back to top
-1.1 C
Алматы
Пятница, 22 ноября, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиБраслеты, серьги, подвески в национальном стиле: карагандинские модницы узнают о новых ювелирных...

Браслеты, серьги, подвески в национальном стиле: карагандинские модницы узнают о новых ювелирных технологиях

«Золотые руки» – так говорят про того, кто мастерски выполняет свою работу. Выражением «глаз-алмаз» описывают человека, остро подмечающего нюансы. А практически про каждого работника карагандинского предприятия «Жемчужина» вообще можно сказать – бриллиант.

Кольца (в том числе обручальные), браслеты, серьги, подвески. Да не простые, а исполненные в национальном стиле, с орнаментами. Из золота или серебра. Все это выпускает «Жемчужина». На рынке ювелирных изделий она уже 20 лет. Для их изготовления есть все необходимое. Предприятие располагает производственной базой, которая обеспечивает полный цикл – от эскиза до готовой продукции. Она, кстати, соответствует всем международным стандартам.

– С чего начинается современное производство? С мысли. Сначала в голове у наших дизайнеров рождается эскиз. Его они отображают на бумаге. Затем он переносится в компьютерную программу. А после файл с рисунком загружается в 3D-принтер, который потом из полимерных материалов (здесь их называют воском) печатает прототип изделия. К примеру, мы хотим изготовить золотое кольцо. Сначала его «выращивает» 3D-принтер из материала, похожего на воск. Потом отливаем кольцо, только не из золота, а из серебра. Это у нас своего рода черновик, на котором можно рассмотреть какие-то недостатки, недоделки. Затем на компьютере вносят правки — корректируют высоту, толщину. И далее уже файл с доработанным эскизом отправляется на окончательную печать, – рассказывает Андрей Борзилов, директор и основатель ТОО ЮП «Жемчужина».

Надо отметить, что 3D-принтер относится к аддитивным технологиям. Они – настоящий образец «новой» промышленности. По сути, изделие как бы выращивают. Только если обычный принтер для печати заправляется краской, то 3D-машины – полимерами.

– Затем напечатанные изделия отправляются в восковой цех. Если это кольца, то их собирают в «елочку». Она представляет собой ствол, от которого отходят тоненькие прутья, на их концах – «восковки». Внешне такая конструкция напоминает известное хвойное дерево. Если изделие с камнем, то его вставляют до того, как повесили на «елочку». Мы работаем с фианитом. Его сначала нагревают до 90 градусов, и пока он горячий, крепят на заготовку. Под воздействием высокой температуры воск сам расширяется, это дает возможность крапанам (на них держится камень) лучше «вцепиться» в заготовку. Кстати, фианиты сажаем не какими-нибудь пинцетами, а вакуумным способом. То есть специальная маленькая трубочка воздухом подтягивает к себе камушек, будто пылесосом, и переносит на воск, – посвящает в тонкости производства его руководитель.

Затем «елочки» приносят в литейных цех. Их помещают в опоку – металлическую форму (здесь ее называют гильзой). Она выполнена в форме перфорированного цилиндра, то есть для каждого кольца есть свое отверстие. Потом в специальном аппарате готовится формомасса, в народе именуемая гипсом. Эту смесь заливают в опоку. Формомасса как бы обнимает заготовки колец, повторяя их контуры и рельефы, и застывает. Дальше «загипсованную» гильзу устанавливают в муфельную печь. После цикла прокаливания одна часть воска, который был в формомассе, сгорает, другая – вытекает, оставляя от себя лишь гипсовый «отпечаток». Затем опоку с застывшей смесью помещают в другой аппарат и заливают туда жидкий металл, который потом застывает.

– Получается, поместили в опоку восковую «елочку», а после всех операций она превратилась в золотую, на которой вместо шишек висят кольца, – улыбается наш собеседник. – Этот «урожай» мы собираем и отправляем в следующий цех.

