Задумывались ли вы когда-нибудь о пчелах? О том, как же люди и пчелы на самом деле похожи? Этот странный вопрос настигает во время просмотра новой постановки Карагандинского областного академического театра им. С. Сейфуллина. Здесь, 23 февраля, с успехом прошла премьера спектакля «Атау-Кере» по мотивам повести Оралхана Бокея. «Атау-кере» с казахского языка переводится как «предсмертный напиток», то есть тот самый пресловутый стакан воды перед кончиной.
Есть у повести есть второе название – «Қауыпты будан», что в переводе означает «Опасный гибрид». Эта небольшая ремарка важна для понимания представления. Режиссер-постановщик Айдын Салбанов особое внимание уделил вопросам морали и гуманности общества.
Ценности и противоречия
Правильны ли те ценности, которые так отчаянно навязывают нам остальные? На верном ли пути человек? Повесть «Атау-Кере» раскрывает ту самую противоречивость человеческой натуры. Поднимает вопросы, связанные с духовностью людей и их взаимоотношениями. Это роман о нравственной природе человека, стремлении делать добро.
По словам Айдына Салбанова, это и стало причиной выбора повести Оралхана Бокея для своей новой постановки. Написание сценария и планирование самого спектакля заняло у режиссера больше года.
Разность характеров
В постановке фигурируют пять основных персонажей: Ерик – метис, что можно соотнести со вторым названием повести. Его отец казах, в самой постановке упоминается как Қандаур. Он героически пал на войне. Мама, Нюра Фадеевна, голубоглазая русская женщина, которая в молодости сбежала из дома, чтобы выйти замуж за казаха. Ерик выступает в спектакле как главный антагонист. Вобрал в себе все темные человеческие качества. Он завистлив, жаден, ненасытен. Именно в этом персонаже автор показывает, насколько может прогнить человеческая натура в погоне за богатством. Ерик желает заработать как можно больше денег, его единственное увлечение – охота. Также он влюбляется в воображаемую девушку. Ни в повести, ни в постановке имя этой мифической возлюбленной не упоминается. Ерик занимается разведением опасных гибридных пчел из Америки. Он добывает их мед, а после продает его. Никто, кроме него, не знает об опасности пчел-убийц. Ведь один укус кровожадной пчелы приводит к летальному исходу.
Актер, играющий Ерика, Бауржан Нурмаганбетов, несомненно, мастерски передал его агрессивную и переменчивую натуру. Сцены с ним были особенно напряженными и держали зрителя под постоянным накалом.
Второй персонаж – Таган, которого сыграл Айдос Нурмагамбетов, наглядно показывает, что с человеком может сделать вредная зависимость. В молодости он был завидным женихом с блестящим будущим. Окончил хороший университет, женился и родился ребенок. Но злой рок под названием алкоголь отнял все прелести жизни Тагана. В момент повествования он выглядит как жалкий и грязный бездомный. Этот персонаж выступает как отчаянный крик души автора. Крик о боли за Родину и людей: почему мы стали такими жестокими? Откуда столько жадности? Все эти вопросы задает автор зрителям через Тагана.
Айна – жена Ерика. Персонаж, который запомнился меньше всего в повести, но удивил в постановке. Лишь наблюдая за ней на сцене, проникаешься состраданием и женской солидарностью. Выступает в постановке тихой, скромной женщиной с добрым сердцем. Именно она спасает Тагана от глупой смерти. И именно ей дано последнее обещание Тагана вернуться к нормальной жизни и больше не пить. Айна живет вместе с Нюрой Фадеевной в двухэтажном доме вдали от всех, ухаживая за ней. Актриса хорошо передала обиду и гнев, которую испытывает женщина от предательства мужа. Особенно впечатляют сцены криков и обливания водой как символ желания смыть с себя всю обиду.
Одинокий шал (старик) – один из самый загадочных персонажей. Неизвестно его имя, но, по его рассказам, он, еще не успев достигнуть совершеннолетия, был отправлен на войну вместо сына начальника в ауле. На войне получает множество ранений. А вернувшись, он женится. К сожалению, жена скончалась еще до того, как они успели завести ребенка. Конечно, в этом они не виноваты. Во всем виновата война! Впрочем, он все-таки завел двух детей, мальчика и девочку. И Шал, по его словам, собирается их женить друг на друге, как только оба достигнут совершеннолетия. Причина такого желания старика непонятна. Да и сам он никому ничего не собирается объяснять – Шал живет один, отрекшись от общества.
Одним из самых важных персонажей является Нюра Фадеевна. В повести Ерик – не единственный ее ребенок. До этого у нее были еще две дочери, которые умерли в младенчестве. В постановке это не упоминается вовсе, как и трагичное прошлое бабушки Нюры. Как я поняла, сама женщина придерживается своей старой веры, но читает намаз.
По стечению обстоятельств она оказывается прикованной к постели, но к концу спектакля, перед уходом из жизни неожиданно смогла встать. Это навевает подозрения, что женщина делала вид, будто не может ходить, чтобы удержать рядом сына. Роль искренне исполняет Нуржибек Жансугурова.
Вопросы без ответов
Сама постановка, несмотря на явные отличия от повести Оралхана Бокея, все-таки смогла передать ту самую важную мысль, которая преследует человека – почему именно мы?.. Сюжет, как повести, так и постановки, довольно сложный. Декорации на сцене весь спектакль оставались статичными – большие длинные доски, подвешенные на веревках в виде пчелиных сот. Эти же длинные доски персонажи носили на руках.
Конечно, эта сценическая работа оставляет сильные впечатления и уйму вопросов у зрителей.
Тем временем Айдын Салбанов поделился планами о предстоящих премьерах.
– В этом году запланировано еще несколько спектаклей. А вообще, Театр С. Сейфуллина ждут изменения – в скором времени к актерской труппе добавится оркестр, – отметил режиссер-постановщик.
Айганым ТУРСЫНОВА,
студентка КарУ
Фото: театр им. Сейфулина