«Тазы окружали меня с детства, так как жили мы в ауле. А восемь лет назад их разведением основательно занялся мой брат, который участвует в шарғы тарту и охоте», — рассказывает известный казахстанский художник-график Нурлан Бажиров.
Он написал сотни картин, посвященных казахским национальным традициям. На них часто можно увидеть природу нашей степи, лошадей, собак и беркутов. Его работы украшают интерьер Акорды, а сам художник считается одним из самых ярких и талантливых мастеров современного Казахстана.
С четвертого класса он учился в Карагандинской художественной школе, затем после восьмого класса поступил в Алма-Атинское художественное училище имени Н. Гоголя, ныне Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева.
– После окончания училища служил в армии. Работал в Карагандинском худфонде, а затем – в художественно-производственных мастерских шахтерской столицы. Степь Сарыарки, юрта, охота с тазы навсегда останутся в моей памяти. Эта тема вдохновляет и сегодня, – рассказывает Нурлан Дюпанович.
Хоть наш земляк сейчас и живет в Алматы, он участник не только карагандинских, но и республиканских, международных выставок. Его работы хорошо знают в Казахстане и России. Пишет в смешанной технике на итальянском, французском торшоне (плотная бумага, как картон). Сначала наносится рисунок, разбрызгивается гуашь, после используются масляные краски, пастель и карандаш.
– Кочевой народ был вынужден жить в непростых условиях, поэтому они и относились по-настоящему бережно к беркутам, тазы и лошадям, – делится Н. Бажиров. – Наибольшим уважением среди казахов пользовались люди, умеющие профессионально воспитывать собак и птиц для охоты. Это легло в основу множества мифов и легенд, существующих в казахском фольклоре. Красоту и характер этих прекрасных собак я стараюсь отразить в своих работах.
Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ
Репродукции из архива
Нурлана Бажирова