-культурного наследия.

«Опираясь на распространенный у тюркских народов обычай устраивать конное состязание – кокпар, детские состязательные игры и обычай баранты (барымты), исследователи пришли к выводу о существовании у древних тюрков «волчьих» мужских союзов, аналогичных воинственным союзам у индоевропейских народов. Не случайно у древних тюрков на знаменах или штандартах изображалась волчья голова» – Любовь ЕРМОЛЕНКО, доктор исторических наук, доцент.

Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ

Иллюстрация создана с помощью неросети midjo

Похожие статьи

В Карагандинской области после Нового года начнут проверять готовность сел к паводкам

Как в регионе проводится подготовка к встрече вешних вод, рассказали акиму области Ермаганбету Булекпаеву во время онлайн-совещания. В этом году по плану инженерных работ...

В рамках нацпроекта на селе построено и сдано в эксплуатацию 263 медицинских объекта

В рамках Национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения» в 2024 году завершено и сдано в эксплуатацию 263 объекта первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Об этом сообщает...

Увеличить подготовку кадров по заявкам работодателей планируют в Карагандинской области

Для удовлетворения рынка труда в регионе стараются использовать все возможности. По заявкам работодателей ведется обучение на краткосрочных профессиональных курсах. В колледжах развивают дуальное обучение...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь