back to top
14 C
Алматы
Понедельник, 28 апреля, 2025
No menu items!
ДомойНовостиКультураАмал: смириться и перетерпеть

Амал: смириться и перетерпеть

Содержание национальных примет и наблюдений формировалось веками

«Настали холода. Как хмуро небо! Мир бесцветен и убог.

Сырой туман распадками курится.

Табунщик на ветру продрог.

Озябли, голодны, стоят как вкопанные кони,

Не скачет, не резвится в открытом поле стригунок».

«Времена года», Абай Кунанбаев

Название месяца «қараша» указывает, что земля начинает остывать, приобретая коричневый оттенок. В этот период чаще всего выпадает и первый снег, который в народе так и называют «қарашаның қары», то есть «ноябрьский снег».

Ноябрь – одиннадцатый по счету в привычном календаре, последний месяц осеннего периода. Небо окутано черными тучами с непрекращающимся дождем, который сменяется снегом. Холод и мороз усиливаются. Время, когда птицы улетают в теплые края.

– Казахи говорят: «Если в ноябре снег не растаял и не напитал землю влагой, зима будет длинной, из-за чего может произойти джут». Этот месяц степняки делили на две части: малый, который заканчивался пятнадцатого числа, и большой ноябрь – начиная с шестнадцатого. В Центральном Казахстане в последний месяц осени улетают на зимовку водоплавающие и околоводные птицы – гуси, утки, лебеди, цапли, аисты. В моем родном краю в начале большого ноября – пятнадцатого, шестнадцатого, семнадцатого – последними всегда улетали гуси, а двадцать пятого начиналась зима, – делится наблюдениями писатель, этнограф, краевед Торехан Майбас.

Об этом и приведенные выше первые строки произведения «Қараша, желтоқсан мен сол бір-екі ай» великого Абая. Два месяца – ноябрь и декабрь – для простого казаха как символы начала зимы.

– Степняку, связавшему свою жизнь со скотом, есть о чем беспокоиться. С 25 ноября начинается зимняя четверть. У казахов существует пословица: «Қараша – қауыс, кәрі-құртаңды тауыс» – «В ноябре старую скотину доедай». Поэтому к этому времени ее откармливали для забоя. Но эта заготовка еще не является соғымом, – подчеркивает Торехан Майбас.

Чтобы будущий окот пришелся как раз на март, у животноводов 45 дней с октября по ноябрь отводится на осеменение скота. А с 20 ноября по 15 декабря должны успеть перегнать всех животных с летних пастбищ на зимовки. В это время могут быть сильные ветра, случиться резкое похолодание, дождь, снег. У сайгаков начинается гон. В этом случае непогода становится своеобразным укрытием от степных хищников. Если голосовая борьба не заставила соперника отступить, то самцы могут сражаться на рогах. Победителю достается целый гарем, где на одного самца приходится до 30 и более самок.

– Во время гона некоторых самцов покидают силы. Им даже бывает не до еды, и они становятся легкой добычей своего единственного врага в природе – степного волка. Сайгак как бы отдает себя в жертву в обмен на то, чтобы волки не трогали беременных самок и выжили новые поколения. Если помните, в прошлом году в декабре такие обессиленные сайгаки забредали в населенные пункты, – рассказывает писатель.

Погодные явления, повторяющиеся из года в год в одно и то же время, получили у народа общее название «амал» («жыл амалдары»). У каждого амала есть свое название и объяснение. Как описывает в своих книгах наш собеседник, между месяцами по старому календарю (13-14 числа каждого месяца по современному) наступал период өліара. Это время, когда ожидалось очередное изменение погоды. Кочевники, живущие в степи, знали, что в это время как никогда нужно быть осторожными и готовыми к любым капризам погоды. Поэтому амал – это то, с чем нужно смириться, перетерпеть и переждать.

Содержание национальных примет и наблюдений формировалось веками, и в них имеются свои особенности в деле охраны природы, характерные для той или иной народности. Традиция казахского народа вести кочевой образ жизни способствовала лучшему пониманию явлений природы, помогала чувствовать их, учила сосуществовать, приспосабливаясь к ним. A религия, поклонение солнцу, воде, горам и огню способствовали пpобуждению y человека чувства понимания могущественности природы, формировали национальное самосознание. Так что наши предки были гораздо ближе к природе, чем городское поколение, и как никто знали, что ее надо ценить и беречь.

 

Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ

Коллаж Юрия БИЛУШЕНКО 

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

У жителей Темиртау вызывает горечь и недоумение новая пристройка, скрывающая символичный арт-объект

Мурал в городе металлургов, ставший символом мужества и самоотверженности спасателей, оказался частично скрыт новой постройкой. На его месте – точка по продаже донеров и...

Карагандинцев и гостей города приглашают на концерт хоровой музыки

Карагандинский академический театр музыкальной комедии 4 мая на сцене Дворца культуры горняков представит зрителям концерт хоровой музыки – одного из самых древних и массовых...

В диалоге — сила

Во Дворце мира и согласия в Астане прошло расширенное заседание Совета Ассамблеи народа Казахстана, посвященное знаковому рубежу – 30-летию со дня основания этого...

«Таблетки» экономического роста: в регионе все активнее выпускают продукцию второго и третьего переделов

Обычно уголь используют как топливо для получения тепла. Но из этого твердого ископаемого можно также производить абсорбенты и даже удобрения. Эту инновационную технологию освоили...

На передовой – и в мирное время

Карагандинцы неоднократно проявляли мужество и отвагу, сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны Многие не вернулись с поля боя. Те же, кто остался жив, приняли деятельное...