«Алмазные» технологии

Тут надо отметить, что производство бывает разных видов. Ювелирные изделия можно отливать или штамповать. В «Жемчужине» занимаются и тем, и другим. Как выглядит штамповка? В литейном цехе готовится прокат – так называют золотые или серебряные полосы. Их создает машина непрерывного литья. Этот агрегат позволяет делать высокоточные плоские заготовки без микротрещин, пузырьков и т.д. Толщину получившихся полос при необходимости можно уменьшать. После того как заготовки отлиты, их отправляют в цех штамповки.

– Здесь расположен механический пресс мощностью 60 тонн. Образно говоря, сверху большая и тяжелая железная плита, а снизу – штамп, где прорезан рисунок. Мы устанавливаем прокат на штамп и начинаем рубку. К примеру, сейчас готовим комплектующие для пустотелых сережек в форме полумесяца. Мастер опускает пресс и одним ударом выполняет сразу несколько операций. Во-первых, придается нужная форма. Во-вторых, рельеф, ведь сережка была плоской, а стала по краям слегка загнутой, полукруглой. И в-третьих, обрезается все лишнее. В итоге получаются две половинки сережек, которые будет припаивать друг к другу уже другой мастер, – поясняет директор предприятия. – К слову, у нас достаточно штампов с различными рисунками. Поэтому мы можем производить изделия на любой вкус.

Между тем есть на предприятии еще один штамповочный агрегат, 300 тонн. Он предназначен для «толстых» полос. Их уже не прорубают, а прожимают, оставляя оттиск на металле.

Если говорить об оборудовании, то его в «Жемчужине» достаточно. И оно разное, начиная от механического и заканчивая автоматическим. Есть агрегаты для изготовления трубки, браслетов. Туда вставляется широкая полоса, и ее края загибают. Вручную сделать это практически невозможно.

Предприятие может также похвастать и лазерным станком. Он может резать металл, гравировать изделия, наносить узор или орнамент любой сложности. Рисунок получается высокоточный. Есть станок алмазной обработки. С его помощью на поверхность изделия наносится срез. К примеру, нужно, чтобы на сережке проглядывался рисунок, допустим, звездочка. Она должна быть не прорезанная (с углублением), а выпуклая. Алмаз наносит срезы, убирая лишний металл, так и образуется рисунок. Сам алмаз заполирован как зеркало, а его грани суперточны.

– Обычно, когда изделие выходит из-под станка, оно нуждается в обработке: где-то подшлифовать или отполировать. У алмаза же поверхность выверена, он имеет определенные углы. Резец вращается на очень большой скорости. Поэтому срез получается безупречный, и после него изделие не нужно полировать. Лет 15 назад я бы многое отдал за такие технологии. К слову, почти возле каждого станка у нас стоит сопло. Оно втягивает дым, который образуется в результате операций с металлом. Кроме этого, через специальные шланги всасываются золотая пыль, стружки, опилки. Их мы очищаем и пускаем в производство, на переработку. В общем, отходы превращаем в доходы, – говорит Андрей Борзилов. – Есть у нас аппарат, который наносит родий – драгоценный металл. Им покрывают уже готовое изделие, придавая цвет. Так, например, кольцо из белого золота становится еще белее. Проще говоря, создается гальваническое покрытие. А тут у нас машина лазерной пайки. Есть изделия, которые очень сложно паять, уходит очень много времени. А такое оборудование позволяет выполнять эту операцию быстро, качественно и точно. Это как контактная сварка, только лазером.

Есть где ставить пробу

После литья или штамповки вся «ювелирка» попадает в хранилище. Там идет комплектация. Не все изделия едины, как кольцо. Некоторые состоят из нескольких частей (например, серьги). Из хранилища изделия забирают в цех монтировки и полировки. И там начинается поистине ювелирная работа. Цех представлен множеством столов, за которыми трудятся специалисты. Одни занимаются пайкой, другие собирают изделия, третьи шлифуют их, четвертые вставляют фианиты. Ведь литье переносят не все камни, а только те, что не больше двух миллиметров. Остальные могут рассыпаться в печи.

Финальный этап – полировка. После нее изделия получают красивый блеск. Стоит отметить, что и здесь у каждого мастера стоит тара под опилки. Кроме этого, есть специальный рукомойник. Там сотрудники смывают с себя золотую пыль, которая потом очищается и также идет на переработку. Стружки, попавшие на пол, тоже пойдут в дело.

После полировки изделия промывают, их проверяет отдел технического контроля. Дальше на них крепят бирку с данными (размер, граммовка и т.д.) и отправляют на склад готовой продукции.

– Надо сказать, что ОТК ведет контроль на всех этапах производства. Проверяют сырье, сплавы. С помощью специального оборудования проводят спектральный анализ изделия, где смотрят на содержание металлов. Например, сейчас положим на прибор вот это кольцо. На нижней строчке аппарат показывает цифру 587. Это значит, что в изделии содержится 58,7% золота. Остальное – легирующие металлы. Они повышают прочность и устойчивость сплава, а также создают необходимый цвет. Лигатурой в золотых изделиях в основном являются медь и серебро. Они придают розоватый оттенок. А чтобы золото было белым, в сплавы вместо меди добавляют палладий и никель. А если в лигатуре больше серебра и меньше меди, то получается зеленоватый оттенок. Процент содержания самого золота при этом не изменяется, – раскрывает секреты А. Борзилов. – При этом для литья применяется одна лигатура, для проката – другая.

Кстати, на изделиях оттиснут так называемый именник. Он содержит знаки, по которым можно определить изготовителя и год выпуска. Всю готовую продукцию отправляют в Государственную инспекцию пробирного надзора в Астане. Там уже ставится проба.

Обратная сторона «ювелирки»

Стоит отметить, что предприятие в течение последних 15 лет периодически пользовалось мерами государственной поддержки. В банках второго уровня брали кредиты, а фонд «Даму» субсидировал процентную ставку. Займы служили для пополнения оборотных средств. Так же на них был реализован инвестпроект: построено здание, в котором располагаются производство и салон. Когда создаются благоприятные условия для бизнеса, грех ими не воспользоваться, считает директор «Жемчужины». Оборудование закупали своими силами. Завезено оно из разных стран – Италии, Турции, Китая, России. Что касается сырья, то его поставляет отечественный аффинажный завод ТОО «Тау-Кен Алтын» в Астане. Так что процент казахстанского содержания в производстве доходит до ста.

Если говорить о кадрах, то на предприятии трудятся 60 человек. Для них создаются комфортные условия, полный соцпакет. При этом учебных заведений, выпускающих ювелиров, в стране нет:

– Поэтому кадры готовим сами для себя. Есть у нас для этого учебный класс. Когда нам нужно, объявляем набор. Как правило, из 10 человек останутся один-два. Представление о ювелирах у людей может быть разным. Некоторым кажется: сидишь себе весь в чистом, ковыряешься. Большинство же видит только готовые изделия. А на самом деле «ювелирка» – это производство, где имеешь дело с металлами, руки тут, мягко говоря, не стерильные. Требуются аккуратность, усидчивость, усердие, терпение, способность выполнять где-то даже рутинную работу. Сам пошел в ювелиры, потому что мне с детства нравилось возиться с мелкими деталями, кропотливо над чем-то трудиться, а потом наслаждаться результатом. «Жемчужина» начиналась с одного стола, с одной ремонтной точки в Темиртау, где я восстанавливал поврежденные изделия. Затем стал их изготавливать. После перебрался в Караганду и открыл небольшое производство, которое расширялось из года в год. Теперь обучаю других тому, что сам умею. Наши курсы в среднем занимают два месяца.

Раньше все делалось вручную. Рисовали, потом вырезали, выпиливали, вытачивали, отливали. Сейчас новые технологии помогают экономить время и увеличивают производительность. С появлением 3D-принтеров произошел колоссальный прорыв в ювелирном деле.

Продукцию «Жемчужины» можно увидеть практически во всех городах страны. В некоторых даже имеются свои фирменные магазины. Два из них находятся в Караганде, есть в Темиртау и Астане. Также сотрудники предприятия и сами посещают различные международные семинары и выставки, где демонстрируются новые технологии в ювелирном деле. К примеру, о лазерной пайке узнали именно на таких мероприятиях. Так что «Жемчужина» старается шагать в ногу со временем, модернизировать производство. Кроме того, предприятие регулярно участвует в региональных и республиканских выставках, занимая там первые места.

Кстати, в «Жемчужине» занимаются и ремонтом изделий. И если человек купил сережки и одну из них потерял, то здесь могут сделать дубликат. В целом предприятие нацелено на массовое производство, но могут что-то выполнить и на заказ.

– Ювелирный рынок мы делим с немалым количеством посредников и изготовителей (причем как наших, так и зарубежных). Такое соперничество как бы подстегивает, заставляет совершенствоваться, быть лучше. И в то же время конкуренция должна быть здоровой и честной. Отечественным производителям бывает нелегко, особенно если рынок завален продукцией, в качестве которой приходится сомневаться. Думаю, многие компании согласятся со мной: доверие покупателя завоевать тяжело. Одни считают так: раз наше, то качество «не очень», другие просто хотят что-то дешевое. Но качественная вещь редко такой бывает. Мы же держали и будем держать марку отечественного производителя. «Сделано в Казахстане» должно звучать гордо, – заключил Андрей Борзилов.

Стоит отметить, что у предприятия зарегистрирован свой товарный знак. ЮП «Жемчужина» также состоит в республиканском объединении «Лига ювелиров Казахстана». Это – тоже показатель качества.

Кирилл ВАСИЛЬЕВ

Фото Александра МАРЧЕНКО

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Каждое имя — подвиг: в Караганде появилась Аллея героев

В честь 100-летия со дня рождения первого министра обороны Казахстана, генерала армии Сагадата Нурмагамбетова на территории войсковой части 31775 регионального командования «Астана» была открыта...

В Караганде побывала делегация специалистов из Китайско-японской больницы Цзилиньского университета

На встрече с акимом области Ермаганбетом Булекпаевым обсуждались перспективы сотрудничества в здравоохранении. – Карагандинская область – это не только индустриальное сердце Казахстана, но и...

С профессиональным праздником поздравил работников сельского хозяйства аким Карагандинской области

Ермаганбет Булекпаев отметил, что успех нынешней уборочной кампании стал возможным благодаря применению современных агротехнологий и государственной поддержке. Всем, кто трудится в поле, глава региона...

Главное богатство страны: в областном филиале партии «AMANAT» состоялся IV пленум областного совета ветеранов

В работе пленума приняли участие аким области Ермаганбет Булекпаев, председатель Центрального совета РОО «Организация ветеранов», депутат Мажилиса Парламента РК Бактыкожа Измухамбетов, член Центрального совета,...

Молодым везде у нас дорога, работа и оплачиваемая практика: в Караганде прошла ярмарка вакансий

На предприятиях Карагандинской области кадровый голод. Об этом говорит тот факт, что более 80 различных компаний, в том числе лидеры промышленного и других...

Пострадавшего в жуткой аварии пассажира легкового автомобиля прооперируют в Караганде

Сегодня утром на дороге в сторону Пришахтинска произошло ДТП с участием автомашины «LADA Priora» и маршрутного автобуса № 107. На месте погиб водитель...

У студентов медколледжа появилась надежда завершить обучение в стенах КМУ

По заверениям руководства области, теоретически такая возможность есть, но для ее реализации необходимо время. Об этом заявил заместитель акима Карагандинской области Ораз Таурбеков.  Напомним,...