Средства массовой информации могут как «обвалить» акции, так и способствовать повышению их стоимости. Пишущая братия может сделать это по неосторожности или нарочно. Поэтому нужно быть максимально объективными при освещении сделок на рынке ценных бумаг, говорили на специальном медиасеминаре.
Я б заводик прикупил
СМИ не зря называют четвертой властью — влиять на те или иные процессы в обществе они могут, даже не имея на это умысла. Иногда так происходит в результате ошибки, банальной невнимательности. Неточные сведения могут сыграть злую шутку и в кампании по IPO, которая стартовала в Казахстане.
Напомним: IPO — это первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц, ее выход на биржу. Акции — ценные бумаги, которые торгуются на фондовом рынке и дают своему владельцу право на долю в бизнесе компании. Для нее это привлечение дополнительных инвестиций. Только здесь инвесторами выступают и физические лица, граждане республики.
Процесс IPO включает в себя три этапа. На первом идет подготовка компании к выходу на рынок ценных бумаг (такую компанию еще называют эмитентом). Здесь согласовывается структура сделки, вырабатываются бизнес-стратегии, определяются цели и задачи, которые потенциальный эмитент будет решать посредством IPO.
Не забывают и о юридической стороне: смотрят на соответствие нормам корпоративного управления, готовность к прозрачности (а это одно из основных условий проведения IPO).
Кроме того, идет большая ревизия в финансовой отчетности, насколько она соответствует международным стандартам. В общем, компания выявляет свои слабые стороны и работает над ними.
— На этом же этапе определяются структуры размещения, периметр сделки, планируются приблизительные сроки, когда компании хотят выйти на IPO. Также выбираются площадки, на которых будет размещение, — поясняет Шолпан Айнабаева, председатель правления инвестиционной компании АО «SkyBridgeInvest». — Второй этап — это подготовка к размещению. Он очень длительный и серьезный. Здесь готовимся к самой сделке. Подключаются консультанты, которых нанимает компания-эмитент, с юристами и финансистами готовятся пакеты документов к листингу (процедура допуска ценных бумаг на биржу). Он включает в себя меморандум, отображающий все параметры предстоящего размещения. Очень важным моментом является оценка стоимости компании. А она складывается из анализа деятельности потенциального эмитента, прогнозов на будущее развитие. Это очень длительный аналитический глубокий процесс.
Этапы любят тишину
Ну, а третий этап, говорят специалисты, — самый короткий. Это сама сделка и предстоящий ей маркетинг. Он, к слову, бывает двух видов: профессиональный (для институциональных инвесторов, в основном для юридических лиц) и розничный (здесь участвуют и физические лица). Маркетинг включает в себя публикацию отчетов, проспектов, всех тех параметров, в соответствии с которыми осуществляется IPO.
На этом же этапе проводится road show, задачей которого является привлечение целевой аудитории и налаживание контактов с постоянными клиентами. Это встречи с потенциальными инвесторами, представителями СМИ, различные семинары, круглые столы, брифинги, в некоторых случаях даже развлекательные программы. Здесь же устанавливается обратная связь с инвесторами. Затем идет размещение, то есть сбор заявок в специальную книгу. А уже после этого следует процесс локации, иными словами, акции распределяют между инвесторами.
— При IPO, которые проводятся частными компаниями, нет каких-то четких правил. В нашем случае в сделке, которую будет проводить АО «НК «КазМунайГаз», будет приоритетность. В первую очередь удовлетворят заявки розничных инвесторов, а уже потом институциональных. Сейчас мы находимся на второй стадии второго этапа. И здесь СМИ часто спрашивают: почему так мало информации? Дело в том, что первые два этапа IPO (предварительная подготовка и подготовка к размещению) любят тишину, поэтому СМИ получают минимум сведений, дабы не возникло домыслов, которые могут серьезно навредить процессу. В этот момент определяется периметр сделки, производится оценка стоимости, формируется видение: по какой цене рынок будет готов купить акции готовящейся к листингу компании. В ходе проводимых в стране информационно-разъяснительных встреч была только дана информация о готовящемся IPO, деятельности потенциального эмитента, обозначены сроки сделки (до конца года), — говорит Ш. Айнабаева.
Информация польется как из рога изобилия только на третьем этапе, при проведении маркетинга и road show. Консультанты, эмитент и продающие акционеры будут через СМИ взаимодействовать с потенциальными инвесторами. Сколько дней длится сделка, ценовой диапазон — все это сообщат. Специализированные издания могут не ограничиваться простой передачей сведений. У них есть возможность размещать свои аналитические материалы в отношении стоимости акций и выгодности инвестиций. Правда, в штате таких СМИ должны присутствовать профессиональные финансовые аналитики либо изданию нужно сотрудничать с инвестдомами, у которых есть команда профессионалов.
Попроси специалиста
Немалую роль в IPO играет транспарентность (прозрачность) компании. Оно и понятно: как же инвесторам вкладывать свои средства в организацию, о которой ничего неизвестно? Будущие акционеры должны знать, чем «дышит» эмитент, его бизнес, планы, доходы и расходы, убытки и долги и т.д.
Компания прозрачна не только в момент проведения IPO, но и после. Акции не имеют срока обращения, а потому эмитент всегда будет объектом пристального внимания со стороны профессиональных аналитиков, инвесторов и СМИ.
— Данные компании, заходя в листинг, берут на себя обязательства раскрывать всю другую благоприятную и неблагоприятную существенную информацию, — дополняет Ш. Айнабаева. — К существенной относятся сведения о крупных сделках, новых продуктах и услугах, которые планируют выпускать или продвигать. Также сюда входят сделки по приобретению и продаже активов, изменение политики выплаты дивидендов. Это тоже важно для принятия инвестиционных решений. Во внимание берутся и любые кадровые изменения, которые в конечном итоге могут приводить к изменению стоимости ценных бумаг. Вся эта информация доводится до сведения общественности в форме пресс-релизов или публикации на официальных источниках, определяемых регулятором. Если компания в какой-то период времени перестанет прилагать усилия для того, чтобы сохранить свое положение на рынке, то интерес инвесторов к ней ослабеет, ликвидность акций упадет. В итоге выгоды, которые компания рассчитывала получить в результате проведения IPO, не будут реализованы.
Поэтому так важно, чтобы у инвесторов сформировался позитивный имидж компании. Тут СМИ могут действовать по-разному. Одни просто ограничатся передачей информации, будут служить каналом между эмитентом и потенциальными акционерами. Другие в материалах могут давать оценку, ставить под сомнение какие-либо расчеты или подходы, публиковать аналитические данные. И здесь журналисты формируют позицию, общественное мнение, что, в конечном счете, может отразиться на сделке, стоимости акций: они могут взлететь в цене либо упасть.
Поэтому специалисты рекомендуют пользоваться услугами профессиональных аналитиков. Очень много ошибок происходит из-за стремления выдать информацию первыми. И тут, как говорится: поспешишь — людей насмешишь. Сведения необходимо перепроверять. В таких делах не место и хайпу, убеждены специалисты.
— Много вопросов сейчас задают о цене на акции. Оттого, что мы не отвечаем, рождается много поводов для домыслов, — рассказывает Ш. Айнабаева. — Для эффективного размещения бумаг компании на рынке особое внимание уделяется оценке ее стоимости. Этот процесс очень трудоемкий и осуществляется аналитиками консультантов. После того как они определяют некий уровень справедливой стоимости, с этими своими предположениями аналитики консультантов выходят к аналитикам институциональных инвесторов. И там уже обсуждается, по какой цене институциональные инвесторы приобрели бы эти акции. После этого формируется видение. На формирование цены размещения могут влиять рыночные факторы, инфляционные процессы и макроэкономические тренды.
На что обращать внимание?
На медиасеминаре выступили и представители компании АО «НК «КазМунайГаз», которая до конца этого года должна пройти IPO. Как правило, посредством сделки эмитенты привлекают инвестиции для будущего развития, повышают финансовое состояние, эффективность компании. По словам директора финансового департамента АО «НК «КазМунайГаз» Марата Диканбаева, IPO для этой компании — еще и улучшение корпоративного управления.
— Государство является малоэффективным управленцем, и Президент поставил задачу по разгосударствлению экономики. В рамах общей программы приватизации АО «НК «КазМунайГаз» является ближайшим кандидатом на приватизацию способом IPO. На протяжении последних лет мы убирали ограничения, которые не позволяли нам выходить на IPO. Занимались улучшением финансового состояния компании. Существенно сократили долг — с 19 миллиардов тенге до 8,5 млрд. Для подготовки к сделке наняты 4 брокерские компании. Листинг будет на локальных биржах KASE и AIX. Планируем выпускать простые акции, которые будут номинированы в тенге. У населения страны будет возможность стать совладельцами нашей компании. На данный момент 9,5% акций принадлежит Национальному банку, а 90% — АО «Самрук-Қазына». Доля последнего будет снижена, но при этом он сохранит контроль, — сообщил М. Диканбаев.
Теперь немного о самой компании. Она одна из крупнейших в стране и занимает большую долю в поступлениях в республиканский бюджет. Ее активы — свыше 30 млрд долларов США. АО «НК «КазМунайГаз» представлено во всех сегментах нефтегазовой отрасли: разведка, добыча, транспортировка, переработка. Промышленный гигант имеет доли в четырех перерабатывающих заводах в Казахстане и в двух в Румынии. В последнее время компания инвестирует в нефтегазохимическую отрасль. С учетом последних трендов продолжит поступательное снижение выбросов парниковых газов в атмосферу.
— В целом АО «НК «КазМунайГаз» имеет разветвленную сеть нефтепроводов в секторе транспортировки с выходом на Китай, Европу. Некоторыми нефтепроводами мы владеем на 100%, а некоторыми — совместно с партнерами. Общий объем перерабатываемой нефти составляет порядка 19 млрд тонн в год. Недавно модернизировали все заводы. Благодаря этому мы достигли улучшения глубины переработки, выходов нефтепродуктов. Обеспечиваем внутренний рынок, — рассказал М. Диканбаев.
По словам специалистов, будущие акционеры должны обращать внимание не только на производственные показатели компании, но и на финансовые. В финансовых показателях значится и свободный денежный поток. Из него-то и выплачивают дивиденды. В 2021 году этот поток составлял 669 млрд тенге, порядка 200 млрд из них пошли на выплаты акционерам.
— Очень часто СМИ и некоторые эксперты смотрят на показатель «чистая прибыль». Но это не совсем правильно, — объясняет М. Диканбаев. — Тут не учитываются погашение долга, капитальные вложения, здесь содержатся неденежные статьи (то, что компания деньгами не получила, но должна отразить). А в свободном денежном потоке уже все это учтено, отражены именно чистые финансовые средства. Их компания может направить на погашение долгов, выплату дивидендов или инвестировать в новые проекты. Решение о выплате дивидендов принимает общее собрание акционеров.
Но в этом деле присутствуют и риски. Тот, кто купил ценные бумаги, не должен думать, что теперь он будет сидеть и богатеть. Собрание акционеров может решить не выплачивать дивиденды ввиду неблагоприятных экономических условий. Не получат прибыли держатели акций и в том случае, если компания терпит убытки. Цена на нефть, перебои в производстве также влияют на финансовые показатели. То есть рост акций и дивиденды не гарантированы. Все это нужно учитывать потенциальным инвесторам.
— У нас есть базовые рекомендации по инвестированию. При принятии решения нужно оценивать свое финансовое состояние, доходы, расходы. Не надо брать кредиты на покупку акций. Также не стоит концентрировать все свои инвестиции только в одной компании, нужно их диверсифицировать. У нас на сайте есть раздел, посвященный инвесторам. Там можно найти всю необходимую информацию. Будет опубликован проспект выпуска акций, в котором отразят все риск-факторы, — заключил М. Диканбаев.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